Оригинал взят у
avrom_caucasus в
Куда дрейфует Кабардино-Балкария?Куда дрейфует Кабардино-Балкария?
Реальные показатели экономического состояния Республики
Недавно Правительство Кабардино-Балкарской Республики одобрило прогноз социально-экономического развития Кабардино-Балкарской Республики на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов. Согласно этому документу, на котором будет основываться бюджет, прогнозируется заметный рост основных показателей макроэкономики, правда с оговоркой - «при реализации необходимых условий». К примеру, ВРП в 2013 году составит 105,9 млрд.рублей и возрастет на 105,2% (абсолютный прирост 9,2 млрд.рублей), а в 2016 году достигнет 151,1 млрд.рублей и прирастет в абсолютном выражении к 2013 году на 45,2 млрд.рублей. Прогнозируется заметный рост и иных показателей макроэкономики. Конечно, оптимистичность прогноза не может не радовать, но в тоже время внушает настороженность указанная выше оговорка -«if» и очевидно опасения и настороженность небеспочвенны в условиях современных реалий. Оптимистичности прогноза будут противодействовать как внутренние, так и внешние неблагоприятные факторы.
Так, несмотря на заметное изменение конъюнктуры, основным программным документом, выразившим суть новой социально-экономической политики, до сих пор остается Стратегия развития Кабардино-Балкарской Республики до 2030 года, разработанная ООО «Про-Инвест Спецпроект, расписанная на 91 странице с рисунками, таблицами и диаграммам, и в которой было отмечено, что «Одно из важных условий реализации Стратегии - формирование нового имиджа КБР как успешно развивающегося, надежного и безопасного для проживания и отдыха региона России. Одна из четырех и важных целей разработки Стратегии - «Обеспечить достойный уровень и качество жизни населения».
На указанной Стратегии выросло немалое количество различных по важности и правовой значимости документов. Например, республиканский Закон «О программе социально-экономического развития Кабардино-Балкарской Республики на 2012-2015 годы» подписанный в мае 2012 года, а также около полусотни республиканских целевых, около четверти десятков государственных и иных программ развития.
Очевидно - это побуждает официальные лица Кабардино-Балкарской Республики к рапортам о передовых позициях в различных отраслях и сферах деятельности. И это в то время когда экономисты ведут дискуссии о том, рецессия или стагнация в экономике России и о том, что делать, чтобы выправить положение. В ситуации, когда Правительство РФ урезает бюджетные расходы, в том числе создавая проблемы для региональных бюджетов.
Что же на самом деле происходит в хозяйстве нашей Республики и насколько работают принятые программы развития, формирующие, в том числе расчетную базу прогноза социально-экономического развития? Наверное, не только простому жителю Кабардино-Балкарии, но и авторам одобренных программ.
Обратимся к цифрам статистики первого полугодия 2013 года и сравним их с аналогичным периодом 2012 года. Один из важнейших показателей экономики - индекс промышленного производства составил 68,9% (в среднем по СКФО -100,2%), в том числе в обрабатывающих отраслях индекс упал до 63,8% -это самое большое падение среди всех субъектов СКФО. На фоне падения индекса промпроизводства индекс цен производителей составил 100,8% - при том, что в среднем по СКФО составил 97,1%, а по РФ 99,1%. Другой важный показатель, характеризующий деловую активность - грузооборот автомобильного транспорта - снизился до 81%, при том, что по СКФО вырос и составил 102,7%. Объем инвестиций в основной капитал упал до 52,3%, при среднем показателе по СКФО 93,5%. Несмотря на очевидную насыщенность торговыми площадям*/ и базарную активность, товарооборот на одного жителя КБР составляет всего лишь 81% от среднего по СКФО и еще хуже 57% от среднероссийского. При этом средний потребитель в КБР оказался ущемленным самым высоким ростом потребительских цен, которые выросли на 105,3%, при том, что в среднем по СКФО их рост составил 103,5%, а по РФ - 103,7%. За тот же период внешнеторговый оборот КБР упал до 31,1%, при том, что в среднем по СКФО до 93%. Впечатляет задолженность по налогам и сборам в консолидированный бюджет РФ, которая составила на 01.07.2013 год около 10,2 млрд.рублей при том, что всего за первое полугодие 2013 года общие поступления налогов, сборов и иных обязательных платежей в консолидированный бюджет РФ составили около 4,8 млрд.рублей, в т.ч. в федеральный бюджет около 0,7 млрд.рублей . На фоне низкой экономической активности в КБР 59,7% (в среднем по СКФО -65,3%, по РФ 68,7%), вызывает беспокойство показатель чистого миграционного оттока населения КБР в 1 полугодии 2013 года - около 2,8 тыс. человек. И это при том, что чистый миграционный отток населения КБР в 2012 году составил - 6,2 тыс. человек, а годом ранее -5,5 тыс. человек.
