Карнавал животных

Oct 18, 2015 00:37

Я задумала цикл музыкальных занятий с детьми, "сюжетной" канвой которого будет "Карнавал животных" Сен-Санса. Одно занятие - одна пьеса, а в конце устроим настоящий карнавал - представление для родителей.
Это очень известное произведение, его "проходят" в музыкальных школах и неудивительно: его на самом деле очень удобно подстраивать под обучающие задачи - на примере пьес цикла объяснять детям, что такое темп, регистр, заниматься слуховым анализом. Если вы посмотрите картинки в пинтересте, которые находятся по запросу "Карнавал животных", найдете кучу тематических раскрасок , "слуховые карты", шаблоны с животными для изучения рассадки музыкантов в симфоническом оркестре...

Но мне захотелось построить свои занятия несколько иначе. Не то чтобы я что-то имела против этого сложившегося подхода. Просто мне хотелось подойти к музыке с другого конца. Не могу не упомянуть здесь Ульяну very_music_mom и ее виртуальную музыкальную школу. Без ее постов о музыке и музыкальной жизни с детьми ничего бы этого не было.

Моя глобальная цель - слушать с детьми музыку.
Вторая глобальная цель - помочь им удержать их детское восприятие музыки как эмоции, умение воспринимать музыку сердцем и телом.
Третья - играть и веселиться.
Четвертая - находить музыку повсюду и извлекать ее отовсюду самостоятельно, в том числе с помощью самодельных музыкальных инструментов.
Пятая - расширить словарный запас, снабдить их словами, которые помогут им описать свои ощущения от музыки (сюда входят и слова, необходимые для описания эмоциональных состояний, и музыкальные термины).

Сегодня прошло третье занятие. Что мы успели сделать.

Занятие 1. Лев.

Начали мы, разумеется, со знакомства. Когда все познакомились, я представила детям поющую чашу. У меня настоящая индийская поющая чаша дивной красоты и дивного же звучания. Сначала показала ее и спросила, что это за предмет и на что он похож. Сказали, что на миску. Оказалось, что у всех дома есть что-то подобное. А потом я взяла палочку и начала водить ею по чаше. И чаша запела. Вы бы видели, как замерли дети, как изменились их лица. Я этого никогда не забуду! Мне показалось, что у меня за спиной шуршат крылья, я превратилась в фею. Я уже сотворила чудо. И даже если дети ничего не вынесут из моих уроков, вот это с ними уже случилось.
Пока дети не отошли от потрясения и были в состоянии повышенной внушаемости, я сообщила, что это не простая, а волшебная миска. В ней живет музыка! И больше всего на свете наша чаша любит слушать музыку и рассказывать музыкальные истории, но она не умеет говорить на нашем языке, она умеет только немного подсказывать, а рассказывать придется нам самим. В общем, я стала переводчиком с "чашского" на английский. :)
Дети закрыли глаза и стали ждать. А я включила первую пьесу из цикла - "Королевский марш льва" и разложила перед детьми разноцветные ткани.
Ткани - мой любимый игровой материал. Я так играю со своими детьми и их друзьями, поэтому у меня их много, разных цветов и текстур. Для первого занятия я отобрала ткани по принципу максимального разнообразия. Так, чтобы там были и теплые, и холодные цвета, чтобы там были и плотные и тяжелые, и легкие и воздушные ткани, гладкие и рельефные, струящиеся и цепкие.
Когда дети открыли глаза, я предложила им выбрать ту ткань, которая больше всего подходит только что услышанной музыке. И все выбрали разные ткани! Потом мы стали говорить о том, какие ощущения вызвала музыка, что хотелось под нее делать, мяли ткани, чтобы понять, чем ткань похожа на музыку и какая она. Я предложила детям поиграть с тканью и послушать музыку еще раз. Они завернулись в свои ткани и начали танцевать. Движения у всех были разные, каждый двигался, как хотел.
Я знаю, какая это универсальная и сильная по своему воздействию игрушка - ткани. Но тут, при том настрое, который дала "волшебная чаша" и музыка Сен-Санса, ткани сыграли так мощно, что даже для меня это оказалось неожиданностью.
Потом мы снова сели и я спросила: а вот если бы вам сказали, что эта музыка рассказывает про животных, то какое животное это могло бы быть? Все предложили свои варианты, среди которых был и тигр. Тогда я рассказала о Сен-Сансе, его цикле "Карнавал животных" и сказала, что первую пьесу Сен-Санс назвал маршем льва.
Помните нашу волшебную чашу? Она может перенести нас в любое музыкальное произведение. Мы решили превратиться во львов.
Я достала заготовки масок. Это бумажные тарелки с прорезями для глаз, вырезанные из цветной бумаги ушки и носы и шерстяные нитки для вязания, заранее порезанные (это предполагалась грива, но некоторые решили, что это будут усы). У нас мало времени, и мне не хочется тратить его на поделки, этих поделок дети дофига делают в школе, поэтому я так все по максимуму подготовила сама. Мы быстренько приклеили уши-носы-гривы.
Но чтобы стать львом, гривы недостаточно. Лев - опасный хищник. У него острый слух. Нам надо потренировать ушки. Я нажимала на рояле одну, две или три клавиши, а "львы" говорили, сколько звуков они слышат. Ушки у всех оказались замечательные.
При очередном прослушивании пьесы Сен-Санса догадались, что играет рояль (только что слышали его вживую) и расслышали  в музыке рычание льва. Ну и присоединились. Теперь у меня в зале танцевала и маршировала целая стая разноцветных львов и вдохновенно рычала. Это было очень весело!
Но время занятия подошло к концу, и нас всех позвала волшебная чаша. Под звук поющей чаши дети снова притихли. Для дальнейшей прокачки львиности, я дала детям листочки с домашним заданием. Это "охота на звуки".
Я предложила детям вслушиваться в те звуки, которые нас окружают, и отмечать, когда удалось "поймать" звук ветра, лай собаки, щебет птиц, звук мотора проезжающей мимо машины и т.д. Цель - обратить внимание на то, сколько вокруг разных звуков. Мы привыкаем к постоянному шумовому фону, а иногда очень полезно снова услышать привычные звуки как в первый раз, выдернуть их из фона, осознать их особость. Потом подключаем сенсорику: наклоняемся к самой земле и стараемся услышать звуки земли. А бывает ли вообще на свете тишина? Ходим по разным поверхностям в обуви и босиком и слушаем, какие звуки получаются при этом. Сразу скажу, что не знаю, выполнили дети задание или нет, я не проверяла и проверять не собиралась. Я, скорее, хотела дать  подсказку родителям, напомнить им о том, что слушать мир с детьми - это очень увлекательно и полезно.




