Введение
Большинство людей в мире осознают, как важно принадлежать к сильному обществу, будь то семья, деревня, национальная группа или религиозное сообщество. Общество дает человеку чувство идентичности. Оно дает любовь, практическую помощь и поддержку в трудную минуту, а также определенную степень защиты от враждебности и вреда извне. Если общество функционирует правильно, оно не изолированно, но поддерживает связь с окружающими, приглашая их присоединиться к нему.
Для людей, воспитанных в западной культуре и стремящихся к независимости, возможно, трудно понять, насколько важным такой тип общественной жизни является для огромного количества людей в других частях мира. Но даже люди Запада в некоторой степени осознают свою принадлежность к группам, хотя эти группы, скорее, общественные по своей природе.
Большинство мусульман исповедуют свою принадлежность к мировому сообществу, или “народу” ислама, который включает в себя всех мусульман по всему миру. Это сообщество, известное как умма, не просто религиозное, - мусульмане считают его также политическим и территориальным. Несмотря на большие отличия внутри ислама, практически все мусульмане верят, что должны поддерживать друг друга в борьбе с неверными и в защите и распространении ислама. Личные нужды и желания должны быть подчинены нуждам и целям уммы, и когда кто-то оскверняет ее обращением в другую религию, это расценивается как предательство.
Христиане в мусульманском окружении, и особенно обращенные из ислама, отчаянно нуждаются в защите и поддержке христианского сообщества, чтобы противостоять силе мусульманской уммы. Такая поддержка прочно основана на ясной и целостной доктрине о христианской Церкви. Понимание того, кто мы есть как народ Божий, помогает христианам твердо держаться своей христианской идентичности даже перед лицом давления и гонений. Учение о Церкви научит нас нашим обязательствам по отношению к страдающим братьям и сестрам во Христе и поможет исполнять их более ревностно. В этой статье мы рассмотрим некоторые ключевые аспекты новозаветного (НЗ) учения о Церкви. Затем посмотрим, как можно применить его в христианской миссии, особенно среди христиан, живущих в мусульманском окружении, а также скажем об обязанности христиан помогать друг другу, особенно тем, кто страдает за Имя Христово.
Церковь в Библии
Расположение
В НЗ для обозначения понятия “церковь” используется греческое слово ekklēsia в древнем греческом мире, а также в Ветхом Завете (ВЗ) этот термин относится не к организации или объединению, а к встрече или собранию людей и часто используется по отношению к народу израильскому, собирающемуся перед Господом в пустыне (напр., Второзаконие 4:10).
Во многих случаях употребления в НЗ термин ekklēsia имеет то же значение собрания или встречи и применяется по отношению к христианской общине в отдельной местности (2 Фессалоникийцам 1:1; Деяния 13:1; 3 Иоанна 9). Оно может обозначать одну “домашнюю церковь” (Колоссянам 4:15) или все сообщество христиан в городе (Римлянам 16:23). Но главным образом этот термин используется для обозначения собственно собрания христиан. Так, некоторые сообщества в одной местности обычно называются “церкви”, а не “церковь” (Римлянам 16:4; Откровение 1:4). В отдельных случаях он обозначает самих людей, но не в момент встречи (Деяния 8:3), а в одном месте этот термин в единственном числе (“церковь”) обозначает все общины в одном регионе (Деяния 9:31).
Термин ekklēsia также используется в более широком смысле, особенно в посланиях Колоссянам и Ефесянам, обозначая абсолютно всех верующих по всей земле и во все времена (Колоссянам 1:18; Ефесянам 5:23). Это употребление отражает слова Иисуса в Матфея 16:18 - “на сем камне я создам Церковь Мою”. Хотя эта вселенская “церковь” никогда не собиралась в одном месте в одно время, идея “собрания” заключается в духовных отношениях верующих с Господом, которые распространяются и на отношения верующих друг к другу (Ефесянам 2:6; Колоссянам 3:1).
