Из крупномоторного. Немного ходит вдоль опоры, но предпочитает стоять. Осваивает спуск с лестницы задом. Очень любит прыгать. Прыгает сидя, повизгивая от удовольствия.
Из мелкомоторного. Берет предметы любой мелкости, выковыривает камушки из щелей пирса (чтобы бросить в воду), точно прилаживает крышку к бутылке, любит складывать предметы в емкости (изобрела себе сортер). Играет на ксилофоне палочкой.
Из характерного.
Твердо знает, чего она хочет, и нашла как минимум один способ доносить до сведения окружающих свои желания - царственно указывает пальцем и говорит: «Ать!» Когда вожделенный предмет получен, сама себе говорит: «На». Если предмет не получен - продолжает настоятельно рекомендовать родителям "ать" девочке желаемое.
Папа утром доделывает какие-то дела перед работой. Алиса приползла к папе. Папа берет Алису и уносит ее в другую комнату, где мама, игрушки и много веселья. Алиса недоумевает. Ведь, кажется,она же ясно показала, что она сейчас хочет туда, дергать папин ноутбук за провод, висеть у папы на руке и по-всякому ему помогать. Нет, она не хочет играть с мамой. Она не хочет поезд, маракас и даже Ваниного медведя она не хочет. Книжки, ложки, кашу - отвергает. Жуткий фиолетовый слон ей глубоко фиолетов. Она хочет папу. Дальше следует получасовая осада двери. Поначалу Алиса просто ползет и с плеча открывает дверь. Папа укрепил дверь, подложив бумажку. Алиса стучит кулаками, рычит, кричит, отмахивается от всех заманчивых предложений. Она хочет и ей надо. Мир должен прогнуться. Миру вообще уже дали понять, что нарушать Алисины планы - дело рискованное. Чревато нарушениями слуха по причине воздействия слишком громких звуков.
Говорит много, копирует интонации. Очень выразительная мимика. Посмотришь на нее - ощущение, что человек просто говорит на незнакомом иностранном языке. Разговаривает с книжками, с игрушками, с кошкой, с нами. Кошку называет «ись».
Знает, что где должно лежать. Я переложила телефон из-под подушки на тумбочку, Алиса поднимает подушку,телефона не находит и спрашивает: «Де?»
В книжках любит сову и кукабарру. Кукабарра - это была первая любовь,теперь она частично вытеснена совой. Находит в книжке и от восторга начинает визжать. Наклоняется к картинке, кладет руку на страницу и визжит. Как-то я решила ее поспрашивать. Открыла в другой книжке разворот, где много всяких птиц. Алиса показала сову и пингвина. Поняла мой вопрос и точно пальчиком ткнула в нужную картинку. А вот слушать книжки ей не интересно. Ване я в этом возрасте вовсю читала, у Алисы другие интересы. Рассматривать картинки, листать, сваливать книжки с полки и сидеть в куче - это да. Слушать - нет. Все мои попытки почитать ей проваливаются еще и потому, что ей обязательно надо листать самой. Она вообще все любит делать сама.
Ест сама. Если я ей ложку несу ко рту, сбивает на подлете и лезет в тарелку руками. Бывает, что лезет туда ложкой, но подцепить и донести до рта ей пока не по силам.
Пьет сама. Первое, что она делает, когда я даю ей ее стакан - вырывает его у меня из рук. Потом отворачивается и пьет сама. Захлебывается, отфыркивается, обливается с головы до ног. Но сама.
Одеваться и то пытается сама. Добудет трусы и начинает их к ногам прикладывать. А майки кладет на голову или на плечи прикладывает наподобие пелерины. Научилась ловко надевать и снимать бусы. Этого добра у нас навалом. Девочка наденет на себя блестященькое и сидит довольная-красивая. Если в этот момент на нее обратить внимание, кокетливо откидывает головку назад и победительно улыбается: «Любуйтесь».
Мнение брата очень уважает, но и себя в обиду не даст. Если Ваня пытается у нее игрушку забрать, делает сердитое лицо, вцепляется в предмет мертвой хваткой и негодующе рычит, при этом пытается повернуться с игрушкой так, чтобы загородить ее от Вани спиной. Если он все-таки у нее что-то забрал, безо всяких размышлений начинает громко вопить. Когда я подхожу, явно ждет от меня восстановления справедливости. Сама тоже пытается у Вани чего-нибудь отжать.
