кружок, опять 2 штуки. "Вниз по волшебной реке"

Nov 18, 2018 02:14

На прошлой неделе мы не занимались,т.к. у Вани был турнир, а от занятия двухнедельной давности почему-то ни одной фотографии не сохранилось.

Начали мы с того, что убирали лишние слова из записанных на доске наборов типа "монархия - император - президент - король", "империя - колония - армия - демократия", "республика - демократия - выборы - царь"... Цель - закрепить лексику и допонять, если что-то было недопонято.

И с этого места перешли к обсуждению книги Э. Успенского "Вниз по волшебной реке".
Коллективно вспомнили сюжет. И там у нас опять конфликт власти законной и незаконной. И механизм захвата власти вполне реалистичный: опора на армию, склонение аристократии на свою сторону, устранение законного властителя.

Составили список основных персонажей, немного поговорили о каждом. Для начала сосредоточились на именах и на том, как автор реализует возможности имени, как скрытые в имени смыслы создают вектор сюжета.

Главный тут, конечно, царь Макар, который стремился уехать в деревню. "Куда Макар телят не гонял". В подтверждение того, что это я не сама придумала, обращаемся к 7-ой главе, где Кощей говорит: "Там ему самое место. Макары должны гонять телят!"
Говорим о том, что автор рассчитывает на нас, читателей. На то, что мы знаем эти поговорки, поймем намек и насладимся юмором.

То же самое - названя глав 9 и 10 - "Лиха беда (начало)", "Лиха беда (продолжение)".

(Никогда не знаешь, что детей зацепит. Сегодня, т.е. спустя 2 недели этого после обсуждения, Р. мне рассказал, что они с мамой читали книжку детских рассказов, и там было выражение про Макара и телят и "заруби на носу". Его этот факт явно очень порадовал).

Раз уж зашла речь о фразеологизмах, поиграли в "Образно говоря". Я ее покупала в магазине Жени Кац и по Жениной же наводке, за которую ей большое спасибо. Она еще есть в продаже: https://mousemath.ru/shop/Настольные-игры-c14096035
А тут Женя показывает, как в нее можно играть.

image Click to view


Я для начала отобрала половину карточек и мы просто обсуждали значения фразеологизмов и находили пары.

Еще из области взаимных авторско-читательских ожиданий - постоянные эпитеты. Мы находимся в пространстве сказок, поэтому нас не удивляют постоянные эпитеты, характерные для фольклора (проговариваем, что повесть Успенского фольклорным произведением не является, хотя автор и обращается к фольклорной стилистике).
А теперь посмотрим, как автор обращается с фольклорными героями. С большим удовольствием перечитали главу о Соловье разбойнике. Вспомнили былину, которую обсуждали в прошлом году. Мне бальзам на душу: мальчики отлично былины помнят. А без знания былины юмор ситуации будет непонятен:
- А так, прожвище твое какое будет?
- Митя меня зовут!
- А ты Илье Муромцу не родственник, шлучайно?
- Нет. Я просто Митя. А что?
- А то. Руки вверх!
Перебрали еще сказочные сюжеты, которые нам помогут оценить юмор текста - о Несмеяне, о Сером волке, о Финисте Ясном соколе, о Емеле...
В параллель Успенскому прочитали по ролям сказку Родари "О дедушке, который не умел рассказывать сказки".
 И финальное задание - перевернуть что-то знакомое. Сначала я загадала несколько загадок на дешифровку перевертыша - "Волчонок и три злобных свина", "Добрая мачеха и противная чистюля", "Квадратная булка - пожиратель зверей"... Потом мальчики сами "перевернули" целую сказку от начала до конца (и при этом много смеялись). На мой вопрос, что бы еще нам перевернуть, Р. предложил "Лукоморье". Достали книжку и прямо по тексту переворачивали строчку за строчкой, превращая все, что можно и нельзя, - в его противоположность.

Сегодня продолжили с Успенским.
Хотя вернее было бы сказать - начали.
Сегодняшнее и сколько-то еще занятий будут посвящены медленному, или комментированному, чтению повести "Вниз по волшебной реке".
Параллельно чтению я буду давать задания разных типов.
Повесть уже прочитана, поэтому никакого вреда от этих перебивов не будет, а будет одна сплошная польза.
Кроме собственно текста повести "Вниз по волшебной реке", на занятии я сегодня использовала вот эти книги:


Сегодня мы прочитали и разобрали 3 главы.
Я читаю вслух и останавливаюсь там, где место, на мой взгляд, требует комментирования/обсуждения/доп. задания.