Понятно, что цифры полугодия не могут в полной мере отражать тенденцию, поэтому рассмотрим как выглядят многие показатели за 2012 год.
Опять же обратимся к цифрам официальной статистики (простив ей возможные прегрешения). Теперь посмотрим, куда мы двигаемся и чего мы достигли в 2012 году. Средняя заработная плата составила 16423 рублей, что составляет 97% от средней по СКФО и 61,2% от средней по РФ. При этом денежные доходы населения составили 13411 рублей, что составляет 78,3% от среднего по СКФО и 58,8% от среднего по РФ. (Реальные доходы населения РФ в 2012 году возросли на 104,2 %, а КБР - 98,6% (по оперативным данным ТОГС). При таком соотношении средних Доходов стоимость фиксированного набора потребительских товаров и услуг по КБР в декабре 2012 года составила 8807,2 рублей, что составляет 89% от среднего по СКФО и на 112,4% выше чем в декабре 2011 года, тогда как среднем рост в СКФО составил 108,2%, а в РФ-107,6%. Стоимость минимального набора продуктов питания в декабре 2012 года составила 2324 рубля, что составляет 92,6 % от среднего по СКФО и 89% от среднего по РФ.
Доля населения с доходами ниже прожиточного минимума, который в КБР один из самых низких в РФ, составила в 2012 году 14,7% (по другим оценкам 16%), т.е. численность населения с доходами ниже прожиточного минимума составила от 126 до 137 тыс. человек. Для сравнения в среднем по РФ доля населения с доходами ниже прожиточного минимума составила - 11,0%. (Для справки: прожиточный минимум в IV кв. 2012 г. в среднем по РФ составил 6705 рублей, а по КБР -5138рублей).
При низких номинальных денежных доходах населения и относительно высоких индексах потребительских цен ставится под вопрос показатель реальных доходов, указанных в отчетах. При этом важно отметить еще одну негативную характеристику, связанную с доходами населения. Это касается роста дифференциации населения по доходам (имущественное расслоение). Коэффициент Джинни, характеризующий неравномерность распределения доходов населения, в 2011 году составил 0,376, что выше чем в 2005 году на 0,024. Коэффициент фондов, характеризующий дифференциацию доходов, составил 12,0. И возрос относительно 2005 года на 0,9 п.
Есть целый перечень показателей, которые характеризуют качество управления регионом. Посмотрим, как изменялись основные показатели формирующие систему оценки качества управления КБР.
По итогам социально-экономического развития 83 субъектов РФ за 2012 год Кабардино-Балкарская Республика с валовым региональным продуктом в 96,72 млрд. рублей и интегральным показателем 20,325 (при 100 возможных) оказалась на 78 позиции (ниже Калмыкии). При этом КБР опустилась по сравнению с 2011 годом на 3, а по сравнению с 2010 годом на 4 позиции. Картина не улучшается и при сравнении с субъектами РФ относящимися, как и КБР к группе агропромышленных регионов, которых 37. В группе этих субъектов КБР заняла 32 позицию из 37 с показателем лишь 39,3% от среднего по группе. (Для справки: за десть лет с 2002 года валовой региональный продукт на душу населения в КБР возрос в 4,16 раза, в то время как в среднем по РФ в 5,22 раза, поСКФО - в 5,03 раза.В это же время, к примеру, среднедушевой ВРП Дагестана возрос в 6,91 раза, РСО-Алания в 5,32 раза, КЧР в 4,47 раза).
