Рассматривали с Ваней картину из его календаря. На этот раз нас заинтересовала картина Патинира "Харон переплывает реку Стикс". Не могли рассмотреть, что там такое на заднем плане, полезли в интернет искать картину в хорошем разрешении, чтобы разглядеть детали.
Напомню картину:
Изначально мы хотели поподробнее рассмотреть левый верхний угол. Ваня правильно предположил, что вдалеке фонтан (из статей узнали, что слева - это река Лета, а фонтан - Фонтан Рая).
А вот то, что открылось за фонтаном:
"Небоскребы", - небрежно заметил мальчик.
Удачная оказалась картина для рассматривания. Много деталей, знакомых и понятных ребенку (только вот мы так и не нашли с Ваней никакого объяснения тому, почему на стороне царства мертвых такой же изобильный сад с плодами и животными, как и в раю). Про композиционное деление поговорили, про цвет. Ваня сейчас греческими мифами увлекся, еще и поэтому его картина заинтересовала.
Я решила еще что-нибудь прочитать о картине, нашла интересную испанскую программу об искусстве, там целая серия передач (108!)
Mirar un cuadro. Интересно. Передачи 1980-х годов, по завлекательности проигрывают современным фильмам такой тематики, но для 20-минутного видео очень содержательные.
А меня вот какой момент сейчас занимает. Из статьи в статью кочует фраза о том, что Патинир накладывает средневековые христианские представления на мифологический сюжет, и в этой картине рисует якобы ситуацию выбора между добром и злом. Вот это срединное положение лодки должно создавать напряжение совершающимся сейчас выбором души между склонностью к добру либо злу. Вот и ангелы зовут к себе, прельщая красотами рая.
Но, простите, это же посмертный путь, выбор давно сделан. Он, этот выбор, неотменим. И у лодки Харона пункт назначения один. Нет тут никакой надежды и никакого выбора. И Достоевского тогда еще не было, чтобы подрисовать где-нибудь луковку...