В нашем доме стали востребованы мягкие игрушки. Алиса любит прижаться к игрушке лицом, вообще любит именно лицом разные текстуры почувствовать. С кошкой у них обычное приветствие - Алиса втыкается личиком в кошкин бок. На лежащую кошку тоже любит завалиться, как на подушку, тут надо бдить, чтобы не слишком. А так-то кошка не против, выворачивается и начинает Алисе головку вылизывать.
Определяется с приоритетами. Установлено, что клубника лучше, чем яблоко, курица лучше, чем индейка, в маминой тарелке вкуснее, чем в своей, диван лучше, чем пол, гулять лучше, чем дома, выше лучше, чем ниже, лестница лучше, чем лужайка, камни лучше, чем игрушки, звучать лучше, чем молчать.
К сожалению, в число приоритетов не входит сон. Днем спит два раза, иногда - один. Время подъема немного сместилось, теперь чаще всего встает в 6, но зато и ложится позднее. Все, что угодно, выигрывает в привлекательности по сравнению со сном. Укладываемся спать, Алиса уже почти заснула. Тут шуршит наше затемнение и с подоконника спрыгивает кошка. Ей, конечно же, надо к нам на кровать. Алисе, конечно же, кошка намного интереснее, чем спать. Девочка вскакивает и устремляется к кошке. Начинается ультразвуковой концерт. Алиса визжит от восторга, как будто она кошку видит впервые в жизни, начинает на кошку укладываться. Кошка (я подозреваю ее в мазохизме) от этих манипуляций почему-то мурчит и даже умудряется вывернуть голову, чтобы лизнуть Алисину макушку. Все счастливы, кроме меня. А вот, кстати, я. Между прочим, генетически близкий образец человека. Если я два часа колбасилась на детской площадке, наелась, приняла ванну, еще раз наелась, лежу в теплой постельке и уже засыпаю… Встать ради кошки??? Полагаю, что появление на кровати, скажем, пингвина еще могло бы разбудить мое любопытство. Но не больше.
Наверное, идеальным местом для укладывания Алисы спать была бы белая пустая комната. Но тоже не факт. Потому что у белых стен может быть фактура, даже в пустой комнате наверняка была бы дверь, спать на голом полу тоже не будешь, значит, нужна кровать или хотя бы матрас, а все это, вообще все, кроме абсолютного философского ничто - может стать для Алисы предметом достаточно интересным, чтобы не спать.
Тут, в общем, все понятно: когда перед отправкой на землю детям раздавали разные качества, крепкий сон расхватали в первую очередь, Алиске не досталось. А в качестве компенсации ей любопытства и смелости отвалили с горкой.
Алиса совершенно не боится новых пространств. Где бы она ни оказалась, она, не колеблясь, отправляется на исследование территории. Все обползет, посмотрит, пощупает, до всего доберется, до чего не доберется - покажет пальцем и скомандует: «Ать!» Залезть постарается повыше, а на повыше еще доберет высоты позой «сурикат на стреме». С незнакомыми людьми свойственная возрасту настороженность проявляется не всегда. Случаев явного страха не было вообще. Впрочем, при знакомстве с новыми людьми Алиса всегда на руках у меня или у Стаса, так что она в любой момент может уткнуться в родителя и почувствовать себя защищенной. После того, как убедилась в том, что родители бдят, Алиса обращает на нового знакомства уже не разведывательный, а изучающий взгляд.
Эта Алискина смелость очень повышает мою самооценку как матери. Потому что это невозможно не заметить - то, насколько Алиса уверена в надежности и безопасности своего мира. И в этом отношении с ней очень легко. Она не капризная, не цеплючая, не тревожная. Она, наоборот, веселая, самостоятельная, вдумчивая. У нас с ней на улице сейчас «следование наоборот»: впереди с деловым видом ползет Алиса, за ней иду я, Алиса время от времени оборачивается и строго спрашивает: «Мама?» Убеждается, что я нормально, следую - и ползет дальше.
11 месяцев человеке. Ползем дальше.