Оригинал взят у
djamilahasan в
التطعيم والإسلامОригинал взят у
kahhar_786 в
التطعيم والإسلامВ последнее время на ряде Исламских сайтов и форумов активно обсуждается вопрос о целесообразности применения прививок с точки зрения Шариата. Причём доктрины противников вакцинации можно условно разделить на два вида. Первые пропагандируют отказ от иммунопрофилактики инфекционных заболеваний как таковой, отрицая вакцинацию при любых видах заболеваний. Как правило, это сочетается с пропагандой отказа от традиционных методов лечения в том числе и неинфекционных заболеваний, пропаганду родоразрешения в домашних бытовых условиях и т.д. Примером такого рода теории служит позиция сайта
http://islambio.com . Вторая группа противников вакцинации не отрицают необходимость её при опасных инфекциях (например при коклюше, столбняке), но высказывают сомнение в целесообразности её при таких относительно малоизвестных заболеваниях как например свиной грипп. Такой точки зрения придерживаются например на сайте
http://islamic.kz .
Мне хотелось бы попробовать проанализировать аргументацию, приводимую сторонниками отказа от вакцинации именно с точки зрения Шариатских доводов, приводимых с их стороны. Ибо проводя свою аргументацию в виде представления данных различных исследователей, фрагментов научных и околонаучных статей, они пытаются подкрепить её сентенциями типа "Ислам против прививок", "Прививки запрещены Шариатом" и прочее.
Изучив высказывания противников прививок мне удалось встретить следующие виды аргументации, так или иначе имеющие отношения к Шариатским знаниям.
1. "Прививки нарушают предопределенное Аллахом".
Напомню, что приверженцы суннитского Ислама разделили предопределение Аллаха на четыре стадии:
Первая стадия - знание. Это означает, что человек твердо верует в то, что Аллах ведает обо всякой вещи, обо всем, что в небесах и на земле, будь то деяния Самого Господа или Его творений. Ибо ничто в небесах и на земле не может скрыться от Него.
Вторая стадия - предписание. Это означает, что Всевышний и Благословенный Аллах написал судьбу всех творений у Себя в Хранимых Скрижалях. Об этих двух стадиях Всевышний Аллах сказал:
أَلَمْ تَعْلَمْ أَنَّ اللَّهَ يَعْلَمُ مَا فِي السَّمَاءِ وَالأرْضِ إِنَّ ذَلِكَ فِي كِتَابٍ إِنَّ ذَلِكَ عَلَى اللَّهِ يَسِيرٌ (٧٠)
Разве не знаешь ты, что Аллаху ведомо то, что в небе и на земле? Поистине, это - в Писании, и это для Аллаха - легко. Сура «Хадж», аят 70.
Аллах - свят Он! - вначале упомянул знание, а затем сообщил о том, что оно записано в Писании, то есть в Хранимых Скрижалях. Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Первым, что создал Аллах, было Перо. Затем Он повелел ему: “Пиши!” Перо спросило: “О Господь, что мне писать?” И в этот час было записано все сущее вплоть до Дня воскресения» (хадис передал Ахмад).
Третья стадия - соизволение. Это означает, что Всевышний и Благословенный Аллах пожелал, чтобы все существующее и отсутствующее как в небесах, так и на земле происходило, именно так и позволил этому произойти. Поэтому все, что происходит, происходит по воле Аллаха. Это ясно из аятов Священного Корана. Всевышний Аллах сообщил, что по своей воле Он Сам творит некоторые дела и по Его воле совершают деяния Его творения. Всевышний сказал:
لِمَنْ شَاءَ مِنْكُمْ أَنْ يَسْتَقِيمَ ( 81:28)وَمَا تَشَاءُونَ إِلا أَنْ يَشَاءَ اللَّهُ رَبُّ الْعَالَمِينَ ( 81:29)
...Для тех из вас, кто хочет стать на прямой путь. Но вы этого не пожелаете, если не пожелает Аллах, Господь миров. Сура «Скручивание», аяты 28-29.
