суббота

Apr 02, 2018 12:02

Первое чтение былин хотелось мне как-то обобщить. Сначала я думала о настольной игре: по карте былинного мира с "Арзамаса" двигать фишки-богатырей к Киеву, выполняя разные задания. Потом придумала урок-квест, тем более что предыдущий квест по шифрам прошел здорово. А накануне занятия пришел третий вариант, который и пошел в дело.
Мальчикам предстояло пройти путь богатырей.
Для начала определяемся с чертами характера, которыми должен обладать богатырь. У меня были распечатаны листочки с определениями, к каждому прикреплена задачка.


Сначала мы разобрали все пословно и обсудили, т.к. не все было мальчикам понятно (или понятно по-своему). Дальше они по очереди выбирали себе то качество, которое нравится, и должны были доказать, что они им действительно обладают - решить прилагающуюся к нему задачку. Задачи я на этот раз взяла не лингвистические, а переделала задачки из сборника Левитаса "Нестандартные задачи по математике" за 1 класс. И несколько своих заданий придумала, чтобы повторить недавно изученное.
Два слова - "добрый" и "сильный" - намеренно оставила без задачек, чтобы дети предложили свои варианты того, как можно продемонстрировать доброту и силу. На силу они бросились отжиматься, а с добротой пришлось повозиться.


Подбирала так, чтобы названное качество характера перекликалось с задачкой. Например, "вежливый" знает, как обратиться к человеку по имени-отчеству, поэтому к вежливости прилагались карточки с соответствиями полных и кратких имен. Я опять выбрала только те, с которыми были трудности.
Наблюдательный не перепутает коней на картине Васнецова - сложит пазл правильно.


Достойный своего звания, богатырь собирается в путь. Вспомнили, как это описывалось в былинах, какие ритуалы сопровождали сборы. Взять горсть земли, получить благословение, одеться...
На одежде задержались. Рассказала об обережной функции вышивки, узора. Мы этого уже касались, но тогда это случайно вышло, а сейчас я подготовилась. Многое почерпнула из книги М. Качаевой "Сокровища русского орнамента".
Важную роль в костюме играл пояс, причем именно мужской пояс с особенной тщательностью украшался.
Порассматривали вышивку в книге Л. Александровой "Сказки о народном искусстве".



В книге О. Джонса "Грамматика орнамента" я сделала несколько закладок. Прежде чем обратиться к ней рассказала о ромбе как древнейшем элементе орнамента. Но почему именно ромб связал древний человек с плодородием и благополучием? Совсем недавно в книге Рыбакова "Язычество древних славян" вычитала я следующее. Если бивень мамонта разрезать под углом, то обнаружится рисунок с находящими друг на друга ромбами. Природный орнамент таким образом входит в искусство палеолита и как выражение благоговения перед мощью и силой мамонта, и с целями практическими - превратить эту мощь в свой обед.
Полистали "Грамматику орнамента". Сначала обращали внимание на геометрические орнаменты, потом заметили, что  и в растительных орнаментах часто вся композиция держится на ромбе. Выходит, что орнамент можно читать, как шифр, если знаешь, на что смотреть.


Вышивку нам не осилить, а вот сделать обережный пояс из ленты с магическим орнаментом - это вполне.  И хотя я искала орнаменты попроще для копирования,  то, что мне показалось простым, - совсем не просто для детей.


Надели шлемы богатырские (у меня так и не получилось склеить нормальный шлем из бумаги, поэтому обошлись бумажным силуэтом шлема в обруче для игры "Угадай, кто я". Подпоясались.
Теперь нужно оружие.
Вспомнили, какое оружие чаще всего встречается в былинах.
Оружие, которое мы собираемся взять, в былинах не упоминается. А мы возьмем именно его, потому что, во-первых, оно из самых-самых древних, во-вторых, оно часто встречается в других текстах, а в-третьих, потому что его легко сделать самим.
На мой запрос "праща" Ваня выдал историю Давида  и Голиафа. То, что нужно. Сразу видно, что праща - оружие демократическое, доступное бедным, и эффективное при неравенстве физических возможностей. Накануне ночью я научилась делать пращу по этому ролику:

image Click to view



Вооруженные, отправляемся на подвиги.
На большой коробке я предложила детям нарисовать самое страшное чудище, которое они могут себе представить. Это задание вызвало много радости, т.к. и порисовать можно и не нужно заботиться о том, чтобы получилось что-то похожее на реальность.