Книга Откровения написана семи церквам (Откровение 1:4). Число семь символизирует завершенность, полноту и указывает на то, что они представляют собой всю Церковь. Такое обращение иллюстрирует тот принцип, что когда христиане собираются вместе, их община является местным представительством единой Вселенской Церкви Иисуса Христа.
Принадлежность.
Павел обращается к верующим в Фессалонике: “церкви Фессалоникской в Боге Отце и Господе Иисусе Христе” (1Фессалоникийцам 1:1), отделяя их таким образом от других собраний города. Общины собирались во Имя Иисуса (Матфея 18:17, 20), что выделяло их из местных иудейских синагог (хотя в одном месте, в Иакова 2:2, христианское собрание тоже названо синагогой). Эти стихи определяют церковь как группу людей, которые принадлежат Богу и Христу. Некоторые описания вселенской Церкви имеют то же значение. Церковь - это то место, где прославляется Бог, а Его мудрость является миру (Ефесянам 3:10, 21). Христос возлюбил Церковь и отдал Себя за нее (Ефесянам 5:25). Она названа “Церковью Божьей” (1 Коринфянам 5:9), а Христос назван ее главой (Ефесянам 5:23). Церковь была создана Богом и через Христа, поэтому она и принадлежит Богу и Христу. Через проповедь Евангелия Христова Бог приводит людей в Церковь (Ефесянам 3:6), и затем делает их общиной, которой руководит Христос (Ефесянам 2:19-22). Подобным же образом в Деяниях община христиан образуется излиянием Святого Духа в день Пятидесятницы (Деяния 2:1-11). Затем Дух Святой наделяет силой и направляет Церковь в ее миссии (Деяния 5:32; 8:29).
Границы.
Церковь - преемница ветхозаветного народа Божьего (или народа “старого завета”), но в то же время это община Божьего нового завета (Евреям 9:15). Этот завет вступает в силу с пролитием Христовой крови на кресте (Луки 22:20) и определяется отношением к Нему. В отличие от Израиля, Церковь не имеет национальных границ. Она ограничена лишь теми, кто верит в Иисуса (Галатам 2:15-16) и следует за Ним (Матфея 16:24). Начавшись с евреев, которые поверили в Иисуса как в Господа (Римлянам 11:5, ср. 10:9), она затем открыла свои двери и язычникам (Римлянам 9:30). Так Церковь перешла национальные границы, чтобы на равных условиях принимать людей из всех народов (Деяния 10:34-35; Римлянам 3:30). Церковь стала наследницей всех титулов и привилегий народа Божьего Ветхом Завете. К ней часто применяются термины, которые Ветхий Завет использовал по отношению к Израилю, в частности, в 1 Петра 2:9-10: “Но вы - род избранный, царственное священство, народ святой, люди, взятые в удел… Некогда не народ, а ныне народ Божий; некогда непомилованные, а ныне помилованы”. Но поскольку Христос стал исполнением закона Ветхого Завета, а Новый Завет - исполнением старого завета (Римлянам 10:4), Церковь больше не связана его нормами, как был связан Израиль. Христос - великий Первосвященник Нового Завета, искупивший наши грехи, принеся Себя в жертву однажды и за всех (Евреям 8: с 1; 10:10), так что ветхозаветная система священства и жертвоприношений устарела (Евреям 8:13; 10:18).
Привилегии.
Церковь получает спасение, которое Бог дарует во Христе и через Святого Духа (Ефесянам 1:13-14). Отчасти она переживает это спасение уже сейчас (Деяния 2:47), и хотя она также испытывает страдания, ей гарантирована Божья защита (1 Петра 1:5-7). Когда Христос вернется, она войдет в абсолютное царство Божье, в котором все творение обновится и все страдания прекратятся (Матфея 13:43; Римлянам 8:18-21; Откровение 21:1-4). Это спасение описано по-разному: это и искупление от рабства греха и смерти через смерть и воскресение Христа (Римлянам 3:24; 1 Петра 1:18-21), и освящение (т.е., отделение на Божье служение) Духом Святым через союз во Христе (1 Коринфянам 1:2; 6:11). Но часто спасение понимается как нечто всеобщее: это то, как люди становятся частью христианского общества и живут в нем, возрастая в Божьей спасающей благодати (Ефесянам 1:22-2:10).
