откуда берутся толстые дети?

Nov 19, 2013 18:27

Кто еще не читал статью Светланы Бронниковой о питании детей на "Летидоре" - рекомендую.
Сохраню себе описание эксперимента, о котором когда-то читала, но не догадалась сохранить ссылку на источник:
"Сегодня ни для диетологов, ни для психологов, занимающихся вопросами питания и переедания, не секрет, что детский организм обладает врожденным, превосходно работающим механизмом, вовремя сигнализирующим и о том, что ребёнок голоден, и о том, когда он насытился. Рождаясь на свет, человек имеет совершенно отчётливые бессознательные представления о том, что ему нужно для здорового и полноценного питания. В том случае, если в процесс его питания не вмешиваться.
Но чем более развитым именует себя мир, тем более взрослые склонны вмешиваться в процесс питания детей, подчинять его своему удобству, мнению популярных педиатров, нормам развития, таблицам и рейтингам.
Результаты эксперимента, о котором я сейчас расскажу, в свое время оказали крайне благотворное влияние на мою ослабевшую материнскую психику (однажды мне случилось стать мамой мальчика, который в годовалом, полуторагодовалом и двухлетнем возрасте практически ничего не ел). Бабушки и педиатры навлекали на меня всяческую хулу, соратницы по песочнице хвастались щекастыми младенцами и объёмами съеденного, а я искала ответ на вопрос - почему у нас по-другому, почему мой ребёнок не съедает в обед миску гречневой каши с мясом, как соседский, а довольствуется двумя кусочками банана или сушкой?
Ответ был найден в описании самого знаменитого, масштабного и длительного диетического эксперимента столетия, проведенного в 1928 году Кларой Девис.
Девис в течение 6 лет наблюдала маленьких (в возрасте от 6 до 11 месяцев) постояльцев специального диетологического детского сада, организованного для целей этого эксперимента. Участниками эксперимента стали дети одиноких матерей, которые были не в состоянии содержать и обеспечивать своих детей, и дети матерей-подростков от нежелательных беременностей. Большинство детей страдали выраженной анемией и значительной недостаточностью веса, рахитом и другими расстройствами, обычно сопровождающими плохое питание. Каждый приём пищи и каждый кусочек съеденного ребёнком записывался на протяжение шести лет, что в итоге составило около 38 тысяч записей "пищевого дневника".
Пища предлагалась детям, но никогда не навязывалась. Еда выкладывалась в определенных местах, на виду у детей. Нянечки, ухаживавшие за младенцами, ещё не умеющими ходить, никогда не предлагали детям пищу активно. Только, если ребёнок совершенно однозначно тянулся к определенному виду пищи, он получал его в ложке. Если ребёнок отказывался есть, ложка тут же убиралась.
Дети, умеющие ходить самостоятельно, могли беспрепятственно подходить и выбирать любые виды и сочетания пищи, которые им были по вкусу. Предложенная еда была абсолютно натуральной, каждый вид пищи представлял собой монопродукт - сочетания и смешивания продуктов не доспускались. Почему? Чтобы убедиться, что ребёнок выбрал конкретный, определенный продукт ради его пищевой ценности. Поэтому в диете эксперимента присутствовали цельные зёрна, но отсутсвовал хлеб. Все виды пищи были несолёными, соль подавалась в отдельной мисочке, как и любой другой продукт, и дети могли выбирать её, если хотели. Среди предложенных продуктов были овощи и фрукты, несколько видов мяса и субпродукты (почки, печень), цельнозерновые хлопья и крупы, молоко и кисломолочные продукты. Первым открытием эксперимента, ныне - научным фактом о питании детей, стало то, что дети потребляют неравномерное количество калорий в течение суток, недели или месяца. В один из дней они могут съесть двойную дневную норму калорий, в другой едва наберут и половину. В один из дней калорийность съеденного могла достигнуть нормы за счёт потребления небольшого количества продуктов с высокой калорийной ценностью, например, мяса или круп, в другой - за счёт овощей и фруктов, съеденных в большом объёме.
Ни один из стилей питания маленьких испытуемых никак не соответствовал нормам питания, разработанным Институтом Педиатрии для их возраста, и ни одна диета не была похожа на другую. Каждый ребёнок ел по-разному. Плевать эти маленькие негодяи хотели на нормы питания. Они ели тушёную печень, запивая её молоком и заедая парой крутых яиц. На ночь. Они с удовольствием помещали кружок банана на картофель и с аппетитом поглощали этот кошмар диетолога.