وَكَذَلِكَ جَعَلْنَا لِكُلِّ نَبِيٍّ عَدُوًّا شَيَاطِينَ الإنْسِ وَالْجِنِّ يُوحِي بَعْضُهُمْ إِلَى بَعْضٍ زُخْرُفَ الْقَوْلِ غُرُورًا وَلَوْ شَاءَ رَبُّكَ مَا فَعَلُوهُ فَذَرْهُمْ وَمَا يَفْتَرُونَ ( 6:112)
А если бы пожелал Аллах, они бы этого не делали. Сура «Скот», аяты 112 .
Четвертая стадия - сотворение. Это означает, что мы веруем в то, что Всевышний Аллах является Творцом всякой вещи. Все, что существует в небесах и на земле, сотворено Аллахом, даже смерть, несмотря на то, что она приносит с собой отсутствие жизни. Всевышний Аллах сказал:
الَّذِي خَلَقَ الْمَوْتَ وَالْحَيَاةَ لِيَبْلُوَكُمْ أَيُّكُمْ أَحْسَنُ عَمَلا وَهُوَ الْعَزِيزُ الْغَفُورُ ( 67:2)
...Который сотворил смерть и жизнь, чтобы испытать вас и увидеть, кто же лучше из вас по деяниям. Сура «Царство», аят 2.
Как видим, утверждение о том, что нечто изобретённое человеком (в частности вакцинация) нарушает предопределённое Всевышним Аллахом абсурдно, ибо противоречит ясным айатам Коран Керим, где говорится "...если бы пожелал Аллах, они бы этого не делали. Сура «Скот», аяты 112 ." и утверждающий подобное ставит под сомнение стадию соизволения в предопределённом Всевышним Аллахом. То есть, если нечто происходит (например произошла Вторая мировая война, был изобретён телеграф, открыт феномен радиоактивности, изобретена вакцинация), то произошло это исключительно с соизволения и по предопределению Всевышнего Аллаха. Человек, как бы он не старался, никоим образом не может предотвратить то, что предопределено свыше. Если Всевышнему Аллаху было угодно, он дал людям возможность и указал путь к тому, чтобы побороть эпидемии и инфекционные болезни, некогда уносившие миллионы жизней. Но мог бы и не дать этой возможности. Если так случилось, значит это действительно было предопределено свыше.
Люди, пытающиеся объяснить какие-либо действия свои (отказ от вакцинации, отказ от пользования ремнями безопасности в автомобиле например) тем, что они не хотят нарушить предопределение Всевышнего Аллаха, превратно понимают значение этого Шариатского термина. Долг мусульманина - быть покорным уже свершившемуся над ним явлению, ибо оно было предопределено свыше (например старался успеть на джума-намаз, но не успел, ибо сломалась машина), но при этом прилагать все усилия к тому, чтобы достичь желаемого в рамках дозволенного. То есть если некто сидит дома, придаётся увеселениям и оставляет намаз, говоря близким, что якобы такое состояние предопределил ему Всевышний Аллах, тот этот грешный мусульманин есть тот, кто следует своему нафсу, но никак не покорный воле Всевышнего Аллаха. Тот мусульманин, который работал например на пилораме, подавая доску рукой, забыв про нормы техники безопасности, в результате потеряв пальцы на руке, не может говорить, что травма была предопределена Всевышним Аллахом. Предопределена была скорее его безалаберность и безответственность, приведшая к травме, но никак не само повреждение. Этот пример с горе-работником взят из жизни, из моей практической работы.
Резюмируя, могу сказать, что аргумент в отказе от вакцинации (равно как и от других методов лечения и профилактики болезней) ссылкой на якобы необходимость не препятствовать предопределённому Всевышним Аллахом с Шариатской точки зрения не состоятелен полностью.
Относительно дозволенности профилактики и лечения болезней, хотелось бы напомнить известный хадис из сахиха Бухари № 1582 (5678) :
Передают со слов Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, что пророк Мухаммад, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: “Какую бы болезнь ни ниспослал Аллах, Он обязательно ниспосылает и средство её исцеления”.
Так же в хадисах наш пророк Мухаммад, да благословит его Аллах и приветствует, предвосхитил многие знания о эпидемиологии заболеваний, которые стали в Европе известны лишь в 19 веке н.э. примером их служат сведения о контагиозности (заразности) некоторых заболеваний (например проказа), о которых люди и не подозревали. Потому и удивительно слышать от мусульман высказывания о якобы необходимости изъявления покорности предопределению Всевышнего Аллаха, которое представляется в виде отказа от медицинских вмешательств, в частности от вакцинопрофилактики.