Получив план охоты, львы попрощались друг с другом и с чашей (я дала им палочку и дети по очереди легонечко стукнули палочкой по чаше, это наш ритуал прощания с чашей). Чаша напомнила о том музыкальном секрете, который мы сегодня раскрыли: чтобы понять язык музыки, надо ее особым образом слушать - закрыв глаза и прислушиваясь к себе, слушать одну и ту же пьесу несколько раз и тренировать свои ушки.
Когда, собрав вещи, я вышла из музыкальной школы, по улице носились львы и рычали :))

Занятие 2. Курицы и петухи.

Начало - стандартное. Приветствие, чаша, слушаем музыку с закрытыми глазами, выбираем ткань, рассказываем и показываем, как под такую музыку хотелось двигаться. Обратили внимание на то, что музыка была "разная". Предлагаем варианты, какое это могло бы быть животное. Тут угадайку сбил Ваня, который радостно крикнул, что это были курицы. Стали мы танцевать и квохтать на все лады.
Так расквохтались, что чаше пришлось строго позвонить и призвать к порядку. А у куриц за порядком кто следит? Петух. Где же взять петуха? Сделаем из наших тканей. Петух получился примерно такой.


Это я уже дома его сложила и своего личного ребенка посадила  для масштаба. Там, конечно, петуху повезло меньше: на него постоянно кто-то норовил наступить или выдрать у него перо из хвоста для своих игровых целей.
А петух им, между прочим, червячков принес. Вот таких:


По очереди тащили червяка, переворачивали и я читала, какой это червяк. Поедали червяков все вместе, издавая соответствующие звуки:
crunchy
funny
terrible
scary
scratchy
buzzling
humming
rustling
singing
wispering
calling
harsh
long
Попутно вспоминали, где можно услышать такие звуки. Снова послушали Сен-Санса. Какие звуки различили на этот раз? Услышали крик петуха.
Наевшись червяков, курицы снесли яйца. У меня остались с пасхальных квестов пластиковые яйца. Из них мы сделали шейкеры. В качестве наполнителей я принесла макароны, фасоль и мелкие камушки. Тут я задумывала еще поиграть в "угадай, что положил в яйцо сосед", но по времени не вписывались, поэтому пришлось отказаться от этой игры. Опять потанцевали, добавив к музыке Сен-Санса своего шума (и растерзав беднягу петуха). Под конец танца даже удалось шуметь яйцами ритмично.
От радости из яиц вылупились цыплята - разноцветные помпоны. Помпоны я положила в центр самого большого куска ткани, мы все вместе взялись за ткань и под музыку подбрасывали помпоны на ткани. Это было зрелищно, но недолго. Тут я не угадала. Мне казалось, что дети захотят подольше удержать помпоны на ткани, а они, наоборот, начали сильно дергать ткань, так, чтобы все помпоны улетели.
Пора была немного тормозиться, поэтому главная курица (а я специально надела свою желтую кофту с длинными разлетающимися рукавами) выразила озабоченность, что цыплята разбрелись кто куда. Дети отправились собирать помпоны и ткань в "загон" (большой пакет). А тут и чаша их позвала. Чаша была рада, что дети раскрыли еще один музыкальный секрет - то, что звуки бывают очень разные, и мы еще раз повторили те слова, которые были на червяках.
К концу второго занятия дети настолько осмелели, что попросили поиграть на чаше. Я дала, хихикая про себя. Вот какой я хитрый манипулятор: несмотря на кажущуюся простоту действий (ну правда ведь, води себе палкой - делов-то!), извлечь красивый звук из поющей чаши не так-то легко. Дети стали спрашивать, почему у меня чаша поет, а у них нет.  Я сделала загадочное лицо: а вы забыли, что это волшебная чаша? Она не открывает больше одного секрета за раз. "Так она и вправду волшебная???" - окончательно обалдели дети и отправились по домам переваривать этот факт, задумчиво погромыхивая яйцами.

