Борьба с инакомыслием в истории русской церкви

Mar 07, 2012 21:51


Бесчисленное число обвинений православных миссионеров, сыпется на голову мусульманам, в гонениях, ущемлениях, несправедливых притеснениях, людей, наук, мышлений, во все времена и на всех континентах.

Большинство из них либо вымышлены, либо относятся к национальным, а не религиозным, особенностям и традициям, того или иного народа. А знают ли сами православные, о деятельности своих святых отцов и духовных настоятелей, которые действовали только в соответсвии с христианской догматикой и по благословлению святой церкви?

В средневековой Руси

По Архангельскому изводу Оленинской редакции Устава Владимира XII века, «зелье» (то есть врачевание травами) было преступлением, находившимся в юрисдикции церковного суда [ [http://www.krotov.info/acts/10/0995.html Устав князя Владимира Святославича о десятинах, судах и людях церковных // Оленинская редакция ] ] . Врачевание рассматривалось как одна из форм чародейства; чародеев, по данному Уставу, полагалось сжигать, однако о применении такой меры до XV века известно мало. Первый засвидетельствованный случай относится к 1204 году (сожжение «лихих баб»).Земцов Б. Охота на ведьм в России // National geographic. 2007, № 2]

Православная церковь под угрозой отлучения от церкви запрещала игру в шахматы, что было официально закреплено в кормчей книге 1262 года и подтверждено в 1551 году Стоглавым собором. Сведений об официальной отмене церковного запрета на шахматы нет [http://sigils.ru/symbols/shahmat.html] [http://www.his95.narod.ru/lec7_5.htm] .

В Московском государстве XVI-XVII веков

В XVI-XVII веках рост профессиональной преступности повлёк за собой ужесточение наказаний, в том числе через решение церковного суда.

Основное количество процессов против ведьм и знахарей пришлось именно на эти века.

Особенно часто казнь ведьм и знахарей практиковалась в XVII веке. Соглано данным журнала «National geographic», всего в русской истории зафиксировано 99 случаев сожжения ведьм и колдунов (ср. в других странах: Франция - 4000, Швейцария - 4000, Германия - 25000, Польша и Литва - 10000, Италия - 1000, Испания - 300, Португалия - 7, Ирландия - 2). Последний известный случай - сожжение Марфушки Яковлевой, обвинённой в наведении порчи на царя Фёдора Алексеевича.Земцов Б. Охота на ведьм в России // National geographic. 2007, № 2] . Значительно чаще в России применялись посажение на кол, замуровывание в монастырских стенах и забивание плетьми [Е. Ф. Грекулов.Православная инквизиция в России. Издательство «Наука». М.: 1964 г.] .

В 1682 отлучение от Церкви грозило пациенту, для лечения которого использовали трансплантат - фрагмент черепа собаки. Последствия угрозы неизвестны. [http://ya-online.com/11/protiv.htm История трансплантации] ] .

Преследовалось в государственном порядке скоморошество: представления скоморохов воспринимались как бесовские. Согласно грамоте царя Алексея Михайловича от 1649 года, посланной приказчику Верхотурского уезда в Сибири, «а где объявятся домры и сурны, и гудки, и гусли, и хари, и всякие гудебные бесовские сосуды, тебе б то всё велеть выимать и, изломав те бесовские игры, велеть сжечь». По свидетельству Адама Олеария, «около 1649 года все „гудебные сосуды“ были отобраны по домам в Москве, нагружены на пяти возах, свезены за Москву-реку и там сожжены». [http://www.goldmoscow.com/default/text7rus/arch125.htm Гребенников В. Русская балалайка] ]

В конце XV века - начале XVI преследованиям государственной власти и церковной иерархии подверглось религиозно-диссидентское движение, известное как ересь жидовствующих.

Богословскому обличению ереси был посвящён трактат Иосифа Волоцкого «Просветитель».
В половине XVII - начале XVIII уголовный характер носило преследование старообрядцев, отделившихся от Церкви в результате раскола после рефoрм патриарха Никона.

Вплоть до 18 века по российскому законодательству "отступление от православия" каралось смертной казнью с конфискацией имущества [Е. Ф. Грекулов.Православная инквизиция в России. Издательство «Наука». М.: 1964 г.] .

Духовная цензура и наука в XVIII - начале XX вв

Астрономия

Критике подвергалась концепция о множестве миров и гелиоцентрическую систему мира.
В 1740, по инициативе М. Ломоносова, была издана книга Фонтенеля «Разговор о множестве миров». Синод признал книгу «противной вере и нравственности», книгу изъяли и уничтожили [П. П. Пекарский. История Академии наук, т. II. СПб., 1873, стр. 603-604] .