1589 (5707). Передают со слов Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: “Не (передаётся) зараза (иначе как по воле Аллаха), и не (является дурным предзнаменованием ни полёт) птиц , ни сова, и не (сулит ничего дурного месяц) сафар, и убегай от прокаженного , как убегают ото льва”.
1600 (5774). Передают со слов Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, что пророк Мухаммад, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: “Ни в коем случае не следует помещать больного (заразной болезнью) вместе со здоровым!”
Если вдумчиво прочесть текст первого из двух хадисов (1589 (5707), то во второй его части прекрасно видна рекомендация по профилактике заражения заразными болезнями ("убегай от прокаженного , как убегают ото льва"), но отнюдь не сказано: "сиди рядом с прокажённым и не уходи никуда, дабы не препятствовать предопределённому Аллахом для тебя".
2. Следующий аргумент противников вакцинации можно свести к положениям о том, что "От прививок вреда больше, чем пользы".
Это положение аргументируется статистикой поствакцинальных осложнений (которые естественно присутствуют) и предоставлением статистических показателей заболеваемости не привитых субъектов, причём на очень малых выборках (макисмум в 200-300 лиц, приводимые без всякого научного подхода). С Шариатской точки зрения эти положения опираются на вывод, исходящий из хадиса нашего пророка Мухаммада, да благословит его Аллах и привествует, гласящего: "не должно быть ни вреда, ни того, что приводит к вреду".
Опираясь на этот хадис, шейх ибн Бааз (рахимаху Аллах) сказал: «Если доказано медицински, что определенные вакцины причиняют вред телу человека или же процент вреда больше, чем то, что могут причинить болезни, использовать их нельзя согласно словам пророка саллаллаху алейхи ва саллам: «Ля дарара ва ля дирар», т.е. не должно быть ни вреда, ни того, что приводит к вреду». Фетва эта абсолютно точно отражает суть предмета, однако шейх ибн Бааз совершенно разумно отметил в ней, что то что определённые вакцины причиняют вред, должно быть именно доказано медицински. Не даром при путешествии в Хадж в КСА необходимо предоставить сертификат о прохождении прививок, без которого в пределы Королевства поломника не пустят.
Сторонники отказа от вакцин видимо не совсём чётко представляют, что именно это означает. Это отнюдь не мнение какого-либо одного врача или группы врачей, и тем более ни чьё-то умозаключение. Это плод научных исследований, проводимых с использованием репрезентативных выборок, с учётом статистических показателей, а это как минимум расчёт критерия Стьюдента и проверкой результатов двойным слепым методом.
Уверяю Вас, дорогие братья, редактор гомеопатического журнала "Импф-репорт" (
http://www.homeoint.org/kotok/vaccines/malady/tetanus1.htm ) Ганс Тольцин , представленный на фото
графии слева к таковым не относится, и его совершенно безграмотные суждения о столбняке отнюдь не являются теми самыми медицинскими доказательствами.
Тем более весьма опрометчиво на сайте www.islambio.com выдавать это за серьёзные медицинские исследования. как заметили, статья эта написана не в медицинском журнале, а в журнале посвящённом гомеопатии, то есть медицине нетрадиционной.
Относительно аргумента о возможном вреде прививок, представленном противниками вакцинации можно сказать, что проблема здесь скорее даже не в Шариатских доводах, а в научной медицинской оценке вреда и пользы прививок.
В данном случае сопоставляются плюсы и минусы вакцинации. Если бы вакцинация сейчас не применялась, то каждый год в мире погибало бы 5 млн. детей, из них свыше половины от кори, 1,2 и 1,8 млн. от столбняка новорожденных и коклюша. Ранее, при отсутствии вакцинации корью болело практически все детское население в возрасте до 3-х лет, их них ежегодно погибало более 2,5 млн. детей. Среди детей в возрасте до 5 лет от дифтерии и туберкулеза ежегодно погибало до 60 и 30 тысяч детей соответственно. Эпидемия паралитического полиомиелита в Чечне началась в конце мая 1995 г. и закончилась в ноябре того же года. Нормализация ситуации связана с массовым применением вакцины на территории республики в 1995 г. Вспышке полиомиелита в Чечне предшествовало полное прекращение вакцинопрофилактики, продолжавшееся 3 года. После введения плановой вакцинации в ряде стран в течение многих лет отсутствуют случаи заболевания дифтерией, полиомиелит ликвидирован во всем западном полушарии (с 1992 г.), в Европе, в Тихоокеанском регионе, заболеваемость корью носит спорадический характер.
