Десятое Зу-ль-Хиджжа - день совершения праздничной молитвы Жертвоприношения (салят - уль -'Ид). Время праздничной молитвы
Умм 'Атыйя рассказывала: "Я слышала, как посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал:« Пусть молодые девушки, и сидящие за занавесками, а также женщины, у которых месячные, выходят из своих домов и принимают участие в благих делах и обращениях верующих к Аллаху со своими мольбами, однако тем, у которых начались месячные, желательно держаться в стороне от места молитвы [4] ». аль-Бухари 324, Муслим 2 / 605.
Ибн 'Аббас рассказывал: "Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) повелевал своим дочерям и женам выходить на молитву двух праздников (Жертвоприношения и Разговения)". Ахмад 1 / 231, Ибн Абу Шайба 2 / 182. Хадис достоверный. См. »Ас-Сильсиля ас-Сахиха" 2115.
Шейхуль-Ислам Ибн Таймия сказал: »Мы пришли к заключению, что праздничная молитва является обязательной для каждого (фардуль-'айн), как это сказал Абу Ханифа и другие имамы. И это одно из мнений имама аш-Шафи'и и одно из мнений мазхаба Ахмада. Что касается слов: "Праздничная молитва фардуль-кифая [5]", то это далеко от того, чтобы быть истиной! Поистине, она является одним из величайших обрядов Ислама, и людей на нее собирается больше, чем на пятничную молитву, в ней установлен такбир. И утверждение, что она фардуль-кифая, не является правильным ". См. »Маджму'уль-фатауа" 23/161.
Время праздничной молитвы
Время праздничной молитвы начинается с того момента, когда солнце восходит над горизонтом на высоту копья. То есть сразу же после того, как пройдет время, порицаемое для молитв. И длится ее время до тех пор, пока солнце не достигнет пика зенита, то есть начало времени обеденной молитвы. См. «'Аунуль-Ма'буд» 3 / 486, «Шархуль-мумти'» 5 / 156.
О дозволенности поздравления друг друга после праздничной молитвы
Джубайр ибн Нафир рассказывал: "Когда сподвижники пророка (мир ему и благословение Аллаха) встречались в день праздника, они говорили друг другу:». Да примет Аллах от нас и от вас "ат-Табарани 22/52. Хафиз Ибн Хаджар и имам ас-Суюты назвали иснад хорошим. См. »Фатхуль-Бари" 2 / 517.
تقبل الله منا ومنكم
»Такъаббаля-Ллаху минна уа минкум".
Мухаммад ибн Зияд рассказывал: "Я был вместе с Абу Умамой аль-Бахили и другими сподвижниками пророка (мир ему и благословение Аллаха), и они, возвращаясь с праздничной молитвы, говорили друг другу:" Да примет Аллах от нас и от тебя ". Аль-Байхакъи в "Сунан аль-кубра" 3 / 320. Имам Ахмад, хафиз ас-Суюты и шейх аль-Альбани назвали иснад хорошим.
Адхам рассказывал: "Мы говорили 'Умару ибн' Абдуль-Азизу в дни двух праздников:« Такъаббаля-Ллаху мина уа минк, о повелитель правоверных », а он отвечал тем же и не порицал этого!". Аль-Байхакъи. См. в "аль-Хауи" 1 / 112, имама ас-Суюты.
'Али ибн Сабит рассказывал: "Однажды я спросил имама Малика о словах людей в день' Ида:« Такъаббаля-Ллаху мина уа минк », и он сказал:» Это дело всегда было у нас, и мы не видим в этом ничего плохого! "Имам Ибн Хиббан в» ас-Сикъат "9 / 90.
Также сообщается, что имам Ахмад о поздравлении в день 'Ида говорил: »Так поступали сподвижники и об этом говорили ученые". См. »Аль-Инсаф" 5 / 381.
Тот факт, что сообщения от саляфов относительно вида поздравления упоминаются в установленном варианте, а именно: «Такъаббаля-Ллаху мина уа минк». И это указывает на то, что не следует заменять этот вид приветствия на какой-либо иной вид.
Что касается распространенного вида поздравления: »Куллю 'ам уа антум би хайр", "Ид мубарак" и т.п., то такой вид поздравления не передается ни от кого из сподвижников и их последователей (таби'ун), и нет этому никакого основания в Исламе, как сказал шейх аль-Альбани. Сл. »Сильсилятуль-худа уа-ннур" 52.