Чтобы объяснить привилегии, которыми наслаждается народ Божий, авторы Нового Завета используют множество образов. Так, Церковь показана как Храм Божий, место обитания Бога, где Он теперь уникальным образом присутствует Духом (1 Коринфянам 3:16; Ефесянам 2:21-22). И поместные церкви, и всеобщая Церковь названы телом Христовым, объединенным под главою Христом, где верующие, как члены тела, соединены друг с другом, каждый на своем особом месте, для выполнения разнообразных и взаимодополняющих функций (1 Коринфянам 12:12-28; Ефесянам 5:30). Еще одна распространенная метафора - это семья детей Божьих, где Бог является Отцом, а Иисус - старшим Сыном, Первенцем (1 Тимофея 3:15; Римлянам 8:29). Верующие - дети Божьи, рожденные свыше от Духа Святого, и Христовы братья и сестры (Иоанна 1:12-13; 3:3-5; Евреям 2:11). Церковь - это также царственное священство, управляемое Христом через Духа Святого и приносящее духовные жертвы Богу (1 Петра 2:9).
Ответственность.
Но вместе с привилегиями приходит и большая ответственность. По отношению к Богу Церковь - это общество поклоняющееся, и не только когда верующие собираются вместе, но в каждом аспекте их повседневной жизни, когда они жертвенно отдают Ему свою жизнь (Римлянам 12:1), поклоняясь Отцу и Христу (Откровение 7:9-10). Общество христиан связано также этическими стандартами. Люди должны измениться морально и жить угодно Богу, следуя заповедям Христа (Колоссянам 1:9-10; Иоанна 14:21). Верующие должны бороться с искушением пойти на компромисс с нечестием и злом и оставаться верными Христу в слове и деле (1 Петра 4:1-3; Откровение 13:10). Их любовь и преданность Иисусу должны быть выше, чем привязанность к семье или народу (Матфея 10:37). В отношениях между собой верующие должны являть взаимную любовь, делая добро друг другу с радушием (1 Петра 4:8-9; Галатам 6:10). Чтобы служить друг другу, им даны духовные дары (1 Петра 4:10-11). Верующие должны иметь одну цель и заботиться друг о друге, угождая один другому (Филиппийцам 2:1-2; 1 Коринфянам 10:32-33). Образ тела подразумевает взаимозависимость членов, которую они должны выражать в почитании и уважении друг ко другу (1 Коринфянам 12:24-26), а образ семьи показывает, что отношения внутри общин должны быть, как в семье (Евреям 13:1; 1 Тимофея 5:1). В отношении внешнего мира Церковь призвана продолжать и расширять миссию Иисуса (Матфея 28:19). Она свидетельствует о Боге и Христе, чтобы и другие поверили в Него (Луки 24:46-48; Иоанна 17:20-21). Но эта связь с миром не должна привести к уподоблению ему (Римлянам 12:2). Церковь должна быть отделена от широкой общественности, зачастую враждебной, среди которой она живет, а также от тех, кто сам отделился от церкви (2 Коринфянам 6:14-18; 1 Иоанна 2:15; 3:13; 2 Иоанна 7-11).
Собрания.
