командные шахматы

Feb 10, 2019 00:32

У Вани новый опыт. Сегодня первый раз играл в шахматы за команду Barnet.Следующий матч в марте. Дальше я не поняла совсем ничего. Мужчина в коридоре мне сказал, что финал будет в Ливерпуле. Я несколько испугалась по этому поводу, но потом решила отложить испуги, потому что никто ещё ничего не выиграл и билеты покупать не заставляют.

Организация конкретно нашей команды из рук вон плоха. В письме, где Ваню приглашали в команду, была просьба ответить до пятницы по поводу игры в эту субботу и тренинга в предыдущее воскресенье. Поговорив с Ваней, я ответила согласием по обоим пунктам. Дальше - тишина. Т.к. оба места от нас расположены далеко и с кучей пересадок, на тренинг без подтверждённого участия мы не поехали. А перед турниром я решила все-таки ещё раз написать. Попросила подтвердить Ванино участие и объяснила, что не хотела бы так далеко ехать и отменять субботние занятия ради того, чтобы узнать, что Ваня не играет.  Менеджер команды Анжела проявилась почти мгновенно: да-да, очень-очень ждём Ивана. "Очень жаль, что у меня не получилось ответить раньше и Иван пропустил тренинг". А уж нам-то как жаль. Особенно если учесть, что это было единственное воскресенье, когда мы смогли бы туда поехать.

Сегодня Анжела действовала примерно так же. Турнир был в школе в Ричмонде. Три раунда. Играли в спортзале, а командам выделили классы для ожидания. Я видела, что некоторые лидеры команд  встречали своих ребят внизу, провожали в кабинеты, перед турниром они что-то вместе делали командой - не то мотивировались, не то учились. Мы -  в свободном полёте. Анжела пришла минут за 15 до начала игр. Начала в спешке раздавать футболки. Зачем-то углубилась в особенности жеребьёвки на  командных турнирах. Эта жеребьёвка проходит фактически вслепую: у менеджера команды есть N детей (в нашем случае - 16), и он их распределяет по столам -  в порядке убывания "силы". Так же поступают все остальные менеджеры. Внутри команды детям присваиваются номера, а сама команда обозначена буквой. В зале дети ищут не свою фамилию, а свой буквенно-цифровой индекс.
Это мы уже опытным путём постигли, т.к. после странной речи о том, что у нас будут сильные противники (наши дети играли против Оксфорда, Сассекса и ещё третьей команды, которую я не запомнила), но "броня крепка и танки наши быстры", Анжела бросила "своих" детей и удалилась на общественные работы. А мы там с Ваней сначала запутались в этих индексах, потом распутались и нашли его место, но во мне прямо-таки кипел вопрос, почему другим ребятам помогали их менеджеры, а нашим нет.

Ваню поставили на вторую доску, т.е. он играл против второго сильнейшего игрока в команде противника. Первая игра выдалась ужасно тяжёлой, играли до упора, вышли последние. Ваня проиграл, расстроился до слёз. Давно такого не было. Тут я поняла, как сильно давит командность. Больше всего Ваня переживал о том, что вдруг он один в команде проиграл и всех подвёл. Бедный заяц. Утешила его, что точно не один, а потом узнали, что на первых пяти досках у нас проиграли все.

Дальше было совсем "прекрасно". Анжела опять появилась перед самым началом второго раунда. (Пока в других комнатах, я видела через открытые двери, разбирали партии и настраивали детей на следующую игру, она опять же занималась общественной работой). Заявила, что мы опаздываем, но это фигня, мол, без нас не начнут. А вот и нет. Когда мы спустились, выяснилось, что раунд начался точно по расписанию. Более того, "белые" успели сходить и нажать часы, так что у "чёрных" вовсю шло время игры! Ваня в этом раунде играл как раз чёрными и 5 минут уже потерял к тому моменту, когда начал играть. В итоге ему это не помешало, он выиграл, но в первые секунды это его явно выбило из колеи, он даже на стул сел как-то криво - торопился. Потом мы узнали, что у всех, кто играл в том раунде чёрными, время уже шло, когда они пришли в зал. По-моему, это довольно жёстко со стороны детей. Мне почему-то кажется, что Ваня бы так не поступил, играй он белыми. Хотя, может быть, им организатор велел начинать. В любом случае, это хороший жизненный урок.

В третьем раунде Ваня сыграл вничью. Пришёл довольный. Сказал, что у него было незавидное положение и дело шло к проигрышу, но он как-то хитро вынудил противника разменяться и свёл все в ничейную позицию по материалу. Мне эти объяснения ни о чём не говорят, но я понимаю, что заработать пол-очка там, где маячил проигрыш - это отличный результат. Все его тоже сильно-сильно хвалили. Наш мальчик с первой доски проиграл все 3 партии, потом вот Ваня заработал полтора очка, и третий самый сильный мальчик выиграл 2 партии. Анжела их тасовала между партиями, но верхних не трогала.

Что порадовало. То, как ребята в команде друг друга поддерживали. Я немного опасалась того, что они будут на чужие проигрыши некрасиво реагировать, но с этим всё было отлично. Ваня первый раз в командном турнире играл, утром было заметно, что он сильно волнуется. И все разговоры были о том, будут ли его другие ребята ругать, если он проиграет. Да и до этого мы эту тему обсуждали уже дня три.
А то у нас на атлетике был случай неприятный, когда в командной эстафете один мальчик на другого накричал, что тот слишком медленный и из-за него они проигрывают. На Ваню это произвело очень сильное впечатление, хотя он и был в другой команде. Он всё пытался понять, почему Джеймс накричал на Финна, ведь Финн же не виноват. А тут он, видимо, на себя эту ситуацию повернул и боялся.
Но с этим как раз всё было хорошо. Может, потому что взрослые были рядом и задавали тон. Всех поддерживали, утешали, хвалили.

Ваня проникся командным духом. Сначала хотел дождаться, пока все сыграют, чтобы узнать результат. Но я взмолилась о пощаде, ибо нам домой ехать полтора часа - сначала на поезде, а потом на метро с пересадкой. Обещала, что спрошу у Анжелы по электронной почте (и уже спросила, но, памятуя о её отношении к такой переписке, на ответ не очень рассчитываю). По дороге домой Ваня всё уточнял, правда ли, что это замечательно, что он принёс команде полтора очка.

А я теперь считаю, что нафиг эту командность. И без того шахматы - это очень стрессовое дело, а когда сверху ещё наваливается страх подвести команду - это уж слишком.  Остальные дети, кажется, не особенно парились по этому поводу. У них у всех богатый опыт командных выступлений за школы. А ответственный Ваня потратил немало нервных клеток.

Интересно, измерял кто-нибудь стрессоустойчивость шахматистов? На эти турниры нужны стальные нервы. И я всё поражаюсь, откуда у моего нежного и высокочувствительного мальчика вот это всё возникает в нужный момент - умение собраться и выложиться в условиях жёсткого давления. Тот же самый мальчик, который может расплакаться, потому что "птичку жалко". Хочется надеяться, что со временем этот навык и на другие сферы жизни перейдёт. Тогда можно будет с уверенностью сказать, что это всё не зря. Я-то ж в шахматы не играла, у меня нервы сталью не покрылись...

P.S. Анжела ответила. Наши заняли второе место.

8-9, шахматы, сын

Previous post Next post
Up