Неблагоприятное соотношение между совокупными денежными доходами населения и валовым региональным продуктом свидетельствует о крайне низком уровне развития экономики КБР. В 2012 году денежные доходы населения превышали валовой региональный продукт в 1,46 раза.
По объему производства товаров и услуг КБР занимает 72 место с показателем, который в 7 раз ниже чем в среднем по стране и в 2 раза ниже чем в среднем по группе агропромышленных регионов. При этом по объему производства товаров и услуг на душу населения КБР занимает 76 позицию с показателем 112,59 тыс.рублей на человека, что в 3.6 раза ниже чем в среднем по стране и в 1,9 раз ниже чем в среднем по группе агропромышленных регионов (30 место из 37).
Объем и динамика инвестиций в основной капитал характеризуют не только текущее состояние отраслей, но формируют картину перспектив развития. По инвестициям в основной капитал в расчете на душу населения в размере 29,77 тыс. рублей КБР занимает 81 место, что в 3,6 раза ниже, чем в среднем по стране и занимает 35 место в группе агропромышленных регионов с отставанием от среднего показателя по группе в 2,2 раза. Хуже показатель только в Ингушетии. По иностранным инвестициям КБР с объемом инвестиций 0,00$ США на 1 человека (при среднем по стране -1018$ США на 1 человека) в числе 7 субъектов РФ находится с 77 по 83 позиции. Заметно ухудшилась и структура инвестиций по источникам финансирования, поскольку доля бюджетных инвестиций в общем объеме составила 54%, вернувшись к структуре 2006 года.
Не менее важный показатель состояния и развития экономики, характеризующий положение субъектов хозяйственной деятельности (основной источник государственных, муниципальных и корпоративных финансов) доля прибыльных предприятий. По указанному показателю, который составил 64,3%, что ниже на 6 п.п. чем в среднем по стране и ниже на 4,5 п.п. чем в среднем по группе агропромышленных регионов, КБР находится на 68 и 31 местах - соответственно. Для сравнения, соседняя КЧР занимает 14 позицию с показателем доли прибыльных предприятий 76,4%.
Отражением негативных процессов в экономике является показатель доли задолженности по налогам и сборам в консолидированный бюджет РФ в суммарном объеме налоговых платежей по которому КБР занимает 83 место (в 2011 года КБР занимала 80 место) с показателем 121,8% при среднем показателе по стране 12,3%, т.е. почти в 10 раз выше, чем в среднем по стране и занимает 37 место среди 37 субъектов по группе агропромышленных регионов, с превышением среднего по группе показателя в
6.7 раза. Для примера, соседняя КЧР занимает 78 место с показателем 27,1%. Таким образом, КБР задолжала по налогам и сборам в консолидированный бюджет РФ по (состоянию на 01.07.2013г.) 10,2 млрд.рублей. Это означает, что каждый пятый рубль долга по СКФО приходится на КБР. Если сравнить эти долги в расчете на душу населения то получается, что на одного жителя КБР он составляет около 360$США, что в 2,45 раза больше чем в среднем на одного жителя СКФО.
Рассмотрим, как выглядят государственные и муниципальные финансы, которые часто называют показателями бюджетной сферы. Ведь это предмет особого внимания и гордости руководства региона.
По объему доходов консолидированного бюджета в 24,59 млрд.рублей, который на 0,3 млрд.рублей меньше чем в 2011 году и в 3,9 раза ниже чем в среднем по стране, КБР занимает 71 место. По группе агропромышленных регионов КБР занимает 27 позицию и отстает от среднего показателя по группе почти в 2 раза. Еще более удручающе выглядит картина с доходами консолидированного бюджета в расчете на душу населения.
