Так получилось, что в последнее время меня стали много расспрашивать о хоумскулинге. Как оно, и что, и почему. Так, что у меня появилось желание свои ощущения и мысли как-то упорядочить и зафиксировать, на память и для кристаллизации идеи.
Вообще. чем больше у меня становится практического опыта, тем меньше желания а) теоретизировать, б) советовать, в) делать выводы. И тем не менее, дальше будет
Недавно писала отчет в Департамент образования о том, как прошло первое полугодие. Отчет получится красивый и удивительный. Мне все кажется, что мы делаем самую малость, а когда посчитаешь все - оказывается, что довольно много мы сделали, и даже как-то неловко все перечислять: подумают, что мучаю ребенка учебой с утра до ночи. А на деле ребенок много играет, у него много свободного времени, он гуляет, общается с друзьями. У него есть море, тайный домик в кустах, есть время, которым он распоряжается сам.
В начале года я, разумеется, ставила себе какие-то цели и даже писала что-то вроде плана для Департамента Образования. Тут не могу не послать лучи благодарности составителям и хранителям кайманского закона об образовании. Не только я, но и все мои знакомые, начинавшие обучать своих детей дома у себя на родине (в Канаде и США), а потом переехавшие на Кайман, отмечают и славят лояльнейшее отношение к хоумскулингу на Каймане и доброжелательность работников Министерства Образования.
Да, мы пишем планы и раз в полгода сдаем отчеты. Но при этом от нас не требуется следование куррикулуму, и даже соответствие планов и итогов не проверяется. Улыбки, радость, открытость к сотрудничеству - все, что мы видим от представителей закона. Поэтому на Каймане возможны и легальны все разновидности хоумскулинга. Есть семьи, которые выбирают следование программе, закупают готовые куррикулумы и по ним идут; часто они воспроизводят школьную модель на дому, с каникулами и чуть ли не оценками. Есть семьи анскулерские. Есть такие, как наша: мы не следуем куррикулуму, но у нас есть инициированная мной учебная рутина, я постоянно держу в голове программы русской (купила летом ФГОС’овские брошюры) и американской (Common Core) школ для этого возраста, и стараюсь им в той или иной мере следовать, чтобы, если наши обстоятельства изменятся и у нас возникнет необходимость отдать ребенка в школу, он мог легко вписаться в школьную систему как минимум по академическим критериям.
Получить разрешение на хоумскулинг нам было просто. Я не знаю, как у других было, во всяком случае, я не слышала, чтобы кому-то ставили препоны. В нашем случае помог мой диплом. На первом собеседовании в Министерстве чиновник, принимающий это решение, сказал было, что надо бы ребенка вписать куда-нибудь, где бы он занимался с профессиональным учителем. А когда увидел мой диплом, где второй строчкой было «учитель русского языка и литературы», - обрадовался и сказал, что раз так, то предыдущая просьба снимается. Дойдя до моего кандидатского удостоверения, от радости замахал руками, другие документы смотреть не стал и сказал, что они счастливы будут отдать такому мегапрофессионалу его же собственного ребенка на педагогические эксперименты. Мы подписались под списком наших обязательств. А через пару недель получили красивую бумагу с шапкой «Именем ее Величества Королевы Елизаветы II». Бумага высочайше именовала меня хоумскул-тичером на текущий учебный год.
В правилах прописаны 2 визита на дом, один согласованный, другой - неожиданный. О состоявшихся визитах пока написали всего двое участников хоумскулерской группы. Оба раза визит проходил по одному сценарию. Приходили двое проверяющих, им показывали рабочее место ребенка и те учебные ресурсы, которыми ребенок располагает. Т.к. хоумскулинг здесь выбирают обычно представители верхушки среднего класса, подавляющее большинство хоумскулеров живет в больших домах, где под учебное пространство выделяется отдельная комната. Проверяющие беседовали с родителем и с ребенком. В обоих случаях ушли под большим впечатлением и выражая восторги по поводу глубины познаний ребенка.
У нас отдельной комнаты нет, но, встревожившись на тему визита чиновников, мы организовали Ване из журнального столика рабочий стол. Над столом - пробковая доска. Ваня давно мечтал о специальных гвоздиках для такой доски, поэтому был очень доволен и с большим энтузиазмом налепил туда всяких картинок. Я добавила прозы жизни - русский алфавит и список слов для спеллинга для 1 класса.
Министерство старается интегрировать сообщество хоумскулеров в общеостровную учебную жизнь. Так, в этом году нас пригласили участвовать в соревновании по спеллингу - Spelling Bee. Это довольно популярный американский конкурс с хорошими призами. На него выдвигаются команды от каждой школы, нам было предложено сформировать свою. В итоге от домашних учеников пошла одна девочка, Ванина подружка Танис, которая по возрасту (7 лет) не проходила вообще. Из сострадания ее поставили в младшую группу (8-11 лет). Ну, вот их она и победила. Я, увидев в фб фото Танис с кубком, совсем не удивилась. Есть две вещи, которые Танис больше всего привлекают - это химия и спеллинг.
И тут кроется тот момент, за который я так люблю Ваниных друзей-хоумскулеров. У них у всех есть интересы, которым они могут посвящать время, и в которых, благодаря этому времени, они достигают больших успехов. Их игры - это просто праздник для меня. Когда большая компания разновозрастных детей оказывается в парке, они предоставлены сами себе и делятся друг с другом тем, что им интересно, тем, чем они сами горят в настоящий момент. Это так обогащает и того, кто делится, и того, с кем делятся! Жаль, что эти общие встречи в парке - всего раз в месяц.
Пока дети играют, мамы общаются. Чаще всего, вовсе не о детской учебе. Эти моменты я тоже очень ценю, потому что понимаю, как мы тут хорошо и расслабленно живем, по сравнению с семьями в России, где аттестации и нераспространенность практики домашнего образования создают немало проблем родителям и детям. Здесь есть ощущение, что чиновники понимают: наша цель - дать своим детям качественное образование, это уже наш приоритет, нас не надо понуждать. Поэтому можно расслабиться и думать о детях и их потребностях, а не о том, как вписаться в чьи-то требования.
Вообще-то я все вела к целям на год, но про них будет в следующей части.