2 сентября. Музей Лондона

Sep 03, 2017 00:18

Еще в мае я принималась было писать о музеях, в которые мы ходили, когда только переехали в Лондон, но забросила и до самых любимых так и не дошла. А тут смотрю - все пишут о 1 сентября, и думаю:  так у нас ведь оно тоже было.
Мы сегодня проводили папу в Америку и побежали в любимейший музей - музей Лондона. В их рассылке написали, что будет сторителлинг о римском периоде в истории Лондона, а сторителлинги там незабываемые, мы не могли такое пропустить.
Приезжаем, а у них произошла накладка: сторителлинг заявлен, а рассказчик почему-то не появился. Табличка в римской галерее стоит, на сайте есть информация, люди пришли (немного, впрочем, кроме нас, еще было 2 семьи). Дядя в костюме извинялся-извинялся, страдал-страдал, думал-думал и отправил нас пока пощупать римские объекты на столике HANDS ON. Сам пошел дальше думать, как загладить вину перед посетителями, которые не получили того, за чем пришли.
Столики HANDS ON есть не только в музее Лондона, но и в Британском. На них лежат настоящие предметы из коллекции музея, к предметам приставлен сотрудник, который рассказывает всем желающим о представленнных артефактах и разрешает все потрогать.  Я не понимаю, почему такого нет во всех музеях без исключения. Ведь в коллекции музея предметов всегда значительно больше, чем в экспозиции. В витрины попадают самые звездные экспонаты, а еще тысячи и тысячи "единиц хранения" бессмысленно лежат в фондах. Между тем железному римскому ключу или там каменному зубилу совершенно ничего не сделается, если его вот так положить и дать возможность людям покрутить их в руках. Ощущения совсем не те, нежели от просмотра предмета за стеклом.
Мы с Ваней, когда про египтян и шумеров читали, делали из глины таблички для письма. Это было интересно, но все-таки довольно кустарно выглядело. А сегодня нам удалось порисовать настоящим древним стилусом по настоящей римской восковой табличке. Ваню это действо заворожило. Воск на нее, конечно, нанесли новый, но все остальное - подлинный исторический предмет. Все попробовал: как писали, как стирали.


Еще в сегодняшней подборке на потрогать были два железных ключа, масляная лампа, тяжеленная чаша для готовки, фрагмент мозаики и небольшая каменная плита с надписью.


Пока мы все это рассматривали, страдающий в костюме прибежал, еще раза три извинился и сказал, что в качестве компенсации неудобств предлагает нам семейную экскурсию, если только нас устроит средневековье вместо римлян. Нас устроило.
И узнали мы о чуме 1665 г.
Вначале я забавлялась. Экскурсовод посадила нас перед картой Лондона (до пожара 1666 г.) Своим рассказом о том, как скученно, вонюче и грязно жили  в то время лондонцы, в налезающих друг на друга деревянных домишках, среди текущих по улицам нечистот, она явно подводила нас к мысли о том, что любая болезнь распространялась бы в таких условиях с быстротой молнии. Но Ваню это все подвело к мысли о великом лондонском пожаре. Чем он не преминул поделиться. Лондонский пожар - любимая Ванина тема. Он вещал с азартом и долго. Экскурсовод сказала, что когда кто-то хочет сказать или спросить, нужно поднять руку. Вот так Ваня и сидел почти все время:


Эта ситуация напомнила мне анекдот о студенте, который знал один билет - о блохах. А на экзамене ему достался билет о рыбах, и он начал: "Рыбы. У рыб нет блох. А вот блохи..."
У Вани тоже есть такие блохи: "А вот пожар..."
- Дома стояли очень близко друг к другу. Поэтому люди быстро заражались друг от друга.
поднятая рука:
- И благодаря этому во время Лондонского пожара огонь распространялся очень быстро.

Из сумки экскурсовода появилась сначала игрушечная крыса. Потом маска доктора.


Потом помандер, который прошелся по рукам, чтобы все могли его понюхать и попробовать угадать содержимое (отчетливо угадываются лаванда и гвоздика).


Потом были еще глиняные курительные трубки. Тоже подлинные, из коллекции музея, только с обломанными мундштуками. Т.к. люди курили эти трубки  постоянно,  глина от долгого нахождения во рту размякала и крошилась. Трубки были дешевы, их просто выбрасывали, когда они приходили в негодность. Поэтому трубок таких археологи раскопали горы, но большинство их них сломаны. Для витрины музея нашлась полноценная трубка, а некондиционные отлично "играют" в таких вот экскурсиях.
Детей очень забавляло то, что в 1665 г. люди считали, что чуму вызывают злые духи, которые витают в воздухе. Люди пытались напугать этих духов и тем самым прогнать чуму. Поэтому доктора надевали страшные маски, поэтому люди курили трубки с ароматическими травами - надеялись, что облако благовонного дыма отпугнет злого духа. А помандерами размахивали перед носом, чтобы немного заглушить стоящую повсюду вонь.
А детская песенка и хороводная игра Ring a ring of roses, оказывается, связана с чумой, где pocker full of posies - это, вероятно, помандер. И почему we all fall down тоже сразу понятно.
Если кто-то не помнит эту песенку, то вот она:

image Click to view


Оказалось, что в британских школах принято говорить, что чуму остановил великий лондонский пожар. Наша экскурсовод сказал, что ее так учили в школе. Но это неправда. И, говорит, если ваши учителя будут вам об этом говорить вы им так и скажите: "Неправда!" Чума начала стихать осенью 1665 г, когда наступили морозы и крысы со своими блохами стали замерзать.  А пожар начался 2 сентября 1666 г., т.е. почти через год. Кроме того, чума охватила районы за лондонской стеной, а пожар начался на Pudding Lane, в черте города.
"И вообще, - добавила наша экскурсовод, - я не считаю, что пожар был такой уж трагедией. Вы знаете, сколько людей погибло во время пожара? (тут рука, Ваня и точный ответ: 6 человек) Вот. А от чумы вымерла пятая часть населения Лондона. После пожара дома стали строить из камня и не так близко. Пожар очистил город. Поэтому я считаю, что великий лондонский пожар был не таким уж плохим делом".
Прекрасная экскурсия, нам очень понравилось!
А потом еще в витрине увидели предметы, родственников которых только что держали в руках. Слева внизу - трубки с сохранившимся мундштуком. Свисающие на цепочке "дольки" - это помандер в его люксовом исполнении: в каждой дольке есть отверстие, через которое ее наполняли ароматизаторами.

По пути на экскурсию мы пробегали мимо уголка, где можно порисовать и оставить рисунок или письмо о том, какими предметами будет представлен Лондон в музее через много лет. После экскурсии дети захотели туда вернуться, чтобы порисовать.


Кроме бумаги и карандашей, там еще лежат 2 чемодана с современными "капсулами времени": иконические предметы нашего времени. Алиса схватила Паддингтона. Он большой и курточка снимается.


Ваня оделся пожарным-миньоном. (Надо, видимо, уже посмотреть этих миньонов, а то мы до сих пор не в теме).


Заглянули ненадолго в викторианскую галерею (там дивные детские игрушки) и, несказанно довольные походом, поехали домой.

И это только крошечный кусочек музея! Не знаю, сколько раз мы там были. Раз 10, не меньше. И каждый раз новое. Т.е. у нас есть, конечно, обязательный момент каждого похода - просмотр фильма о Лондонском пожаре, но и помимо пожара мы каждый раз что-то новое смотрим. А в мае, когда у школьников была неделя каникул (half-term), там каждый день были такие интересные мероприятия для детей, что мы и ездили туда каждый день.
Хотела еще найти фотографии их маршрутных листов, но не нашла почему-то. Зато нашла фото с предыдущих походов.
Несмотря на то, что музей окружают такие модерновые здания, находится он в очень правильном месте - там, где была лондонская стена (и сама улица так и называется - Wall). Есть еще одно здание, в другом районе, но там мы еще не были.


В центре, как водится, дворик для отдыха и пикников (где мы, как водится, обычно едим: я в музеи всегда беру с собой еду, потому что эти заезды у нас на полдня).


Это мы первый раз пришли, Ваня изучает маршрутный лист.


Для самых младших - очень классные находилки: берешь такой пластиковый планшет, отвечаешь на наводящие вопросы, а потом находишь предмет в экспозиции и сравниваешь его с силуэтом на планшете.


Отдельно я восхищена тем, как в музее Лондона не перебарщивают с интерактивом и экранами. Они есть, они полезны и информативны, но они не перетягивают на себя все внимание (как то случилось с нашими детьми в музее науки), а только дополняют экспозицию. Вот стоит каменный топор,а на экране показывают, что делали с камнем, чтобы из него получился такой предмет.


На это месте сейчас Хитроу:


А когда-то там было так:


В саксонском зале сделан дом в натуральную величину. Можно зайти, посидеть внутри, "приготовить" что-нибудь на огне.


Мы как-то были на мастерклассе по саксонским веревкам. Потом это захватило Ваню настолько, что я в долгие поздки с собой брала нитки: он плел эти веревки одну за другой. Отличная поделка. Оборудования не требует. Все, что нужно, - это круглая картонка с дыркой в центре и восемью прорезями по краю и семь ниток, связанных друг с другом узлом.


Прорезей восемь, а ниток семь. Каждый раз отсчитываем от незаполненной прорези две нитки, третья идет в пустую прорезь. И так по кругу. Через n минут труда из дырки полезет красивая веревка. Хочешь - браслет дружбы делай. Хочешь - сам наслаждайся. Легкая, компактная, не разваливается в сумке и ничуть не страдает от перерывов в работе. Идеальное занятие в дорогу.


А это Ваня примеряет старинную пожарную каску. Там несколько разных, чтобы можно было сравнить, насколько тяжелее (в буквальном смысле) было пожарным раньше.


Обожаю этот музей! Даже не обижаюсь на накладку со сторителлингом сегодня. Жаль, конечно, что его не было, но мы и без сторителлинга отлично провели время. В этом музее у нас по-другому не бывает. 

Лондон, хоумскулинг, музеи, 7-8, 3-4, дети

Previous post Next post
Up