По объему доходов консолидированного бюджета на одного жителя КБР занимает 82 место (снижение на 2 позиции относительно 2011 года) с показателем 28,62 тыс.рублей на человека, что в 2,2 раза ниже, чем в среднем по стране, и занимает предпоследнее место в группе агропромышленных регионов с отставанием от среднего по группе почти в 2,0 раза. (Для справки, хуже показатель только в Дагестане). Не лучше положение и по доле собственных доходов бюджета.
По доле собственных доходов бюджета в суммарном объеме доходов консолидированного бюджета КБР занимает 74 место - 44,4% (при среднем по стране 68,4%), что на 24,0 п.п. ниже чем в среднем по стране и КБР занимает 28 место среди 36 субъектов РФ по группе агропромышленные регионов, отставая от среднего по группе почти на 10,0 п.п.
Интересная картина предстает при сравнении динамики изменения доходов консолидированного бюджета КБР и бюджета отделения пенсионного фонда РФ по КБР.
К примеру, за 2002 - 201.2 гг. доходы консолидированного бюджета КБР в номинальном выражении возросли в 4,14 раз, а доходы ОПФ РФ по КБР за тот же .период возросли в 7,8 раза. При этом, если доходы ОПФ РФ по КБР относительно доходов консолидированного бюджета КБР составляли в 2002 году около 49%, то в 2012 году составили около 92%, т.е. доходы бюджета отделения пенсионного фонда почти сравнялись с доходами консолидированного бюджета КБР. Неслучайно, что в 2012 году пенсии обеспечивали 15% совокупных доходов населения КБР, а доля расходов пенсионного фонда относительно ВРП КБР составила 22,4%.
Помимо указанных характеристик, весьма важное значение в оценке уровня управления в КБР отводится показателям социальной сферы.
Низкая величина денежных доходов населения при высоких потребительских ценах не создает условий для инвестирования в развитие. К примеру, средний размер вклада (депозита) на 1 человека в КБР в 2012 году составил 20 тыс. рублей, в то время как в среднем по РФ - 56,4 тыс. рублей. По этому показателю КБР находится на 71 месте. Ситуация осложняется также тем, что кредитная нагрузка на 1 человека (задолженность населения банкам) по состоянию на август 2013 года составила 2,81 к среднемесячному доходу, что по меньшей мере должно вызывать озабоченность.
Такая же картина с другими показателями, влияющими на общую оценку положения КБР в ранжированном ряду субъектов РФ.
Например, по отношению денежных доходов населения к стоимости фиксированного набора товаров и услуг КБР находится на 75,месте с показателем 1,65, что на 0,45 ниже чем в среднем по стране (2,10) и ’ на 29 место среди 37 субъектов РФ в группе агропромышленных регионов с отставанием на 0,22 от среднего по группе (1,87)., (Для справки: в РСО-Алания- 2,12, Адыгее 2,04).
По численности занятых в экономике, КБР занимает 63 позицию с показателем
350,6 тыс. человек, что в 2,5 раза ниже, чем в среднем по стране. Тоже самое в группе агропромышленных регионов - 24 позицию, т.е. в 1,6 раза ниже чем в среднем по группе. По уровню экономически активного населения КБР с показателем 57,2% занимает последнее место в стране. Для справки: этот показатель по СКФО- 64,9%, а по РФ - 68,3%.
По уровню безработицы КБР находится на 75 месте с показателем 8,9%, что выше, чем в среднем по стране на 1,9 п.п. (7,0%). Для справки: к примеру, в РСО-Алания - 7,9%.