С первых дней существования церкви в Иерусалиме верующие встречаются для совместного служения (Деяния 1:14; 2:44-47). Где бы ни проповедовалось Евангелие и люди ни обращались ко Христу, образовывались общины (Деяния 15:41; 16:5) и христиане собирались вместе (Деяния 20:7) для поклонения (т.е., воздаяния славы Богу) и назидания (т.е., воспитания верующих в христианской вере и ученичестве), хотя эти цели четко не разграничиваются: поклонение формирует церковь, и назидание, в свою очередь, - часть поклонения (обратите внимание на пересечение этих тем в Колоссянам 3:16-17). Итак, собираясь вместе, община возносит молитвы и хвалу Богу через Христа и Святого Духа (Ефесянам 5:19-20; 1 Тимофея 2:1). Бог и Христос действуют через дары Святого Духа для пользы всех (1 Коринфянам 12:4-11). Община назидается через учение Писания (т.е., Ветхого Завета, по крайней мере, в начале) и особенно через христианское наставление (2 Тимофею 2:1-2; 3:16-4:2). Это слово приносит спасение, и церковь принимает его (Иаков 1:21). Приветствуется также взаимное исповедание грехов и молитвы за исцеление (Иакова 5:16).
Два символических таинства - крещение и Вечеря Господня, заповеданные Иисусом в Евангелиях (Матфея 28:19; Луки 22:19-20), становятся частью общинной жизни. Крещение - это внешний знак присоединения к Церкви через Духа Святого (1 Коринфянам 12:12-13). Это обет, или просьба Бога о новой жизни (1 Петра 3:21), символизирующий духовное возрождение человека - очищение от греха (Деяния 22:16) и союз со Христом в его смерти и воскресении (Римлянам 6:3-4; Колоссянам 2:11-12). Вечеря Господня, по-видимому, появилась в контексте дружеского общения (1 Коринфянам 11:20-21) или вечерь любви (Иуда 12), которые часто проводились по домам (Деяния 2:46). Разделение хлеба и вина в память о Христе служило воспоминанием о Его смерти и новом завете, а также выражением надежды на Его скорое возвращение (1 Коринфянам 11-23-26). Принимая участие в Вечере, верующие наслаждаются общением с Ним (1 Коринфянам 10:16) и выражают свое единство друг с другом (1 Коринфянам 11:20). Автор Послания к евреям вдохновляет своих читателей не пренебрегать собраниями и неуклонно держаться исповедания упования до самого Дня Господня (Евреям 10:23-25). Другими словами, участие в жизни общины - лучший способ показать свою верность Христу.
Руководство.
Иисус наделил 12 апостолов авторитетом быть Его сотрудниками в миссии (Матфея 10:1-4) и дал им особое повеление (Деяния 1:1-3). Они сыграли основополагающую роль в ранней Церкви (Деяния 2:42). Более широкая группа апостолов основала и руководила общинами, устанавливая стандарты веры и поведения (1 Коринфянам 9:1-2; 2 Коринфянам 10:8; 2 Фессалоникийцам 2:15; 3:4). Важное место в формировании учения занимали и пророки (Ефесянам 2:20). Каждый верующий мог практиковать дары и таланты, которыми наделил его Дух Святой (1 Коринфянам 14:26), а вся община несла ответственность за дисциплину и ободрение (1 Коринфянам 5:3-5; 2 Коринфянам 2:5-8). Наставления, содержащиеся в посланиях к церквям, адресованы каждому. Предполагалось, что собрание верующих имеет право самостоятельно регулировать свою жизнь согласно апостольским нормам. В ранних посланиях Павла есть только одно упоминание о лидерах общины (Филиппийцам 1:1). Однако здесь Павел говорит о людях, ответственных за учение и наставление верующих, и указывает, что к ним следует проявлять уважение (Галатам 6:6; 1 Фессалоникийцам 5:12). В посланиях 1 Тимофею и Титу упоминаются различные типы лидерства и даются подробные указания о необходимых качествах епископов и диаконов (1 Тимофею 3:1-13; Титу 1:5-9).
