"...сквозь мою душу прошла радуга"

Apr 02, 2013 01:28


Посмотрела «2046» Кар Вая.

Фильм-гипноз, фильм-наркотик, фильм-сон, оптическая иллюзия, в которой хочется просто раствориться. Музыка настолько пронзительная, что порой даже скудные диалоги кажутся излишними, можно просто молчать и все будет ясно. Поводом посмотреть стала выхваченная где-то боковым зрением фраза, что это фильм о путешествиях во времени.

Фильм закручен, как лента Мебиуса: из любой точки повествования можно попасть в любую точку.

Да, есть поезд для путешествия в будущее, из 1960-х в 2046, но туда люди едут не за будущим, а за прошлым. Там, в 2046, все остается неизменным и можно попасть в свои воспоминания. Здесь никто не знает, как выглядит 2046 г., потому что оттуда еще никто не возвращался.

Герой, он же повествователь, он же писатель, придумавший этот поезд в своем романе «2047», - первый, кто едет обратно. И вот так все бесконечно перетекает из одного плана в другой: фантазия нанизывается на фантазию, настоящее - на прошлое, временные и пространственные планы вставляются друг в друга, как матрешки. Объект существует лишь пока мы смотрим на него, меняется кадр - и все исчезает для этого мира, чтобы остаться в другом. Твой взгляд, твое присутствие здесь фиксирует реальность.

Герой пишет роман о любви незнакомого ему человека к знакомой ему девушке и глазами героя влюбляется в нее. Фантазия становится реальностью, потому что о чем бы ты ни писал - ты пишешь всегда о себе и только о себе. А кого бы ты ни любил - это тоска об утраченной радуге:

«...сквозь мою душу прошла радуга. Она все еще там, словно пламя, живущее внутри меня. Каковы твои чувства ко мне? Они похожи на радугу после дождя?»

Он сам когда-то (а точнее, в фильме «Любовное настроение») влюбился в чужую жену и с тех пор повсюду ищет черты той женщины, а лейтмотивом его жизни становится невстреча. И вроде бы уже почти - но нет, не случается. Можно жить в одном номере, ездить в одном такси, а встреча так и не произойдет.

«С любовью надо угадать вовремя. Плохо, когда встречаешь своего человека слишком рано или слишком поздно. Живи я в другое время или в другом месте, у моей истории мог бы быть совсем другой конец». Но правда в том, что другого конца быть не может. Ответ в том, что ответа нет. Путешествие во времени не меняет ничего. Погоня за прошлым - такая же погоня за иллюзией, как попытка романа с женщиной, носящей имя бывшей возлюбленной. Это как когда ты шепчешь свой секрет дереву, а потом сам о нем забываешь.

кино

Previous post Next post
Up