В 1743, по требованию цензуры, изъят изданный Академией наук астрономический календарь, в котором духовная цензура нашла сведения о планетах, «к соблазну народному склонные»источник?.

В 1757 Синод потребовал «приостановить» научную деятельность Ломоносова, призвавшего «особливо не ругать наук в проповедях» [П. П. Пекарский. История Академии наук, т. II. СПб., 1873, стр. стр. 671.] , придать сожжению его произведения, и отослать Ломоносова в Синод «для увещания и исправления» [П. П. Пекарский. История Академии наук, т. II. СПб., 1873, стр. 603-604] . Требование Синода выполнено не было.

В 1764 закрыт организованный Ломоносовым при Академии Наук научно-художественный журнал «Ежемесячные сочинения к пользе и увеселению служащие», в котором публиковались статьи по астрономии, «вере святой противные и с честными нравами несогласные» [Чтения общества истории и древности российских", кн. 1. M., 1867, стр. 7 - 8.] .

Русское духовенство выступало с критикой гелиоцентрической системы мира вплоть до начала XX века. До 1815, c одобрения цензуры, издавалось школьное пособие «Разрушение коперниковской системы», в котором автор называл гелиоцентрическую систему «ложной системой философической» и «возмутительным мнением» [Б. E. Райков. Очерки по истории гелиоцентрического мировоззрения в России. Л., 1947, стр. 364.] .

Последним произведением, в котором критиковалась гелиоцентрическая система, стала вышедшая в 1914 книга священника Иова Немцева «Круг земли неподвижен, а солнце ходит» [Б. E. Райков. Очерки по истории гелиоцентрического мировоззрения в России. Л., 1947, стр. 375] . Автор «опровергал» систему Коперника цитатами из Библии и творений отцов Церкви.

Биология

Русская церковь боролась с эволюционным учением с момента его появления.
В 1873 был запрещен труд Геккеля «Естественная история мироздания» [Л. M. Добровольский. Русская запрещенная книга 1855-1905 гг. Л., 1945, стр. 184, диссертация.] .

В 1879-1880 запрещена и сожжена книга Геккеля «История племенного развития организмов» [Л. M. Добровольский. Русская запрещенная книга 1855-1905 гг. Л., 1945, стр. 184, диссертация.] .

В 1890 запрещена книга С. Альберта «Чарлз Дарвин и его учение» [ ["Вопросы истории религии и атеизма", 1960, № 7, стр. 411-421] ] .

В 1895 за «материалистический характер» запретили книгу Ч. Дарвина «Происхождение человека и половой отбор» [«Архивное дело», № 1 (45), стр. 89.] .

В 1902 сожжён весь тираж книги Геккеля «Мировые загадки», так как в книге «красной нитью проходила идея животного происхождения человека» [И. M. Остроглазов. Редкие и ценные книги. «Русский архив», № 2, 1914, стр. 302] .

Однако в современной церкви существуют взгляды, допускающие толкование Ветхого Завета, совместимое с эволюционным учением. [диакон Андрей Кураев [http://kuraev.ru/index.php?option=com_remository&Itemid=54&func=fileinfo&id=12 Может ли православный быть эволюционистом?] ]

Психология

В 1866 «за изложение самых крайних материалистических взглядов» был наложен арест на книгу И. М. Сеченова «Рефлексы головного мозга», автору запретили читать публичные лекции [«Материалы по пересмотру действующих постановлений цензуры и печати», ч. I. СПб., 1870, стр. 499-505] .

Петербургский митрополит Исидор попросил Cинод сослать Сеченова «для смирения и исправления» в Соловецкий монастырь «за предерзостное душепагубное и вредоносное учение». Впоследствии арест на книгу был снят, но до 1894 она числилась в списках книг, запрещённых для хранения в библиотеках [В. Прокофьев. "Атеизм русских революционных демократов ". M., 1965, стр. 88] .

Медицина

В 1819 были преданы земле все экспонаты анатомического кабинета Казанского университета, по причине того, что «мерзко и богопротивно» употреблять «создание и подобие творца человека на анатомические препараты» [«Русский архив», кн. 3, 1880, стр. 310.] .

В настоящее время представители Московского Патриархата критикуют практику пластических операций, операций по смене полаhttp://www.humanities.edu.ru/db/msg/41442 ] и терапевтического клонирования, абортов (в том числе по причинам, связанным со здоровьем плода, исключение делается лишь для случаев, когда «существует прямая угроза жизни матери при продолжении беременности»)http://www.mariamm.ru/doc_155.htm ] , экстракорпорального оплодотворения, использования половых клеток доноров, фетальной терапии (использования абортивного материала для омоложения и лечения заболеваний) , использования абортивных контрацептивов. Кроме этого, Алексей II призывает супружеские пары полностью отказаться от использования каких-либо контрацептивов [http://zvezda.ru/web/news18555.htm] .