Хотя об их служении сказано мало, по всей видимости, они хранили учение, переданное им, и надзирали за общиной (2 Тимофею 2:1-2; 1 Тимофею 3:5). Иаков также был учителем (Иакова 3:1). Многие авторы упоминают “старших” (Деяния 11:30; 1 Тимофею 4:14; 1 Петра 5:5; 2 Иоанна 1:1), хотя не всегда ясно, идет ли речь о дьяконах (служителях) или о епископах (старейшинах) общины. Некоторые из них учат (1 Тимофею 5:17) и могут проявлять пасторскую заботу, например, посещать и молиться за больных (Иакова 5:14). В 1 Петра они названы сопастырями Христу и призваны заботиться о стаде, подавая им пример (1 Петра 5:1-4).
Церковь и христианская миссия
Современное понимание Церкви на Западе носит отпечаток постмодернизма, отвергающего все интеллектуальные и моральные абсолюты. В таком контексте христиане все менее охотно дают какое-то определение Церкви, ее форме или характеру. В результате Церковь становится отражением окружающей культуры, в которой приемлемы практически любые взгляды и поступки. Влияние постмодернизма распространяется и на христианскую миссию. Например, движение Внутренней Миссии считает, что мусульмане не обязаны переставать быть мусульманами и становиться частью исключительно христианского общества и жить как ученики Иисуса. Они должны и дальше посещать мечеть и исповедовать ислам, им не надо присоединяться к христианской церкви или создавать свою собственную. Различные аспекты НЗ доктрины Церкви, которые мы вкратце обозначили выше, дают свою оценку подобным попыткам изменить Церковь и ее миссию во имя культурной и духовной уместности. Они показывают, как Церковь должна заботиться о “внешних”, но больше всего - о христианах, особенно о тех, кто переживает гонения.
Расположение.
Церковь существует в виде местных общин, групп верующих, которые собираются вместе в определенных местах. Поэтому сила ее миссии - в организации и поддержании крепких поместных собраний. Если христиане изолированы от других верующих или общины не имеют возможности собираться из-за гонений, угроз или отсутствия церковного здания, например, в мусульманском окружении, - у них нет возможности до конца исполнить свою миссию. Но там, где церковь может собираться для совместной деятельности, она в силах выполнить свое предназначение даже перед лицом давлений и гонений.
Отдельные общины - это выражения, “представительства” единой Вселенской Церкви Иисуса Христа. Это значит, что верующие обязаны заботиться не только о членах своих общин, но мы все связаны друг с другом и ответственны друг за друга как члены единого Тела Христова. Мы не можем игнорировать нужду наших преследуемых братьев и сестер просто потому, что они живут на другом краю планеты. Имея духовную связь с нашим Господом, мы также связаны и с ними.
Принадлежность.
Призвание поместной церкви в отношении неверующих - провозглашать Евангелие Христа и принимать новых верующих в свою общину. Новый Завет по умолчанию подразумевает, что уверовавшие присоединяются к поместным церквям, и нигде даже не предполагается, что они могут этого и не делать. Поэтому оставлять их в бывшем окружении, таком как мусульманская мечеть, - не библейский принцип. Более того, Церковь, созданная Богом через Христа и Святым Духом, принадлежит Ему. Нам как его народу подобает заботиться о том, что принадлежит Ему, и любить то, что любит Он, а это значит, что мы должны распространять Его любовь на других членов Церкви. Поскольку мы Его народ, мы живем под господством Христа и обязаны повиноваться Его заповедям, которые содержат ясное повеление любить друг друга, как Он возлюбил нас (Иоанна 13:34).
Примечательно, что буквально в следующем стихе Иисус говорит, что именно по этой любви люди узнают, что мы Его ученики. Православная церковь считает Иоанна 13:35 главным миссионерским стихом: любовь в христианской общине - подлинное основание ее миссии.
Границы.
