...только что кончилось. Будем считать, что я еще успеваю.
Алисе 3 года 10 месяцев.
Девочка предвкушает свой четвертый день рождения: репетирует, как сказать по-английски "мне четыре года", и снабжает всех родственников длинными списками необходимых подарков. В списках пока лидируют машина для Пеппы, непременно с тремя сидениями, лего с принцессами и журналы с наклейками. Еще в нашем хозяйстве определенно не хватает ракеты, где кнопочку нажимаешь - и ракета летит, и, как сегодня выяснилось, таких паровозиков, где кнопочку на айпаде нажимаешь, а они едут. С праздничным меню тоже все ясно: мороженое, кексики, тортик, пирог с яблоками. Все шоколадное и шоколадом политое (плюс горячим шоколадом запитое).
Учитывая, что мы уже как минимум пару месяцев живем в режиме этого ежедневного планирования и ожидания дня рождения, не знаю, как я оставшиеся два месяца протяну. Я совершенно замучена играми. Нет, я не против поиграть с детьми, мне это даже может быть интересно иногда, но Алиса не оставляет мне никакой свободы действий. "Мама, управляй Сьюзи". Мое управление - чисто номинальное, марионеточное. Алиса решает, что я буду говорить, куда я буду двигать Сьюзи и вообще: Алиса решает все. Я не понимаю, зачем я ей там вообще нужна - живое говорящее тело. Инициативы от меня не требуется, идей и фантазий - тоже (там своих с избытком). И мне эти игры очень, очень скучны. Продолжаться такая игра может бесконечно. Сьюзи куда-то ходит, качается на качелях, разговаривает с Пеппой (Алиса подсказывает, что я дожна говорить). Я сбегаю под любым предлогом, но Алиса находит меня и атакует: "Мама, когда ты уже придешь со мной играть?"
Кратковременное спасение - настолки. Алиса понемногу дорастает до них. Самая любимая настольная игра - в куриц. Мы играем на интерес, без победителей, поэтому игра может длиться опять же бесконечно. Алиса пока не так здорово играет, как Ваня, но через 5-10 кругов и она запоминает все карточки и начинает только так гонять свою курицу по кругу. Мемори с диснеевскими принцессами тоже любит. Карточки Tell Tale таскаю в сумке: ими можно надолго Алису занять. Когда я устаю, она сама начинает сочинять и рассказывать истории. Это называется "мультфильм", ему необходимо внимать со вниманием и полной включенностью в процесс.
Вообще в последнее время Алиса заметно больше стала требовать внимания к себе. Делает она это совершенно осознанно. Рост самосознания? Желание утвердить и обозначить свои права и свое место? Раньше ее не задевало то, что она часто оказывалась в тени Вани. Она была "при нем", занималась чем-то рядом. Сейчас она больше не ведется на занятия, которые предлагаются ей, чтобы отвлечь, пока я что-то делаю с Ваней. Нет, ей нужно, чтобы не "ей тоже", а именно ей, только ей, специально для нее. Не за компанию, а она сама по себе.
Заполняет собой все пространство. Если вдруг возникает пауза в разговоре, не пауза даже, а просто говорящий вдыхает или подыскивает слово - тут уже Алиса: "Мааам...." Причем она, скорее всего, и не хочет ничего сказать, не придумала, но она ни за что не упустит такой шанс: надо зацепиться за паузу, повернуть все головы к себе, а там по ходу уже придумается, чем это внимание удержать. Поэтому тихо в доме не бывает ни-ког-да. Как они умудряются постоянно болтать за едой - я не понимаю.
Есть еще фраза, за которую меня начинает покалывать совесть: "Только со мной". "Когда у Вани будут шахматы, ты будешь играть только со мной?" Ване я вот как раз до этого возраста принадлежала безраздельно, у Алисы времени "только со мной" - крохи.
Ученица заболела, предупредили, что не придут, за пару часов до занятия, когда у меня уже все было приготовлено. Алиса сначала расстроилась, а потом с такой надеждой спросила: "А можно ты только со мной сделаешь занятие?" Сделала только для нее. Такое счастье у девочки! Брата гневно прогнала из комнаты: "Ты умеешь читать. Таким тут нельзя!"
С ученицей мы учим буквы, Алиса тоже за компанию их учит. Но запроса на чтение у нее нет. Алиса не читатель, Алиса писатель. Началось с того, что у Вани в новом лего-наборе есть книжки. Алисе тоже стало нужно, до слез. Я сделала ей маленькую книжечку: с одной стороны наклейка, с другой - слово. Листаем и придумываем историю. Ей понравилась идея. Степлер потрескивал весь вечер. Мое дело было скрепить листочки. Алиса выбирала наклейки и сочиняла историю. Потом вместе подписывали. Я показывала, как выглядят нужные буквы, Алиса их срисовывала букву за буквой. Горда была, как Гутенберг. За несколько дней потом "зачитала" эти книжки своим игрушкам до полной ветхости.
Из недавних прорывов, буквально недельной давности, - Алиса теперь позволяет заплетать ей волосы. Раньше она не давалась, и никакие резиночки, заколочки, ободки ее не соблазняли. Манипуляции с волосами не допускались в принципе. Проблема в том, что волосы тонкие, путаются, постоянно на голове колтуны, которые расчесать невозможно (потому что это опять же манипуляции с волосами, а это нельзя). А тут вдруг не знаю, что случилось, но я убрала ей волосы в косички под предлогом того, что так они не будут попадать в мед, и Алиса не возражала и не содрала резинки с волос сразу после завтрака. На прогулке я всячески подчеркивала, что как же здорово теперь - ветер не раздувает волосы, они не лезут в глаза. И вот уже неделю Алиса ходит с косичками каждый день. Личиком она от этого становится взрослей, а характером - шкодней.
Знает, что все ей сойдет с рук за: "Это я, твоя Алиса".