Интервью А.Ф.Филиппова "Полит.ру"

Nov 17, 2014 08:41

http://www.polit.ru/article/2014/11/12/philipov/
http://www.polit.ru/article/2014/11/14/philipov/

Социологическая теория - это живой поиск путей объяснения социальной жизни, который происходит на общей площадке, где люди понимают высказывания друг друга, где они могут спорить, дискутировать, могут дальше продвигаться именно в смысле понятийного и концептуального состава науки, а не просто сообщения о том, какие новые данные они добыли при помощи известных концепций и методов.

Социология - это тот способ, которым общество говорит само с собой о самом себе. «Социология - это самоосмысление общества» - формула знаменитого немецкого социолога Ханса Фрайера, который жил в первой половине XX века. И эту формулу я всерьез освоил и принял на вооружение.

***

... я довольно хорошо знал его сочинения, хотя и догматически, не творчески, со склонностью критиковать, а не использовать.

Я увидел, как это бывает, когда теория создается на твоих глазах. Например, один называет определенное явление действием, другой - поступком, третий еще каким-то словом. Луман называет это событием, событием-коммуникацией. Казалось бы, слова почти синонимичные, но для него это его собственный язык, он на нем объясняет свою реальность. Он при тебе показывает, как с самого нижнего уровня можно начать выстаивать огромную, всеобъемлющую теорию.

теория возникает как попытка прояснить свой собственный социальный опыт ... в основании социологической теории всегда должен лежать не просто понятийный аппарат, а некоторый опыт. А социальный опыт является уникальным. Уникальный опыт проживания в Советском Союзе, в распавшемся, распадающемся Советском Союзе, это то, что потом должно быть прояснено через социологические понятия.

наш социолог, независимо от того, понимает ли он это или нет, думает он об этом или нет, осмысливает свой опыт, свои наблюдения, соотносит с этим огромным пространством, на котором и происходят всякие события, процессы, появления новых государств, распад этих государств, соединение их в какие-то новые образования. Это все происходит в этом огромном пространстве, которое называется империей. И хочет он этого или нет, еще раз повторю, социолог является наблюдателем империи.

***

Шмитт не просто сотрудничал с нацистами, как это бывает иногда, когда человек, что называется, не отдает себе отчет в происходящем или старается сохранить жизнь и свободу и пишет неискренне. Шмитт был довольно активный участник становления режима в первые годы нацизма. Биография его в этой части тяжелая. И естественно, что отношение к нему по этой причине у многих читателей довольно плохое, так что они даже знать не хотят о его заслугах. Дело в том, что основные заслуги Шмидта относятся еще ко времени до наступления нацизма, да и потом он написал много глубоких и ценных работ. К сожалению, в особенности, когда речь идет о политических мыслителях, нам трудно бывает смириться с тем, что можно быть огромной фигурой и при этом какое-то время, скажем, стоять на стороне абсолютного зла. Тем не менее, это именно так. Он огромная фигура, равной которой, наверное, не было в 20 веке. Или, по крайней мере, было лишь несколько людей, сопоставимых с ним. Тот же Вебер, может быть, Лео Штраус, еще несколько человек. Без его трудов понять ничего невозможно ни в истории, ни в значительной степени в современности.

***

Что касается просветительства, я считаю, что отдельные акции просветительские очень нужны и важны. Но еще важнее и нужнее просветительские структуры. По мере возможности я стараюсь в этом принимать участие. На мой взгляд, регулярные просветительские мероприятия невозможно заменить ничем. То есть, грубо говоря, цикл лекций на «Постнауке» важнее, чем одна лекция или две лекции в год какого-нибудь мэтра. Это то направление, которое должно развиваться, в нем есть потребность у всех.

Социология

Previous post Next post
Up