"Звали его Митя" Каким еще именем можно назвать Митю? Как будут звать Митю, когда он вырастет? Вечная наша тема с полными  и краткими именами. Опять достала карточки.


С этими уже отлично справляются (а ведь как мучились с беднягой Шварцем год назад!). Но Мити там нет. И даже от Димы Дмитрий получился не сразу, а только миновав стадию хохота по причине версии "Динамит". (И дальше это имя и образованное от него отчество Динамитовна/ Динамитович преследовало нас до конца занятия).
Разыграли сценку официального знакомства. Один представляется своим именем, а другой временно становится Дмитрием и придумывает себе к Дмитрию отчество.

"... возьми-ка ты гостинцы" - очевидная связь со словом "гость". "Слово «гостинец» известно в русском языке очень давно и пришло в него из старославянского языка, гдеозначало «большая дорога». Дело в том, что по большой дороге ездили купцы, которые везли различныеподарки. Позже эти подарки стали называть гостинцами. Исконно «гостинец» - суффиксальноепроизводное от «гость» (общеславянское gostь), отсюда однокоренная связь со словами «гость», «гостиница».
В современном значении «подарок» (обычно привозимый откуда-либо) слово «гостинец» стало широкоупотребляться в речи с XVI в." (Этимологический словарь Семенова).

"... и сходи к тетке моей двоюродной - Егоровне" Тут мы надолго, потому что составляем генеалогическое древо Мити.

Писала не как полагается, а так, чтобы детям было понятно. Сначала писали родственников по их отношению к Мите, потом заменяли на имена те строчки, где эти имена нам известны.
Тетка нам требовалась двоюродная, но я по ребятам поняла, что если там еще двоюродность добавится, я их потеряю. Так что мы дорисовали до просто тетки. Попутно выяснили, что Василиса Премудрая Митиной маме приходится двоюродной сестрой.

"Но чем дальше он отходил от деревни, тем больше удивлвялся. Деревья расступались перед ним как живые. Трава стала зеленее, а цветы красивее и душистее" Что "не так" с этим фрагментом? Мальчикам это было неочевидно, поэтому стали вспоминать, с чем обычно связан лес в сказках. Всплыли "Гуси-лебеди", "Ганс и Гретель", "Морозко", "Колобок". Лес - опасное пространство. Герой сказки оказывается в лесу, потому что он или уже влип в какую-то неприятность или вот-вот влипнет. В лес уводят нежеланных детей, чтобы они там заблудились/замерзли. В лес уносят похищенных гуси-лебеди. Туда по глупости укатываются, чтобы быть сожранным. Тут я думала им про инициации рассказать, но заметила, что воспоминания о сказках, где детей отец уводит на верную смерть, мальчиков встревожили, поэтому эту порцию информации о нравах предков отложим на потом.

"Вы случайно не видели здесь козлика? Серенького такого?" На этом месте всплыл гигантский пробел в кругозоре - мальчики не знали песню про серенького козлика. Т.к. про Ванино невежество я  в курсе, ноты были заготовлены.


Не знаю, насколько фундаментальным провалом в образовании является незнание песни про козлика, но цели выучить ее я не ставила. Мы ее один раз спели, чтобы получить представление. Ну и фраза про "рожки да ножки" понравилась.

С девочкой в красной шапочке с интересом к бабушкам и так понятно, на этом не останавливались.

"Вот как выскочу, как выпрыгну, как тресну метлой!" Узнали почти-цитату из "Заюшкиной избушки".

"Будь ты Иван-царевич, я бы тебя чаем напоила и спать уложила. Будь ты мальчик Ивашка, я бы тебя в котле варить стала. А что мне с Митей делать, я и ума не приложу!" Чем вызвано недоумение Яги? Митя - не сказочное имя, он из другого мира, он не соответсвует ожиданиям Яги.

"И разговаривать о том о сем. О пятом, о десятом. О тринадцатом и четырнадцатом". Рассказала о выражении "с пятого на десятое". Обсудили в приложении к нашему тексту.

"А по блюдечку каталось яблочко". Покатали яблочко по тарелочке.


Между прочим, неплохое упражнение на координацию движений. Руки расслабили - будем писать. Это задание я подсмотрела в описаниях кружка у mamochka_nata. Цель - увидеть как можно больше слов. Нашли не все слова, но в целом неплохо справились. Задание понравилось, несмотря на то, что писанина.

Глава 2. Царь Макар.

"Было жарко. Жужжали мухи. От жары молоко кое-где скисало, и в затонах получалась простокваша". несколько раз прочитали вслух, чтобы прочувствовать этот звон летнего зноя. Аллитерация.