О недозволенности соблюдения поста в дни Разговения и Жертвоприношения
Абу Са'ида аль-Худри рассказывал: "Посланник Аллаха (мир ему и благословения Аллаха) запрещал соблюдать пост двух дней: в день Разговения и в день Жертвоприношения". Аль-Бухари 3 / 280, Муслим 2 / 577.
Пророк (мир ему и благословения Аллаха) говорил: «Я запрещаю вам соблюдать пост в дни праздников Разговения и Жертвоприношения» Абу Я'ля.. Хадис достоверный. См. «Сахих аль-джами '» 2517.
Имам ан-Науауи и шейх Сыддыкъ Хасан Хан сказали: »В том, что пост в дни праздников Разговения и Жертвоприношения является запретным, единогласны все ученые". См. »Шарх Сахих Муслим" 8 / 15, "ар-Раудату-ннадийя" 1 / 566.
О ночных молитвах в ночи праздников Разговения и Жертвоприношения
Это деяние, как выстаивание ночных молитв в ночь Жертвоприношения и Разговения, которое считают весьма желательным некоторые мусульмане, не имеет достоверной основы. Нет ни одного достоверного указания от пророка (мир ему и благословение Аллаха) и его сподвижников ни словами, ни поступками на законность этого.
Что же касается некоторых хадисов, которые указывают на достоинство ночных молитв в эти дни, то они не достоверные! Сообщается, что пророк (мир ему и благословение Аллаха) якобы сказал: «Тот, кто выстоял в молитвах ночь Разговения и ночь Жертвоприношения, то его сердце не умрет в тот день, когда будут умирать сердца».
Этот и ему подобный хадис приводят Ибн Маджах 1782, ат-Табарани 1 / 57 и аль-Байхакъи 3 / 319. Все версии данного хадиса не достоверны, в их иснадах множество слабых и отвергаемых передатчиков. Среди них 'Умар ибн Харун, Ибрахим Мухаммад, Ибн аль-Уалид, Мараун ибн Салим. По этой причине эти хадисы отвергли мухаддисы, среди которых имам Ибн 'Ади, имам ан-Науауи, шейхуль-Ислам Ибн Таймия, хафиз Ибн Хаджар, хафиз аль-'Иракъи, хафиз аль-Бусайри, имам ас-Суюты, шейх аль-Альбани , а также ученые Постоянного комитета (аль-Ляджна ад-даима) во главе с шейхом Ибн Базом. См. »Аль-Камиль" 5 / 372, »аз-Зауаид" 1 / 549, »ас-Сильсиля ад-да'ифа уаль-мауду'а" 521, 5163, »Фатауа аль-Ляджна" № 11029.
Десятое Зуль-Хиджжа - это день, в который начинается совершение праздничного Жертвоприношения (Удхия)
День Жертвоприношения один из самых великих дней в году, о чем сообщил посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха): «! Величайшим днем перед Аллахом является день Жертвоприношения, а затем день, следующий за ним [6]» Ахмад, Абу Дауд, аль -Хаким. Шейх аль-Альбани и шейх Мукъбиль подтвердили достоверность хадиса. См. «Сахих аль-джами '» 1064, »аль-Джами' ас-сахих" 2 / 328.
Всевышний Аллах сказал: «И в качестве обряда, предписанного Аллахом, установили Мы для вас принесение в жертву животных. Для вас в этом польза »(Хадж, 36).
Всевышний и Всемогущий Аллах также сказал: «Так соверши же молитву Господу твоему и заколи» (аль-Каусар 108: 2).
Хасан аль-Басри о значении этого аята говорил: "Соверши ради Господа своего праздничную молитву ('Ид) и заколи жертвенное животное (Удхия)" См. »Тафсир аль-Къуран аль-'Азиз" 5 / 168.
Совершение праздничного Жертвоприношение является весьма похвальным и желательным видом поклонения, особенно для того, кто обладает возможностью. Ибн 'Аббас сказал: "Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) пробыл в Медине десять лет, на протяжении которых он совершал Удхия". Ахмад, ат-Тирмизи. Хадис хороший. См. »Фатхуль-Бари" 13/65 », Тухфатуль-ахуази" 5 / 96.
Хафиз Ибн 'Абдуль-Барр сказал: »Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) совершал Удхия на протяжении всей своей жизни, и неизвестно, чтобы он оставлял Удхия хоть раз. И он побуждал к его совершению, и не следует мусульманину, имеющему достаток оставлять его совершение "! См. »Аль-Изтискар" 15/163.
