А кто говорит о принуждении? Я никого не принуждаю и не собираюсь. Я говорю об озвучивании чувств и о внимательности к чувствам других. Это не "обучение", это, скорее, образ жизни и образ мыслей. Да и с точки зрения "обучения" принуждение - абсолютно неэффективная методика. Ваня еще слишком маленький, чтобы извиняться. Если возникает ситуация, когда необходимы извинения, извиняюсь за него я. Я говорю: "Прости, мне жаль, что так получилось". Я сочувствую, я говорю о своих чувствах (потому что Ване-то как раз и не жаль, это еще слишком сложно для него, а мне да, мне не очень приятно, что мой ребенок кого-то стукнул или толкнул). Но мне радостно, что дома, с самыми близкими людьми, у Вани уже сейчас начинает проявляться его (зачаточная пока, в силу возраста) способность к эмпатии. И я надеюсь, что потом это само собой перейдет и на других людей. Заставлять его извиняться перед другим ребенком? Зачем? "Людям из толпы и мы и наши дети на каждом шагу говорят "sorry!", но это совсем другое, когда мы говорим нашим близким: "Прости меня!"" Я думаю, это особенность восприятия, связанная с тем, что английский - не родной язык. Слово sorry нагружено не меньше, чем "прости". Прости - это "будь прост". Просьба о прощении - это призыв вернуться к простоте и искренности отношений. Мне, наоборот, слово "извини" кажется более нагруженным, потому что в него входит "вина". Оно, по моим ощущениям, произносится в более сложных ситуациях, когда человек чувствует за собой вполне определенную вину. "Извини" - это "выведи меня из состояния вины". Удержание этого слова имеет печальные последствия: копится вина, копится тяжесть на душе. И такой накопленный негатив перекрывает человеку радость, счастье, безмятежность. Сейчас, после того, как я посмотрела выступление Брин Браун, я думаю, что сложности, которые вызывают у нас эти слова, - это сложности с принятием собственной уязвимости. Там есть фрагмент о том, что люди часто ведут себя так, как будто их поступки не оказывают ни на кого никакого влияния. И это заводит в тупик. Люди начинают оправдываться, юлить, притворяться: "Да ничего не случилось, я тут не при чем, и ты вообще все сам придумал". А наиболее здоровый путь - сказать: "Простите, ребята. Мы все исправим".
Ваня еще слишком маленький, чтобы извиняться. Если возникает ситуация, когда необходимы извинения, извиняюсь за него я. Я говорю: "Прости, мне жаль, что так получилось". Я сочувствую, я говорю о своих чувствах (потому что Ване-то как раз и не жаль, это еще слишком сложно для него, а мне да, мне не очень приятно, что мой ребенок кого-то стукнул или толкнул). Но мне радостно, что дома, с самыми близкими людьми, у Вани уже сейчас начинает проявляться его (зачаточная пока, в силу возраста) способность к эмпатии. И я надеюсь, что потом это само собой перейдет и на других людей. Заставлять его извиняться перед другим ребенком? Зачем?
"Людям из толпы и мы и наши дети на каждом шагу говорят "sorry!", но это совсем другое, когда мы говорим нашим близким: "Прости меня!"" Я думаю, это особенность восприятия, связанная с тем, что английский - не родной язык. Слово sorry нагружено не меньше, чем "прости".
Прости - это "будь прост". Просьба о прощении - это призыв вернуться к простоте и искренности отношений. Мне, наоборот, слово "извини" кажется более нагруженным, потому что в него входит "вина". Оно, по моим ощущениям, произносится в более сложных ситуациях, когда человек чувствует за собой вполне определенную вину. "Извини" - это "выведи меня из состояния вины". Удержание этого слова имеет печальные последствия: копится вина, копится тяжесть на душе. И такой накопленный негатив перекрывает человеку радость, счастье, безмятежность.
Сейчас, после того, как я посмотрела выступление Брин Браун, я думаю, что сложности, которые вызывают у нас эти слова, - это сложности с принятием собственной уязвимости. Там есть фрагмент о том, что люди часто ведут себя так, как будто их поступки не оказывают ни на кого никакого влияния. И это заводит в тупик. Люди начинают оправдываться, юлить, притворяться: "Да ничего не случилось, я тут не при чем, и ты вообще все сам придумал". А наиболее здоровый путь - сказать: "Простите, ребята. Мы все исправим".
Reply
Leave a comment