Диалог Макара с Гаврилой пропустили. Остановились только на то, что Гаврила не дает царю балалайку по причине нестатусности инструмента. Вот гусли - это можно.
Послушали песню, которую поет Макар.

image Click to view



"В зал вошел царский писарь Чумичка" Три значения слова "чумичка": 1) длиннохвостая синица, 2) половник, 3) неряха, замарашка. Принесла с кухни половник. К сожалению, мальчики тут отвлеклись на игру с половником, поэтому не удалось развить тему про имя писаря и возможных ассоциаций, с ним связанных. В следующий раз.

"Для них каждое ваше слово - золото!" Почему именно золото? Р. вспомнил поговорку "слово серебро, молчание - золото". Опять автор обыгрывает два устойчивых выражения, с одной стороны, отсылая нас к поговорке, а с другой - к выражению "золотые слова".

Глава 3. Боярская дума.

"Царь развернул светок. -
Боярин Афонин?
- Здесь.
- Демидов?
- Вот я!
- Ладно. А Морозов? Скамейкин? Чубаров? Кара-Мурза?"
Кроме Кара-Мурзы, фамилии идут в алфавитном порядке. Рассказала о том, как в моем детстве перед началом урока в школе устраивали такую перекличку и отмечали отсутствующих.
Тренируемся.
Даю каждому по списку с фамилиями, задание - переписать в алфавитном порядке. Фамилии исключительно дворянские. Р. справился отлично. Ваня - хуже.


Опрос выявил, что бояр считали "кем-то вроде солдата". Исправили. Заодно вспомнили из прошлого года о первых русских князьях и их дружине. Малая дружина получает больше благ. Больше благ, больше влияния. Так появляется аристократия. Изначально - по заслугам. Потом - по рождению. Когда исчезнут бояре, появится слово "барин", связанное с боярами по смыслу.
Посмотрели картинки:


По каким признакам мы выделяем на рисунках бояр? Что наводит на мысль, что это богатые, привилегированные люди?
С Пушкиным предложила по иллюстрации определить, какая это сказка. Потом перечитали про "служат ей бояре да дворяне".
Посмотрели несколько сцен из фильма "Иван Васильевич меняет профессию". Р. его уже видел, Ваня на тот момент еще нет. Посмотрели сцену, где исчезает стена и мы видим, как Иван Грозный диктует писцу послание, и момент с послом, т.к. там в начале входят бояре и рассаживаются по периметру комнаты.

"В это время два стрельца внесли в зал волшебное зеркало и сняли с него покрывало". Опять отсылка к каноническому сюжеты. Что изменено? Какие две сказки-источника смешались?

"Эй, скорохода ко мне!" Кто такой скороход? Из каких двух слов получилось это слово? Как именно?
Достали тетрадь, где рисовали словообразовательные деревья. Там мы добавляли приставки и суффиксы. А у скорохода? У скорохода два корня! Такого мы еще не видели. Какие еще слова сделаны так же? Первыми на ум пришли английские - lighthouse, butterfly, cupcake. С русскими пришлось помогать. Это надо видеть, как расширяются глаза от внезапного прозрения, что "паровоз" - это "пар" и "воз".
Я хотела, чтобы мальчики разделили лист на три части, в двух писали слагаемые, а в третьей - сумму. Но Ваня поленился писать три слова и ограничился выделением корней. Он восстает против любых инструкций. Если я предлагаю сделать куст, значит у него, конечно же, будет елка с глазами. Домашнее задание - вспомнить еще слова, сделанные из двух слов.


А теперь перевернем тарелку с буквами и обнаружим с другой стороны голубую каемочку. К сожалению, внутренняя сторона тарелки гладкая, ее не покрасить ни красками, ни фломастерами. Пришлось голубую каемочку пустить сюрпризом. Рассказала о выражении "принести на тарелочке с голубой каемочкой". Придумали ему контексты.

Показала книжку "Чудесная гжель". У меня, к сожалению, единственная гжельская фигурка разбилась еще на Каймане во время землетрясения. Зато в закромах нашлось полотенце с таким орнаментом. Поразглядывали, как из базовых элементов получается картинка.


Красками расписали свои тарелочки с голубой каемочкой "под гжель".
Полистали книгу Л. Александровой. Очень поверхностное знакомство, конечно, но хоть что-то. Запоминаем, что бело-синее - это гжель, красно-оранжевое - хохлома.




8-9, мои уроки, детское чтение, сын, домашний кружок, русский язык

Previous post Next post
Up