Время совершения праздничного Жертвоприношения
Удхия имеет строго установленное время, которое начинается после праздничной молитвы и проповеди в День Жертвоприношения (десятое Зуль-Хиджа). Жертвоприношение того, кто совершил Удхия до праздничной молитвы, является недействительным. Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Помолившийся подобно нам и совершивший жертвоприношение подобно нам совершит его правильно, а тот, кто принесет жертву до праздничной молитвы, то это будет до молитвы, и он не совершил Жертвоприношение». аль-Бухари 955.
Имам Ибн аль-Мунзир говорил: »Единогласны все в том, что Удхия не дозволено совершать перед восходом солнца в день Жертвоприношения" См. «Аль-Иджма '» 78.
Если же мусульмане проживают в стране, где не совершают праздничную молитву, то им следует совершать Жертвоприношения примерно через час после восхода солнца. Причина этого в том, что время Жертвоприношения наступает с момента восхода солнца на высоту копья над горизонтом (ад-Духа), но также к этому следует добавить период совершения праздничной молитвы и произнесения после нее проповеди (хутба), что как раз примерно и составит час . См. »Аль-Муфассаль фи ахкам аль-Удхия" 153.
Условия, предъявляемые в отношении жертвенных животных
Жертвенное животное должно достигать определенного возраста. Сообщается от Джабира, что пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Не приносите в жертву животное, не достигшее своего возраста. Если же это станет для вас затруднительным, то можете принести в жертву овец в возрасте от шести месяцев ». Муслим 1963 году.
Имам ан-Науауи сказал: »В этом хадисе указание на то, что животное, не достигшее определенного возраста, не дозволено закалывать в качестве праздничного Жертвоприношения, исключением чего является баран". См. »Шарх Сахих Муслим" 5 / 101.
Что же касается возраста жертвенных животных, то известно, что минимальный возраст для верблюда - от пяти лет, для быка и коровы - от двух лет, а для козла и овцы - от одного года. См. »Аль-Мудаууана" 2 / 12, "аль-Мабсут" 9 / 12, "аль-Мугъни" 9 / 348, "аль-Хауи" 19/29.
Что же касается именно баранов и овец, то шариат сделал для них исключение и дозволил приносить в жертву животное, не достигшее одного года, если оно крупное. См. »Аль-Асар" 63.
Также жертвенное животное должно быть лишено дефектов, делающих животное непригодным для Жертвоприношения. Передают, что аль-Бара ибн 'Азиб рассказывал, что однажды посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Не дозволено приносить в качестве Жертвоприношения четыре типа животных: одноглазое животное, изъян которого очевиден, больное животное, болезнь которого очевидна; хромое животное, хромота которого очевидна. И истощенное животное, слабость которого очевидна ». Ахмад 4 / 284, Абу Дауд 2802, ат-Тирмизи 1 / 283. Имамы Абу 'Иса ат-Тирмизи, Ибн Хиббан, аль-Хаким и аль-Альбани подтвердили достоверность хадиса.
Хафиз Ибн 'Абдуль-Барр сказал: »Относительно этих четырех дефектов все ученые единогласны, я не знаю никаких разногласий относительно этого. Также известно, что все, входящее в подобный смысл, тоже имеет к этому отношение. Если не дозволено одноглазое животное, то слепое не дозволено тем более. Или если не дозволено хромое, то безногое тем более. Все это ясно и известно, и нет относительно этого разногласий ". См. »Фатх аль-Малик" 7 / 16.
Что же касается дефектов, не упомянутых в этом хадисе, как например отрезанное или оторванное ухо или сломанный рог и т.д., то это не делает животное не пригодным, однако это не желательно. Что же касается кастрированных животных, то это не является дефектом вообще, ибо бараны, которых приносил в жертву пророк (мир ему и благословение Аллаха), были кастрированные.
О трех днях ат-Ташрикъа
Три дня ат-ташрикъа - это одиннадцатое, двенадцатое и тринадцатое число месяца Зуль-Хиджжа. Это три дня следующие за праздником Жертвоприношения.
От "Укъбы ибн 'Амира сообщается, что посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал:«! День' Арафа, день Жертвоприношения и три дня ат-Ташрикъа - это наши дни праздников, о мусульмане »Абу Дауд 2419, ат-Тирмизи 773, ан-Насаи 5 / 252. Имамы Абу 'Иса ат-Тирмизи, Ибн Хузайма, Ибн Хиббан, аль-Хаким, аз-Захаби и аль-Альбани подтвердили достоверность хадиса.