Христианская община выделяется из своего окружения верой в Христа, а не социальной или этнической принадлежностью
или религиозным воспитанием своих членов. Определяя себя таким образом, она наследует обетования, данные Богом народу Нового Завета. Поэтому препятствовать церквям нести Евангелие мусульманам (или кому-либо еще) или запрещать им принимать обратившихся из ислама значит отвергать саму природу церкви как собрания учеников Христа. Никакие внешние препятствия не должны мешать христианам поддерживать своих братьев и сестер в гонениях. Неприемлемо ограничивать нашу практическую помощь христианским общинам, живущим в мусульманском окружении, и заставлять их отстраняться от обращенных из ислама. Бывшие мусульмане, потерявшие поддержку уммы, нуждаются в еще большей поддержке. А наша общая вера в Христа делает их и нас одним целым.
Права и ответственность.
Наслаждаться плодами христианской миссии и ответственностью, которая из них вытекает, можно только в контексте поместной общины. Именно здесь христиане переживают Божье спасение и находят Его защиту в дни скорби. Именно здесь верующие могут должным образом исполнить свое призвание поклоняться Богу и жить для Христа, любить друг друга и проповедовать Евангелие. Без принятия в поместные общины бывших мусульман (или кого-либо другого) церковь не выполнит того, к чему она призвана. Образы, используемые для христианской общины в НЗ, также подчеркивают взаимную ответственность верующих друг за друга в рамках всеобщей Церкви. Мы не можем просто сесть и смотреть, как часть Божьего храма, где Он обитает Своим Духом, стирается с лица земли антихристианским насилием. Если часть Тела Христова терпит гонения среди мусульманского окружения, их страдания становятся нашими. Когда члены нашей христианской семьи за границей остаются без крова из-за природных катастроф и не получают никакой помощи из-за своей веры, мы обязаны позаботиться о них. Сам Иисус сказал, что если мы сделаем что-то для братьев своих (т.е., христиан), то сделаем для Него (Матфея 25:40).
Собрания.
НЗ подчеркивает важность общинной жизни. Это место и средство поддержки христианской жизни верующих. Совместное поклонение и взаимное назидание жизненно необходимы для здоровой христианской жизни. Крещение вводит верующих в церковь, а причастие поддерживает их в совместной церковной жизни. Так что закрыть двери церкви перед обращенными из ислама или другими значит не дать им необходимой поддержки и той среды, где они могли бы укрепляться в вере и возрастать во Христе. Вселенская Церковь никогда не собиралась в одном месте. Но признавая, что мы все принадлежим друг другу, и простирая свою помощь нуждающимся христианам, мы углубляем свои взаимоотношения с Господом, укрепляемся в вере и надежде на Него и черпаем в Нем силы для служения.
Служение и миссия.
Поместная церковь также более успешна в своей миссии, когда дает возможность верующим участвовать в принятии решений и служении, а также помогает тем, у кого есть дары учительства и пастырьства (священства), применять их. Чтобы свидетельствовать о Христе во враждебном окружении более плодотворно, необходимо эффективное руководство и участие всей общины. Обучение ученичеству и лидерству, а также поддержка священников (пастырей) и евангелистов - одни из главных способов, как мы можем помочь христианам в гонениях. Такой вид помощи способствует развитию крепких христианских общин, которые смело проповедуют Евангелие, даже когда встречают давление и враждебностью.
Заключение.
Печально, что сегодня, когда мусульмане по всему миру с новой силой посвящают себя умме, многие христиане забыли о библейской доктрине Церкви. Это учение объясняет, что значит для верующих жить как народ Божий, в том числе и в отношении к враждебному окружению. Оно показывает нам, как и почему мы обязаны заботиться друг о друге. Оно открывает насущную необходимость поместных общин в воспитании и поддержке ученичества и проповеди. Оно напоминает нам наше призвание поддерживать других христиан во Вселенской Церкви Христа. Оно - необходимый источник для здоровой христианской жизни и христианской миссии.
Источник: архивы журнала "Фонд Варнавы" 2012 г.