Урра! Запишу по свежим следам занятие, которое было только вчера.
После освежающего купания, в которое отправила команда "Беды" флотилию инфернального Кусаки, "Беде", увы, недолго случилось радоваться. Пережив тайфун, экипаж потерял Лома, который полетел на воздушном змее в сторону Японии. И только, казалось бы, дело опять наладилось благодаря изобретательности Врунгеля, как налетел из тумана миноносец.
На этом останавливаемся, поскольку миноносцы близки мальчишеским сердцам. У меня есть набор игры Top Trumps с военными кораблями. Поразглядывали карточки. Определяли страну по флагу (заодно потренировались с теми флажками, которые у меня есть), смотрели, какие характеристики указаны на карточке. В списке есть displacement - водоизмещение. Будем разбираться, что это такое.
Рассказала байку об Архимеде в ванне и о том, какие закономерности стали известны науке после его купания. "Будем, - говорю, - ставить опыт". К делу я подошла ответственно: заготовила двё емкости, три игрушечных корабля, один листочек бумаги с расчерченной табличкой "корабль - вес корабля - вес вытесненной воды" и одни кухонные весы.
На деле же мы получили лужу воды на полу, море веселье и важный жизненный опыт преодоления трудностей. Мы взвесили корабли, занесли данные в таблицу. Мы налили воду во внутреннюю ёмкость так, чтобы она не выливалась только за счёт поверхностного натяжения, мы аккуратно поставили первый корабль и возликовали, увидев, что вода начала переливаться через край. Следующим пунктом плана было вынуть внутреннюю ёмкость, перелить воду из внешнего тазика в мерный стакан, взвесить и сравнить с весом корабля. Щас. Попробуйте поднять пластиковый контейнер, почти до краёв полный водой, и поставить его на другое место, ничего не пролив.
Можно было утвердить авторитет Архимеда директивно, но мальчики уже были слишком увлечены этой вознёй с кораблями и водой. Так что мы перепробовали ещё несколько ёмкостей, обнаружили, что причина неудач - в гибкости пластика. Но керамической миски достаточно объёмной, чтобы вместить большие корабли, у меня нет, поэтому мы оставили в сторонку покупную флотилию и запустили в суповую тарелку крышку от банки с Алисиной принцессой в качестве пассажира-утяжелителя. И тут у нас всё получилось! Правда, в этот раз я предложила сделать наоборот: взвесить сначала вытесненную воду, а потом уже принцессу с её лодкой. И разница у нас в каких-то три грамма всего вышла.
Это мы разобрались с тем, что такое водоизмещение.
Дальше была маневренность и измерение скорости в узлах. Про узлы нам Р. рассказал.
Будем делать свои карточки для Топ-Трампс. Для этого нужно в верхнем правом углу нарисовать флаг, под ним - сам корабль, а под картинкой - его характеристики в заданном порядке: длина, маневренность, водоизмещение, команда, скорость, боевая мощь.
Сначала я хотела, чтобы мальчики сделали рукописный вариант в тетради, а я бы потом это набрала на ноуте и распечатала, чтобы на картонную карточку приклеить (им было бы сложно так мелко писать, как нужно для карточки). Но в итоге всё переиграли по ходу дела.
- Вы хотите про настоящие корабли писать или сами придумаете?
- Конечно, сами! Кто захочет писать про настоящий корабль?
Упс... А я приготовила "История корабля" Сахарнова, чтобы полистать и выбрать оттуда по кораблю. Плюс обязательно нужна карточка для "Беды".
Так что в тетради стали писать о фантазийных кораблях. Флаги, соответственно, тоже оказались фантазийными.
Карточку для "Беды" сделали вместе: я писала, мальчики рисовали корабль и флаг и заполняли. Чтобы не слишком врать, мы искали в интернете, какая длина может быть у такой яхты, какая скорость. И я только сейчас поняла, какую ошибку мы допустили с флагом: надо же было красный флаг рисовать, а они нарисовали российский, и я их не поправила.
Т.к. Ваня всё делает очень быстро, мне нужно было его занять, пока Р. работал в тетради. Дала ему задание заполнить карточку для миноносца "Кусаки". Ему пришлось просматривать карточки в поисках похожей, чтобы получить представление о цифрах. В поле, где нужно дать словесное описание судна, написал: "Миноносец защита Японий и китов" :)) Но и этого было мало: Р. ещё не закончил, а Ваня уже опять свободен. Чтобы хоть немного его замедлить, попросила самого теперь переписать мелкими буквами на карточку все эти сложные слова, включая "водоизмещение" (реально сложное, мальчики аж вспотели, пока переписывали). Объект - из книги о викингах. Что там указано - просто переписать, остальное - придумать.
А потом мы добавили наши карточки к магазинному набору и сыграли, отрабатывая всю эту лексику.
Пока "Беда" страдала от шальных миноносцев, Лом чудил в Японии. Поговорили, почему Япония - Страна Восходящего Солнца. Рассмотрели страницу из книги Мизелиньских "Карты".
Вспомнили всё, что мы сами знали о Японии, и узнали кое-что новое. Я готовила видео и текст о Фудзияме, но не стала их предлагать - времени не оставалось. А вот об икебане поговорили. У меня был маленький букетик из розы, ветки сирени и цветка, которого я и по имени-то не знаю. Если цветы - это знаки, а букет - это послание, какое послание может передавать эта композиция? Мальчики предложили свои версии, я свою. Главное для меня тут было подчеркнуть, что один и тот же предмет может нести целый букет смыслов, и ни один из них не правомочнее другого. Все наши версии и сотня других, которые можно придумать, - правильные. (Это у меня зреет идея о том, как с ними говорить о символах и аллегориях на следующий год, начинаю бросать якорьки).
Жаль, что у нас так скомканно получилось про последние две страны, но у нас так получается, что в следующую субботу мы, ЕБЖ, все будем, а потом один мальчик уедет в одну субботу, другой - в другую, а мне обязательно нужно, чтобы на завершающем занятии по "Врунгелю" были все. Поэтому так. Мельком заглянули в Японию и бегом в Канаду.
Благодаря осеннему визиту наших канадских друзей и нашей с Ваней поездке туда в 2013 г, изучение Канады, хотя и слишком поверхностное, зато на всех сенсорных уровнях. После того, как вспомнили корову на льду и волчонка, на которых наши герои рассекали по Канаде, обратились к артефактам.
Узнали, почему на канадском флаге кленовый лист. Посмотрели, какие животные обитают в Канаде, какие из них стали символами страны и почему. Даже серёжки мои медные с индейским орнаментом были встречены с большим интересом. И чтобы уже совсем всё хорошо запомнилось, подкормили мозг сладеньким - канадскими конфетами из кленового сиропа и черники.
Домашнее задание - подготовить майнд-карту наподобие той, что рисуют Мизелиньские, об одной из стран, в которых побывал Врунгель. Будем прокачивать навык обобщения собственных знаний, добычи новых и презентации их перед строгой аудиторией.