Имам аш-Шаукани сказал: »В этом хадисе доказательство на то, что день 'Арафа, а также три дня ат-Ташрикъа являются праздниками (' Ид)". См. »Найлюль-аутар" 2 / 284.
Три дня ат-Ташрикъа также являются днями, в которые можно совершать Жертвоприношение (Удхия). От Джубаира ибн Мут'има передается, что посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Все дни ат-Ташрикъа - дни Жертвоприношения!» Ахмад 4 / 82, ад-Даракъутни 4 / 284. Имам Ибн Хиббан, хафиз ас-Суюты, имам аль-Мунауи, шейх аль-Альбани, шейх 'Абдуль-Къадир аль-Арнаут и Шу'айб аль-Арнаут подтвердили достоверность хадиса. См. »Сахих Ибн Хиббан" 9 / 166, »Файдуль-Къадир" 5 / 35, «Сахих аль-джами '» 4537 », Тахкъикъ Зад аль-ма'ад".
Также это мнение передается от 'Али и Ибн' Аббаса. См. »Задуль-Ма'ад" 2 / 291, »Найлюль-аутар" 5 / 142.
Имам аш-Шафи'и говорил: »Тот, кто совершил Жертвоприношение после захода солнца последнего дня ат-ташрикъа, у того нет Удхия" См!. »Аль-Умм" 2 / 223.
Дни ат-Ташрикъа - это дни еды, питья и поминания Всевышнего Аллаха
Всевышний Аллах сказал: «Поминайте Аллаха в считанные дни» (аль-Бакъара 2: 203).
Ибн 'Аббас сказал: »« Считанные дни »- это три дня ат-Ташрикъа" См.. »Сахих аль-Бухари" 1 / 321.
От Ка'б ибн Малика сообщается, что посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Дни ат-Ташрикъа - это дни еды, питья и поминания Аллаха!» Муслим 1141.
Хафиз Ибн Раджаб писал: »В этих словах пророка (мир ему и благословение Аллаха) указание на то, что еда и питье в дни праздников являются тем, что способствует поминанию Всевышнего Аллаха и подчинению Ему. И в этом благодарность Всевышнему за оказанные милости, и это то, что приближает к подчинению! "См. »Лятаифуль-ма'ариф" 504.
Имам Ибн Хаджар аль-Хайтами сказал: »Всевышний Аллах повелел паломникам пребывать в долине Мина в день Жертвоприношения и три дня ат-Ташрикъа, чтобы они отдыхали, кушая мясо своих жертвоприношений. Они находятся в гостях Всевышнего Аллаха, будучи почитаемыми и прощенными. И в этом с ними принимают участие все остальные жители земли, поскольку они принимают участие с паломниками в обрядах десяти дней месяца Зуль-Хиджжа, соблюдая пост и совершая прочее поклонение. Они заслуживают прощения посредством приближения к Аллаху пролитием крови своих жертвенных животных. И таким образом, все мусульмане в эти дни становятся гостями Аллаха Всевышнего, кушая то, чем Он их наделил и проявляя благодарность за оказанные им благодеяния! "См. »Итхаф ахль аль-Ислям би хусусыят ас-сыям" 308.
Имам ан-Науауи сказал: »В эти дни желательно часто поминать Аллаха, лучшим же из видов поминания - является чтение Корана». См. »Аль-Азкар" 241.
Особенно это касается паломников, находящихся в эти дни в долине Мина.
О запрещении соблюдения поста в дни ат-Ташрикъа
Сообщается от Абу Хурайры, что посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) во время Хаджа, отправил гонца для того, чтобы он возвестил людям: «Не поститесь в эти дни, ибо, поистине, это дни еды и питья и поминания Всевышнего Аллаха! »Ахмад 10674, аль-Хаким 2 / 250, Абу Ну'айм 2/342/1. Шейх Ахмад Шакир и шейх аль-Альбани подтвердили достоверность хадиса.
Соблюдать пост в эти три дня можно только паломнику, который не смог совершить жертвоприношение во время хаджа. Ибн 'Умар сказал: »Не разрешалось поститься в дни ат-Ташрикъа никому, кроме тех, кто не мог найти скота для жертвоприношения". аль-Бухари 1998 года.
По материалам исламских СМИ