Было обнаружено, что, по сравнению со статистикой других детских учреждений, участвовавшие в эксперименте дети, мало и редко болеют и переживают типичные для этого возраста мелкие неприятности со здоровьем. Запоры были неизвестны в этом детском саду. Не было обнаружено случаев рвоты или поноса. За время эксперимента вирусные инфекции типа гриппа, которыми заболевали дети, проходили с невысокой температурой и длились не более 3 дней. Было отмечено, что, в период восстановления после инфекций дети поедали необычно много свежего мяса, молока и фруктов.
Разумеется, участники эксперимента проходили регулярные и подробные медицинские обследования, которые выявляли повышение гемоглобина в крови до уровня нормы, нормализацию уровней кальция и фосфора, прекрасную кальцификацию детских костей у тех, кто до начала эксперимента страдал от рахита, в некоторых случаях - в запущенной форме. Самое поразительное, что дети набирали вес до необходимой по возрасту нормы, но не более того. Разумеется, в группе были более худые и более основательно сложенные участники, но ни истощения, ни ожирения замечено не было. Один из врачей, участвовавших в медицинской оценке участников, написал впоследствии статью в авторитетный педиатрический журнал (Brennemann, "Psychologic aspects of nutrition in childhood", J. Pediatr., Aug. 1932, 1 (2): p. 152), назвав экспериментальную группу "группой наиболее здоровых физически и поведенчески представителей человеческого вида", которых он когда-либо видел.
Позже был проведен целый ряд диетологических экспериментов с детьми, показавших исключительную способность "неиспорченного" нормами питания человеческого организма самостоятельно регулировать уровень и вид потребления пищи"

И вот еще цитата: "Несмотря на то, что четверть мальчиков и пятая часть девочек в России намного тяжелее нормы, а быть толстым - непопулярно и для подростка - почти трагично, культ хорошего аппетита у ребёнка отнюдь не потерял актуальности. В первый год жизни младенца его основным достоинством и предметом гордости является набор веса, а самой главной трагедией, порождающей у матери непрерывное чувство вины, является недостаточный аппетит ребенка, не желающего есть прикорм в соответствии с указаниями ведущих педиатров.

Что при этом происходит в семье? У родителей растет уровень тревоги в связи с едой, младенец эту тревогу прекрасно ощущает и отвергает объект тревоги - новую еду - с ещё большим энтузиазмом. Новая, взрослая еда - и без того огромное открытие для младенца первого года жизни. Столько неизведанных вкусов, запахов, цветов - нужно справиться со всем этим потоком информации, и сделать это ребёнок может только в собственном темпе. Однако родители не унимаются в соревновании за победу на конкурсе "накорми ребёнка любой ценой". В ход идут песни, пляски, чтение сказок, кормление игрушек, просмотр мультфильмов, под которые младенец покорно открывает рот... И только, если задача "накормить ребёнка" решена, мама может выдохнуть и подумать о чём-то ещё. К сожалению, кормление через силу и против воли - куда более распространенный вариант питания детей в России, чем в других странах.

Что происходит в итоге? Ребёнок быстро усваивает, что еда - нечто невероятно важное, и чтобы быть хорошим - нужно есть. С другой стороны, необходимость есть много, зачастую больше, чем ребёнку на самом деле хочется, часто совсем не то, чего хочется, расстраивает регуляцию системы "голод - аппетит - еда". Физиологический дефицит питательных веществ, именуемый голодом, проявляется в наличии у ребёнка пищевого интереса и здорового аппетита, который он и должен удовлетворять, выбирая ту еду, которая ему интуитивно кажется привлекательной. Однако в реальности чаще всего всё происходит совсем не так.

Если полнота ребенка, истинная или мнимая, является предметом тревоги знакомых, друзей или врачей, и травмирует родителей, курс нередко меняется на прямо противоположный. Ребёнка сажают на диету, попросту запрещая ему есть всё то, от чего риск поправиться возрастает, и что обычно мило детскому сердцу - мучное, сладкое, жареное. Интересно, что зачастую больше обеспокоенности фигурой девочки проявляют отцы, чем матери, они же склонны к более жёстким мерам по "пресечению" нежелательного пищевого поведения, чаще высмеивают или критикуют "разожравшуюся" лентяйку-дочь или располневшего сына.
И та, и другая стратегия в итоге приводят только к одному результату: у ребёнка развивается расстройство пищевого поведения, которое он в качестве "наследства" забирает с собой во взрослую жизнь. На сегодняшний день специалисты по пищевому поведению наиболее важным фактором развития его расстройства называют пребывание на диете в подростковом или детском возрасте и негативное отношение к размерам или весу ребёнка со стороны членов семьи и значимых взрослых".

детское, ссылки

Previous post Next post
Up