Две недели назад съездили с группой хоумскулеров на экскурсию в пещеры - Crystal Caves. Это новая достопримечательность Каймана. Т.е. пещеры-то там, конечно, давно были (если экскурсовод не врет - где-то с третьего века до нашей эры), но открыли для посещения их недавно.
День никак не мог определиться со своим настроением. Небо то хмурилось, то сбивало нам скорость проливным дождем (мы очень торопились), то опять расчищалось до среднекайманской синевы. На входе нам выдали зонтики, которые были полезны в первые 5 минут. А дальше мы пошли к пещерам, и дождь больше не мешал.
Пещеры разной площади, доступности и изученности - на каждом шагу.
По дороге экскурсовод рассказывал о тех растениях, которые нам встречались. Вот это национальное дерево Кайман - серебристая пальма (Silver Thatch Palm). Из ее листьев на Каймане делали (и кое-где до сих пор делают) крыши домов и хозяйственных построек. Нам рассказали о том, как правильно сплетать листья, чтобы крыша получилась надежной и не пропускала воду.
Это дерево повсюду на Карибах неофициально именует "кожей туриста". Мы с ним впервые встретились на Кубе, да и на Каймане уже не первый раз наблюдали, как экскурсовод со снисходительным смешком отрывает кусочек шелушащейся коры, чтобы продемонстрировать сходство с кожей туриста. А вообще-то это Red Birch - красная береза.
Наконец-то спускаемся в настоящую пещеру. Ваня первый, ему не терпится увидеть настоящую пещеру и, может быть, даже летучих мышей.
Какой же ребенок упустит шанс на чем-нибудь повиснуть?
Эта пещера называется пещерой с открытым потолком (open ceiling cave). Большая часть ее освещена естественным светом.
А в темные уголки заходить страшновато - там кромешный мрак, и жалкий луч фонарика, которым экскурсовод что-то пытается осветить, не вызывает ничего, кроме сочувствия и мурашек. Делаю вид, что мне очень душно, и пробираюсь поближе к выходу.
Вторая пещера, которую мы посетили - пещера с корнями (roots cave). Несложно догадаться, что имя ей дали корни, свисающие у самого входа из мира зелени и красок в мир живых камней.
Пещера огромная, в ней много коридорчиков, переходов, каких-то закутков. Кажется, что ходишь туристом по огромному городу, причем ходишь наугад, без путеводителя, поэтому держишься оживленного центрального проспекта, а в боковые улочки только заглядываешь и, боясь заблудиться, снова возвращаешься в пункт отправления.
Освещенные места - крошечная часть того, что здесь создала природа.
Некоторые личности, движимые неукротимым любопытством, все время пытаются уползти туда, куда взрослого не пропустят даже XS габариты.
Самое увлекательное в пещерах - рассматривать бесчисленные сталактиты и сталагмиты и придумывать, на что они похожи. Любая фантазия имеет право на существование. Но есть участки с устоявшимися именами и легендами. Один из залов пещеры экскурсоводами назван храмом. Там есть апсида и нефы, есть скульптуры и особая аура священного места.
И есть колокол, который можно услышать.
Click to view
Сталактиты поют, но прикасаться к ним нужно очень осторожно.
Click to view
Идем к третьей пещере. Мимо дерева, поваленного ураганом "Иван".
Мимо пока еще безымянных пещер.
Здесь нам обещают озеро.
Дети очень ждут озеро и на каждую лужицу воды бросаются: а вдруг за ней озеро? Впрочем, об озере они благополучно забыли, когда в одном из залов обнаружили летучих мышей, в изобилии развешанных по потолку. Мыши детскую радость не разделили, но повели себя крайне нерационально. Вместо того, чтобы затихариться и притвориться мертвыми, они начали дико носиться по пещере, приводя детей в еще более громкий восторг.
Жду-не дождусь нового года. Мне и в пещере Дед Мороз подмигивает.
А вот и кристаллы, которые были обещаны названием тура. Гид направляет фонарик - и на камне появляется сияющая дорожка.
Гид рассказал, что есть легенды, будто именно в этих пещерах пираты прятали сокровища. Представляю, как взволновались спелеологи, обнаружив нечто, похожее на череп. При дальнейшем изучении нечто показало себя негуманоидом, а клад не показал себя вообще, но в память о щекочущем чувстве находки "нечту" надели очки и нарекли его Джоном, после чего поставили рядом лампочку, дабы в сердца проходящих вселял он азарт и тревогу.
А вот и озеро. Чистейшая дождевая вода, прозрачная, как воздух. Нас предупреждают, чтобы не касались воды: на самоочищение у озера уйдут дни. Чудеса природы наполняют душу таким восторгом, что, завороженные этой красотой, притихли даже дети. Долго сидели и просто смотрели на воду, на причудливую резьбу стен.
Озеро подсвечивается цветными лампами. Гид сменил режим подсветки - и стены исчезли, а озеро выступило из темноты магическим кристаллом. На несколько секунд он выключил свет совсем, чтобы мы могли понять, как выглядела и звучала пещера до прихода человека. Страшно, поэтому всего несколько секунд. А кажется, что долго-долго.
Кап-кап-кап. Растут новые сталактиты и сталагмиты. Если мы вернемся сюда через несколько лет, пещера будет другой, хотя мы этого и не заметим.
На прощанье дети еще погоняли летучих мышек. Взрослые, которые поначалу шикали на детей и пытались сберечь мышиный сон, смирились и стали фотографировать мышей в полете. Мыши, к сожалению, летают быстрее, чем мой фотоаппарат думает, поэтому я смогла запечатлеть только спящую мышку. Не знаю, как ей это удалось - спать. Версий у меня две: она либо глухая, либо молодая мать.
Купили детям в сувенирной лавочке по мешочку разноцветных камушков - и домой. В пещерах мы были больше двух часов, а впечатлений хватит еще надолго.