В Ванином календаре сегодня рассматривали картину Снайдерса "Птичий концерт". Как и в случае с поговорками Брейгеля, это меня далеко увело. Сижу и пытаюсь идентифицировать птиц на картине. Попытались с Ваней найти в интернете орнитологический комментарий к этой картине - но увы. Сходу ничего не нашлось (да и не сходу тоже). Нашла несколько статей о других картинах, написанных в жанре птичьего концерта, в том числе самого Снайдерса (он-то и сделал этот жанр популярным), но не о нашей, оригинал которой находится в Эрмитаже.
А нам очень захотелось послушать такой концерт! С современной техникой это не сложно. Если знаешь, чьи голоса искать.
В 2012 г. такой концерт можно было послушать в Эрмитаже, где "в рамках ежегодной программы «Окно в Нидерданды» в Государственном Эрмитаже прошла лекция голландского орнитолога Нико де Хаана, которому удалось «оживить» всемирно известное полотно фламандского анималиста Франса Снейдерса «Птичий концерт». Оказалось, что и спустя четыре столетия со дня написания картины все изображенные на ней пернатые продолжают обитать в живой природе, что и позволило исследователю, записав их голоса, добавить к визуальному ряду произведения звуковой" (
http://www.newizv.ru/culture/2012-10-04/170865-zhivye-golosa.html). Но где мы и где Эрмитаж... Придется своими силами.
Сюжет картин в жанре "Птичий концерт" восходит басне Эзопа "Сова и птицы". Текст басни нашла в интернете только в англоязычном варианте:
Since the owl was a wise bird, she advised the other birds when the first oak tree sprouted that they should not allow it to grow. If they didn't uproot the tree at all costs, it would produce an inescapable substance, birdlime, that would bring about their death and destruction. Later on, when the people began to sow flaw, the owl told the birds that they should pluck out the flax seed, since it was also going to wreak havoc on the birds. The third time the owl saw a man with a bow and she said that the man would overtake them with their own feathers: although the man walked on foot he would be able to launch arrows with wings. Each time the birds refused to heed the owl's advice. They acted as if she were crazy and said she was out of her mind. As things turned out, the birds discovered, much to their surprise, that the owl had been right all along. Therefore, whenever any other bird encounters the owl, they now treat her with reverence, as if she were an expert in everything. But the owl does not give them advice any more; she only complains. (
http://mythfolklore.net/aesopica/oxford/488.htm)
Этот текст не имеет ничего общего с пересказом басни-источника, который я нашла в одной из статей, посвященных картине: "человек поймал сову и привязал ее за ноги, чтобы она стала приманкой для других птиц. Они прилетали над ней посмеяться, но сами стали добычей птицелова, намазавшего клеем ветки деревьев" (
отсюда) В другой статье утверждают, что мораль этой басни: каждая птица поет по-своему и не сможет попугай петь, как соловей (в общем, "не бывать вороне коровою, не летать лягушатам под облаком"). А в сборнике издательства "Наука", выложенном на Фантлабе, автором басни "Сова и птицы" назван Христосом и именно эта басня недоступна для чтения.
Мы с Ваней пришли к мнению, что сова здесь - учитель и дирижер. Она в центре картины, у нее ноты и палочка. К тому же она мудрая.
О символике птиц узнали следующее:
"На полотне «разместились» 26 видов птиц и летучая мышь, которую, к слову, в прежние века олицетворяли с дьяволом. Впрочем, абсолютно все запечатленные на картине птицы что-либо в различных культурах символизировали: сорока - воровство, сойка - изобретательность, снегирь - миролюбие, дрозд - рассудительность, голубь - любовь... Роскошный павлин воплощал бессмертие, красоту, достоинство и гордость. Порой неумеренную, чем и вызвано изображение (старыми мастерами) в «компании» с величественной птицей обуреваемых гордыней представительниц прекрасного пола. В целом же наши далекие предки считали, что способность летать связывает птиц с «высшим» миром, и видели в их поведении многочисленные предзнаменования и предначертания. Интересно, что традиционный символ гармонии, мудрости и элегантности лебедь играл зловещую роль в кельтской традиции - околдовывал своим пением и усыплял людей" (
http://www.newizv.ru/culture/2012-10-04/170865-zhivye-golosa.html)
Кого мы опознали:
Слева направо.
Павлины
Кто над павлинами -?
Красный - ара
Под ним на ветке: ласточки (?), удод, две незнакомые птички
Веткой ниже - дрозд
Сова
Две птицы, летающие над совой - ?
Под совой спиной к зрителю - ?
Ниже - попугай
Цапля
Летучая мышь
Под ней на ветке не узнаю никого. Крайний слева, подозреваю, - голубь. Две птички с белой полосой на крыле - сойки?
Ниже летит снегирь.
Сверху еще один удод
Тукан
Лебедь
Кто за лебедем - ?
Орел
В правом нижнем углу - две сороки
Также в поисках орнитолога, растолковавшего бы человечеству картину Снейдерса, наткнулась на выдержки из работы, поразившую меня своей темой: "О некоторых гастрономических аспектах видов птиц в натюрмортах Франса Снейдерса". Целое исследование европейской кухни 17 века, основанное на анализе картин! Любопытный фрагмент о гастрономической иерархии дичи: "Western societies of the 16th century respected a code in the hierarchy of their food, reflecting the divine order of nature (l). Birds as habitants of higher spheres were considered noble, but even a subtle classification within birds was respected. In decrescendo, birds were ranked as follows: (1) eagles, falcons and birds of high altitude, (2) songbirds, (3) capons, cocks and chickens, (4) ducks, geese and other aquatic birds (the segment 'Water' had a lower consideration than the segment 'Air'). The conception of a similar social order in society and in nature justified the fact that consumption of high-ranked bird groups was strictly limited to higher society classes in order 'to preserve the acuteness of their intelligence and sensibility' (2). At the table of the nobility great birds like swans, cranes and herons were highly esteemed. By the middle of the 17th century, however, they were no longer eaten (3)".
(отсюда)