С ученицей перехожу на новый этап. Начинаем, слава богам, работать над техникой чтения. По этому поводу из разных домашних отходов сваялась игра на отработку читательских навыков у тех, кто над букварем уже зевает, а до книжек, даже самых простых, еще мастерством не дорос.
Идея - игра Go Fish! Не знаю, известна ли она за пределами Америки, я в России в нее не играла, а в этой части света ее знают все. В оригинале игра с цифрами, но на чтение ложится идеально.
Итак, у нас есть 48 карточек.
При внимательном рассмотрении эта кучка предстанет как 12 комплектов, 4 одинаковых карточки в каждом. В оригинальной игре они на самом деле одинаковые. У меня нет. Две карточки - с картинкой и словом, две - только со словом. Плюс изображения на картинках отличаются размером, но это не тонкий ход, это просто сама я рисовать не умею, а эти картинки давно у меня лежали, я не знала, куда их приткнуть, а тут так удачно подошли, мне именно парные нужны были. Еще лучше было бы, если бы изображения отличались - две разные машины, две разные птицы и т.д.
Ход игры. Каждому игроку достается по 7 карточек. Оставшиеся карточки складываем в кучку картинкой вниз. (Нераспроданные билеты с концерта тоже удачно попались - из одного билета получается 2 карточки небольшого формата, как раз для детской руки).
Свои карточки игроки группируют так, чтобы одинаковые символы оказались рядом. Другому игроку свои карты не показываем.
Задача игры - собрать как можно больше комплектов из 4 карточек с одним словом.
Для этого игроки по очереди требуют у противника определенные карточки. Второй игрок обязан эту карточку отдать, если она у него есть, либо, если требуемой карточки у него нет, отправить приятеля Go Fish! - то есть брать карточку из общей стопки. Если наверху общей стопки оказалась требуемая карточка, игрок обязан ее показать и может потребовать еще одну карточку. Ну и вот так по очереди требуем отдавать нам карты, пока не соберется полный набор.
На фотографии выше у обладателя верхней стопки две гусеницы, ему явно стоит попробовать добыть еще одну. Но у второго игрока нет гусеницы, поэтому он его пошлет искать гусеницу в общей стопке. И потом я бы на его месте попросила птицу (и получила бы ее), а там бы всего одну карточку такую подождать - и набор. Вредить и вредничать можно. Например, чувствуешь, что у тебя неспроста попросили птицу - имеешь право в следующий ход потребовать ее назад (и второй игрок ничего не сможет с этим сделать - обязан отдать).
Наборы из 4 карточек выкладываем перед собой. Кто больше наборов собрал - тот и выиграл.
Я в этой игре большую пользу вижу. У нас с Ваней была вот такая версия (ссылка):
Классический вариант с цифрами. Базовый счет, цифры - это ерунда и побочка. Главное: тут приходится отдавать! И выход эмоций есть. Когда уже столько отдал всего нужного, крикнешь: "Прочь, рыба!" - и как-то легчает.
Моя версия для читателей, несмотря на исполнение "в темноте на коленке накануне урока" достоинств имеет не меньше. Поначалу делим колоду на две стопки (с картинками и без), ребенку выдаем карточки с картинками, и новые карточки ребенок берет только из стопки с картинками. Моя ученица до сих пор путает шипящие с ц, мягкий знак не прочь прочитать как Р, поэтому те слова, которые я выбрала, для нее совсем не простые, ей визуальная опора не помешает. От меня же она получает по запросу карточки со словами и по ходу игры она на эти слова, в комплекте с картинкой и без, посмотрит много раз. Произнесет их. Прочитает глазами.
Потом, когда эти слова отработаны, перемешиваем карты и играем по-настоящему, не заботясь о том, чтобы ребенок получал преимущественно картинки.
Следующий этап - сочинение историй, но уже не по картинкам, а пользуясь только карточками со словами.
На выходе мы имеем автоматизированное чтение изначально трудных слов. Плюсом идет то, что детям очень радостно посылать взрослого с его нелепыми просьбами в общую стопку (ненавязчиво пополняем словарный запас разговорными "плыви отсюда, рыба, улепетывай, давай-давай, катись колбаской по Малой Спасской, пшла отсюда" и т.д. насколько позволяют воспитание и педагогическая этика). Ну и взрослому легко подстроить победу ребенка. Поначалу, когда чтение идет трудно, не до честности, радость важнее.
Чего я не делала, но что приходит в голову.
Класть поверх карточек с картинками прозрачную бумагу и обводить слова, сводя образ, символ и моторику.
Делать тематические комплекты: по 4 карточки цвета, транспорт, одежда и т.д. (и требование формулировать соответственно: "Дай мне что-то из одежды", отдающий должен в таком случае проговаривать: "Вот тебе шляпа" или "На шляпу", заодно бы и падежи тренировались).
Может быть грамматическая версия, где нужно собирать комплекты слов разных частей речи. А если сделать комплекты из трех карточек с условием, что в комплекте должно быть, например, существительное, глагол и наречие, то в итоге будут получаться предложения разной степени абсурдности.
А если бы я была всемогуща, я бы сделала из этого игру на логику. Комплекты были бы из 2 прозрачных карточек, на одной карточке фон, а на другой - что-то, что можно туда добавить. Игроку надо подумать, чего не хватает, и просить наугад. Если угадал и у другого это есть - складывает карточки и получает законченную картинку. Например, есть у него фон с морем. Просит: "Дай мне рыбу". А там вовсе и не рыба, а лодка нужна. Или остров.