Естественно, в ряде случаев вакцинация может служить причиной осложнений, но процент их крайне низок и не идёт ни в какое сопоставление с теме жертвами, которые приходилось приносить человечеству в довакцинальную эпоху в следствии инфекционных заболеваний. Противовесом этой статистики и данным, полученным многолетними наблюдениями различных медицинских учреждений по всему миру под патронажем ВОЗ, противники вакцинации могут противопоставить тезисы конференции «Великолепное здоровье непривитых детей» во Франции, статьи из гомеопатических журналов и ещё массу литературы подобного же уровня "научности". Дело в том, что оценка частоты поствакцинальных осложнений и необходимости вакцинации находится в руках специалистов, в частности в РФ это осуществляет национальный орган контроля (ГИСК им. Л.А. Тарасевича), который несёт ответственность за свои решения, но отнюдь не на самодеятельных "исследователях", излагающих свою точку зрения и пытающиеся выдать её за некие сенсационные изыскания, и что ещё страшнее, пытаться предлагать к применению окружающим, совершенно не задумываясь о последствиях.
Дело в том, что любое медицинское вмешательство, в том числе и вакцинопрофилактика, имеет свои положительные стороны, и имеет определённые осложнения. Компетенция назначать или не назначать медицинское вмешательство есть функция специалистов, право выбора соглашаться на него или нет является исключительным правом пациента.
Во всей этой истории меня поражает только одно, почему "борцы с медициной" уцепились именно за прививки? Есть масса иных медицинских вмешательств. Например операция по поводу аппендицита. Во времена СССР в год производилось до 800 тыс. аппендэктомий по всей стране. Если их не производить, то смертность при естественном течении процесса (аппендицита) составляет в среднем 40-50%. Причина смерти- разлитой перитонит. Итого на кону примерно 300 тыс. умерших по всему бывшему СССР (цифра сопоставима со смертностью от инфекционных болезней у детей до 5 лет без вакцинации). Однако после операции и наркоза примерно в 1-2 % случаев развиваются осложнения вплоть до летальных ("вред медицины" - по терминологии противников прививок) . Так почему бы не устроить компанию по борьбе с аппендэктомией (операцией по поводу аппендицита), не объявить, что лечить аппендицит - это якобы противоречит предопределению Аллаха Всевышнего, что во время операции можно не выйти из наркоза? Затем начать проводить конференции типа «Великолепное здоровье детей, перенесших аппендицит без операции и выживших после него»?
А разгадка проста: от аппендицита умираю достаточно быстро, и фиаско всей компании будет видно сразу. А вот последствия отказа от вакцинации приводит к эпидемии не непосредственно, а через некоторое время, пока скопится значительная группа непривитых детей, и микробу будет где "разгуляться". Ибо для обеспечения эффективной защиты нации от инфекционных заболеваний необходимый охват прививками детского населения должен быть 95% и выше. Тут есть время и попиарится, и побыть в центре внимания, по выступать со статьями в печать и пособирать конференции, организовать распродажу литературы со своими изысками, получив хоть малый, но профит. А затем свалить всё опять на официальную медицину, которая собственно и несёт ответственность за эпидемиологическую обстановку в стране. Ну а самозванные провидцы и гомеопаты - есть "общественные деятели" и вообще-то непрофиссионалы, официальных должностей не занимают и вроде бы и непричём.
Самое неприятное для меня в этой ситуации, что некоторые недальновидные или же не совсем морально-чистоплотные люди пытаются привлекать к аргументации своих теорий якобы Шариатские доводы, тем самым пытаясь поставить нашу религию в положение, утверждающее их изыски. Этим самым создавая у общественности представление о том, что якобы религиозные нормы Ислама являются вдохновителями тех, кто стремится к проведению экспериментов над собой или своими детьми, и что более опасно, пытается склонить к этому окружающих.
يحيى آيدل