Занятие 3. Антилопы и ослы.

Эти две пьесы я решила объединить, потому что придумалась игра, в которой шли в связке понятия разной высоты и длительности.
Начали, как обычно. Если не считать того, что под антилоп никто не хотел сидеть даже не первом прослушивании, поэтому мне ничего не оставалось, кроме как скомандовать (вернее, озвучить происходящее): бежим! кто быстрее? В этот раз спрашивать детей про их чувства и желания было явно излишне. Все хотели бегать и размахивать тканями. Чтобы привнести в это броуновское движение хоть какой-то образовательный смысл, я перекричала-таки Сен-Санса и обратила внимание детей на то, что музыка "бежит" то вверх, то вниз, и мы стали размахивать тканями, пытаясь прочертить в воздухе это движение.
А потом пришел осел. Совсем другая музыка. Мои антилопы, кажется, были несколько разочарованы, поэтому осла я им, вопреки своим принципам, сама объявила. Слишком много времени потратили на беготню, а у меня еще обучательный план и наполовину не выполнен.
Ввели понятие темпа как скорости, с которой "бежит" (или "идет", или "стоит") музыка. И понятие высоты (pitch). В первой пьесе темп был быстрый, во второй - медленный. В первой пьесе шло движение то вверх, то вниз. Во второй пьесе послушали, как кричит осел: два коротких высоких звука и один длинный низкий. Закрепили с роялем. Когда я играла звуки из верхнего регистра, надо было тянуться высоко-высоко. Услышав низкий звук, надо было приседать. Потом поиграла гаммы, дети руками показывали, куда идет движение - вверх или вниз.
Следующее задание вызвало бурный восторг. Я достала колокольчики:



Слушали попарно, сравнивали звуки по высоте. Потом расставили колокольчики  по порядку и поиграли гамму вверх и вниз. Это было трудно, т.к. мне никак не удавалось донести до детей мысль, что играть надо друг за другом, а не всем одновременно.
Но ой-ой-ой, мы совсем забыли про наших осликов. А ослики проголодались. Оказалось, что все были в Pedro St James (это наша местная достопримечательность) и видели там ослика. И все в курсе, что ослики любят яблоки.
Я достала вырезанные из цветой бумаги яблоки. Яблоки двух видов: большие и маленькие. На большом нарисована половинная нота, на маленьком - четвертная. Большое яблоко есть дольше, поэтому такая нота звучит дольше. Вспомнили, как Сен-Санс изобразил крик осла - резким скачком звука сверху вниз.
И стали играть в осликов. Я разбросала яблоки по полу, а ослики должны были бегать и собирать эти яблоки. Если ослик находил маленькое яблоко, он издавал короткий высокий звук, если находил большое - низкий и длинный. Потом собрались все вместе и пропели яблочные песенки: каждый выложил перед собой собранные яблочки и мы пропевали то, что получилось.


А еще ослики стучат копытами. Я достала кастаньеты. Настоящие, из самой Испании (спасибо Лене adimetra). И кааак застучу :)) Всем сразу надо так же. Кастаньет на всех не напасешься, но можно ведь и самим сделать. Если заранее собирать пробки от пластиковых бутылок, потом проткнуть в них по две дырки и связать гладкой веревочкой на манер кастаньет - получится что-то отдаленно похожее по внешнему виду (и еще отдаленней - по звуку). Но детей эта отдаленность не смутила, они с радостью расхватали свои "кастаньеты" и стали пробовать стучать ими друг об друга. Разумеется, настоящие кастаньеты тоже прошлись по руками и все их испытали в деле. Мы вернулись к нашим яблочкам и простучали "копытцами" яблочные песни.
А тут и по чаше пора стучать. Проговорили еще раз новый музыкальный секрет: музыка бывает разного темпа, а звуки бывают высокие и низкие, длинные и короткие. Дома детям предложено экспериментировать с кастаньетами и простукивать разные яблочные песенки, раскладывая яблоки в разном порядке.

Сегодня было немного хаотично, потому что много всего, но мы еще будем возвращаться к этим понятиям, так что, надеюсь, все уложится.

мои уроки, детское, ме, музыка, игры

Previous post Next post
Up