Церковь, одобряя практику лечения наследственных болезней средствами генной медицины, выступает против «искусственного усовершенствования человеческого рода».
Ряд православных священников выступает с критикой исследований по разработке средств борьбы со старением, против использования крионики для замораживания тел умерших в надежде на последующее воскрешение с использованием технологий будущего [http://www.radonezh.ru/analytic/articles/?ID=2221] .

Церковь не одобряет процедуры по поддержанию жизни пациента в случае прекращения деятельности организма как целого, когда фактически продолжается лишь функционирование отдельных органовhttp://orthomed.ru/pms.php?id=library.article.0049 Русская Православная

Церковь и проблемы биомедицинской этики] .

Церковь призывает использовать «сочетание пастырской и психотерапевтической помощи душевнобольным людям при надлежащем разграничении сфер компетенции врача и священника».

История

Духовной цензурой уничтожались труды по истории религии, не соответствующие взглядам иерархов Церкви.

В марте 1879 уничтожены все 580 экземпляров книги Георга Финлея «Византийская история с 716 по 1453 год», в которой найдены «мысли, направленные против некоторых учений православной церкви» [Л. M. Добровольский. Русская запрещенная книга 1855-1905 гг. Л., 1945, диссертация, стр. 306.] .

Также, в 1879, уничтожены 5000 экземпляров «Общедоступного календаря», изданного Академией Наук, из-за статьи о средневековой инквизиции [Л. M. Добровольский. Русская запрещенная книга 1855-1905 гг. Л., 1945, диссертация, стр. 311.] .
Философия

При Екатерине II за «неудовлетворительные религиозные понятия» был запрещен ряд произведений Ж.-Ж. Руссо («Размышления о величии божьем, его промысле и человеке», «Исповедь» и др.) [А. Каганова. Французская буржуазная революция и современная русская пресса. «Вопросы истории», № 7, 1937] , за «изложение опасной теории материализма» запрещены труды Дидро [«Книжные новости», № 18, 1937, стр. 64] .В 1830 году духовная цензура за наличие идей, «противных христианской нравственности, правительству и религии» запретила «Обеденные беседы» Гольбаха [А. Котович. История духовной цензуры. СПб., 1909, стр. 457] .В 1860 г. был запрещен труд Фейербаха «История новой философии от Бэкона до Спинозы [»Вопросы философии", № 9, 1958, стр. 89.] .В 1868 г. уничтожена книга Вольтера «Философия истории», в которой цензоры обнаружили «глумление над истинами и опровержение священного писания [»Архивное дело", 1938, № 1 (45), стр. 93] .В 1871 году запрещена книга Гельвеция «О человеке, его духовных силах и воспитания» за «совершенно материалистический взгляд на воспитание» [«Архивное дело», № 1 (45), 1938, стр. 86.] .В 1874 году по требованию Синода было полностью уничтожено российское издание книги Т. Гоббса «Левиафан, или о сущности, форме и власти государства» [Л. M. Добровольский. Русская запрещенная книга 1855-1905 гг. Л., 1945, стр. 184, диссертация.] .

Геология

Духовная цензура вплоть до конца XIX препятствовала развитию геологической науки. По словам Митрополита Филарета, научная геология опровергает библейскую космогонию и потому «не может быть терпима» [«Собрание мнений и отзывов митрополита Филарета…», т. IV, стр. 315.]
В 1850 г. не допущена к печати статья В. Гутцейта «Об ископаемых Курской губернии», так как в ней «мироздание» объяснялось «по понятиям некоторых геологов, вовсе не согласных с космогонией Моисея» [M. Лемке. Очерки по истории русской цензуры. СПб., 1914, стр. 267] .В марте 1858 г, в связи действиями московского митрополита Филарета против разворачивающихся геологических работ, князь В. Ф. Одоевский обратился с письмом к обер-прокурору синода Толстому: «Довольно уже Россия, потерпела бед и убытков от страшного гонения на геологию, по милости которого у нас нет насущного хлеба, то есть каменного угля…, тогда как все это гонение основано просто на незнании предмета» [«Русский архив», № 2, 1874, стр. 22-23.] .После публикации Рулье в 1859 году в газете «Московские ведомости» лекций по геологии, автору запретили читать публичные лекции, потребовали переделать труд таким образом, чтобы геологические факты читатель сумел «согласить с первой главой книги бытия» [«Русская старина», № 12, 1903, стр. 687.] .В 1866 г. из библиотек ряда учебных заведений изъяты книги по геологии, признанные «вредными и нигилистическими» [M. Чалый. Белоцерковская гимназия в 1862-1869 гг. Киев, 1901. стр. 48.] В 1893 г изъята из распространения книга Г. H. Гетчинсона «Автобиография Земли, общедоступный очерк исторической геологии». Духовная цензура аргументировала свое решение тем, что автор не согласовал своих взглядов с церковным учением о сотворении мира, и поэтому книга «подрывает основы религии» [«Литературное наследство», № 22 - 24, 1935, стр. 627] .