Когда чудище было готово, начались тренировки пращников. Метали мы легкие мячики. Экспериментально установили, что наши пращи не годятся для снарядов такого размера. Переделали. Экспериментально же выяснили, что даже заставить мячик лететь в выбранном направлении - непростая задача, требующая тренировки и сноровки (не говоря уж о поражении цели). Восхитились искусством балеарских пращников, которые бросают камни на расстояния больше 100 метров.
Когда напрыгались с мячиками, вспомнили, что в былинах часто подвиг совершается в два захода. Илья победил Соловья Разбойника, но, как показала жизнь, не окончательно: пришлось еще голову рубить после выходки в Киеве.
Побежденный раз Тугарин похожие коленца выкидывает с Алешей. Добрыня вроде решил все вопросы со Змеем, но нет, пришлось  опять в горы тащиться, топтать змеенышей и только тогда уже торжествовать окончательную победу.
Вот и у нас подвиг будет двухэтапный.
Мы проникаем в пещеру чудища, чтобы забрать награбленные им сокровища. Сокровищами будут книги. У чудища они свалены в кучу. Чтобы забрать их, богатырям нужно книги расставить в алфавитном порядке. Т.к. с началом алфавита обычно проблем не возникает, я отправила детей к полке с книгами от Т до Я.


Задание совсем не простое для детей. Бодро поставили Туве Янссон с краю, а дальше мне пришлось много помогать. Не на каждой книге легко находили автора, следующая задача - понять, где имя и где фамилия и что нас интересует. Следующий шаг - расставить по порядку авторов, чьи фамилии начинаются с одной буквы.

Мне понравилось, как они подошли к делу. Сначала пытались сразу ставить книги на полки. Потом поняли, что так неудобно. Разложили на полу стопками по буквам. Дальше мы коллективно вспоминали алфавит, выбирали нужную стопку, в стопке раскладывали по порядку и только после этого ставили книги на полку.
Пока расставляли книги, угомонились.

Последнее задание - написать былину о своих подвигах.  Мы не так много читали оригиналы, и я боялась, что у детей не отложился былинный стих. Я написала текст, имитирующий былинный стих и стиль:

Ой ты гой еси, светлый князь __________________________ Красно Солнышко.

А и еду я из ___________________ города из __________________________

И зовут меня ________________________________

Да по батюшке величают __________________________________

Батюшка с матушкой благословили меня на подвиги ратные,

На дела ____________________________

На служенье народу русскому.

Дали мне с собой _____________________________

А и ехал  дорогами ________________________

____________________ конь мой через горы ___________________ перескакивал,

Через реки ___________________________ перепрыгивал,

Через болота ________________________________ перемахивал.

Да и встретил я в ___________________ поле врага __________________________

Как тот ______________________ враг над _______________ Русью насмехался,

Всех ________________________ богатырей на Руси побить похвалялся.

А  ручищи у него как _________________________________________

А ножищи у него как _________________________________________

А палица у него весом в ______________________________________

Вышел я к нему в поле _______________________________________

Говорю ему, окаянному:

______________________________________________________________________

______________________________________________________________________

Взял я ________________________________________________________________

Да и __________________________________________________________________

С победой приехал я в стольный _____________________-град
Поклониться тебе и княгине Апраксии.

Детям нужно было заполнить пропуски. В некоторые очевидно просились постоянные эпитеты, некоторые ждали авторских определений, в одном месте требовалась гипербола ("а ножищи у него, как...", "а ручищи у него, как..."). Все, что вызывало затруднения, обсуждали и придумывали совместно несколько вариантов.


Когда обе былины были готовы, богатыри прочитали свои тексты вслух. По содержанию местами весьма непотребно, но стиль вполне былинный получился.

хоумскулинг, 7-8, домашний кружок, русский язык, литература

Previous post Next post
Up