Экология

Современная Русская Церковь поддерживает исследования, направленные на разрешение «современного кризиса взаимоотношений человека с природой», при этом, выступает с критикой «стремления к изобилию» как нормы жизни [http://www.zavet.ru/rchten2.htm] .

Церковь и светское искусство XVIII - начала XX веков

Вплоть до 1917 года в законодательстве России имелись нормы, по которым существенно ограничивалась свобода слова и вероисповедания. Выступление против православной церкви считалось кощунством и наказывалось тюрьмой или ссылкой в каторжные работы. Также ссылкой или каторгой наказывался переход из православия и неправославная религиозная пропаганда [Е. Ф. Грекулов. Православная инквизиция в России. Издательство «Наука». М.: 1964 г] .

Преследования по религиозным причинам в 19 веке имели массовый характер. Так, с 1842 по 1852 год за "религиозные преступления" было привлечено к суду около 40 тыс.человек [Н. Варадинов. История Министерства внутренних дел, т. 8. СПб., 1862, стр. 472 - 473.] .

В этот период преследованиям подвергался ряд деятелей культуры и искусства.

Писатель и религиозный мыслитель Л.Н. Толстой, будучи по рождению православным христианином, в последние два десятилетия своей жизни отверг ряд положений Церкви. Ответ Иоанна Кронштадтского Льву Толстому [ [http://vivovoco.rsl.ru/VV/PAPERS/HISTORY/EXCOMM/IOANN.HTM Ответ о. Иоанна Кронштадтского на обращение гр. Л. Н. Толстого к духовенству] ] :

Поднялась же рука Толстого написать такую гнусную клевету на Россию, на ее правительство!.. Дерзкий, отъявленный безбожник, подобный Иуде предателю… Толстой извратил свою нравственную личность до уродливости, до омерзения… знакомство с западными безбожниками еще более помогло ему стать на этот страшный путь…

Некоторые религиозно-философские и публицистические сочинения Толстого были запрещены в России до 1906 года (часть из них была издана за границей [ [http://media.utmn.ru/library_view_book.php?chapter_num=11&bid=811 В борьбе за демократию (А. Ф. Бережной, Г. В. Жирков)] ] ); сам граф Толстой отлучён от церкви [Ссылки по поводу отлучения от церкви Льва Толстого:
• [http://www.1-sovetnik.com/articles/article-379.html Анафема Льва Толстого]
• [http://www.theosophy.ru/lib/tolstotv.htm Ответ-письмо Льва Толстого на анафеме]
• [http://www.religio.ru/news/13549.html Митрополит Кирилл пояснил] Комментарий митрополита Кирилла (Гундяева) по поводу Определения Святейшего Синода от 2 февраля 1901 года.

Современные конфликты с научной общественностью

В июле 2007 года было написано открытое письмо президенту Путину в котором были высказаны опасения по поводу проникновения РПЦ в институты государства и государственного образования.

Письмо утверждает, что Патриархия пыталась внедрить предмет о православном вероучении в школьный курс под видом «Основ православной культуры»:

В циркуляре Алексия II N 5925 от 9 декабря 1999 г, обращенном ко «всем епархиальным преосвященным», отмечается, что «мы не решим задачи духовно-нравственного воспитания будущих поколений России, если оставим без внимания систему государственного образования». В заключительной части этого документа сказано: «Если встретятся трудности с преподаванием „Основ православного вероучения“, назвать курс „Основы православной культуры“, это не вызовет возражений у педагогов и директоров светских учебных заведений, воспитанных на атеистической основе». Из процитированного текста следует, что под видом «Основ православной культуры» нам пытаются ввести (и вновь в обход Конституции) «Закон Божий».

Русская Православная Церковь в настоящее время декларирует свою поддержку научной общественности. В частности, утверждается, что «Русская православная церковь и в прошлом признавала и ценила науку, и в настоящем признает и ценит ее» [ [http://www.newsru.com/religy/24jul2007/vigilyanskij.html В Московской Патриархии отвергают обвинения, выдвинутые против Церкви академиками РАН] . - NEWSru.com, 24 июля 2007 г.] .
Источник: www.dic.academic.ru

Православие, Церковь, Инакомыслие, Экстремизм, Христианство, Биология, Медицина, Ересь, Наука

Previous post Next post
Up