Низкий уровень экономического развития и низкие доходы населения формируют низкие возможности населения в улучшении жилищных условий по ипотеке. Так, на начало 2013 года, в КБР семья со средним доходом, при сложившихся кредитных ставках и ценах на жилье, могла купить по ипотеке квартиру общей площадью 40,3 кв.м. - при среднем значении по стране 47,4 кв.м. Для примера, в соседних субъектах: в РСО-Алания - 45,9 кв. м., КЧР - 42,7 кв.м.. Причем в КБР ставка ипотечного кредитования 13,3% - одна изсамых высоких, при том, что в среднем по стране 12,8%. Для примера, в РСО-Алания - 12,6%, в КЧР-13,2%.
На фоне низких зарплат и денежных доходов населения КБР лидер по росту зарплат госслужащих исполнительных органов власти. Согласно результатам анализа компании ФБК по итогам 2011 года заработная плата служащих исполнительных органов власти КБР в 2,02 раза превысила среднюю зарплату по республике, тогда как в среднем по стране разрыв составлял 1,62. Это, пожалуй, показатель по которому КБР заняла в 2011 году лидирующую - 17 позицию в ранжированном ряду субъектов РФ. Причем этот прыжок на 53 позиции вверх (с 70 позиции в 2010 году) самый высокий в РФ и сделан всего за один год. Другой лидирующей позицией КБР являются расходы на одного чиновника в расчете на тысячу человек населения, которые по словам Министра финансов РФ превышают среднероссийские в 1,33 раза (2,0 тыс. руб. и 1,5 тыс. руб. - соответственно).
Чтобы субъективные оценки автора не казались предвзятыми и слишком пессимистичными приведем информацию одного из ведущих рейтинговых агентств России, которое оценивает качество жизни в субъектах РФ.
В 2012 году КБР, с рейтинговым баллом 31,9 (из 100 возможных) занимала 72 место в списке из 83 субъектов. На величину рейтингового балла повлияли следующие показатели:
- уровень доходов населения -21,0;
- жилищные условия -59,1;
- обеспеченность социальной инфраструктурой -35,6;
- экологические и климатические условия- 88,4;
- безопасность проживания - 34,1;
- удовлетворенность населения -27,5;
- демографическая ситуация - 41,7;
- здоровье и образование -58,6;
- освоенность территории и развитие.транспортной инфраструктуры - 42;
- уровень экономического развития -14,5;
- развитие предпринимательской инициативы - 6,4.
Таким образом, лишь три из приведенных показателя могут выражать некоторое удовлетворение, собственно благодаря им и удалось избежать еще более низкой оценки качества жизни в КБР.
Одна из причин такого положения, очевидно, заключается в низком качестве, так называемых базовых программ развития КБР, которые не претерпели каких - либо заметных изменений во времени, в противном случае результаты были бы несколько иными. Архаичные механизмы заложенные в программах не работают в новых реалиях, более того становятся тормозом развития.
Изложенные факты отражают неслучайные отклонения, но во многом выражают общую тенденцию, о чем свидетельствуют некоторые важные показатели предыдущих трех лет, которые, к сожалению, не внушают оптимизма. Как не внушают оптимизма легкомысленные заявления о десятках тысяч новых (дополнительных?) высокотехнологичных рабочих мест к далекому 2020 году. Рабочие места нужны сегодня. Не мегапроектыактуальны и полезны для КБР, а множество малых и средних предприятий реальных собственников (среднего класса) в различных отраслях обеспечат экономическую и социальную стабильность и рост. Тем более, что в КБР с рейтинговым Ч баллом развития предпринимательской инициативы - 6,4 есть огромные резервы. Тогда реальных (не бумажных) малых и средних предприятий, а также индивидуальных предпринимателей в Республике будет кратно больше чем сегодня. (К тому же, кстати, призывает в своей статье, опубликованной в конце сентября текущего года Председатель Правительства РФ Д.А.Медведев). Помимо этого в КБР есть огромный резерв в виде основных фондов с одним из самых низких по стране показателей их износа, по данным за 2011 год, -34,3% (КБР занимает 16 позицию в стране) при том, что по СКФО-46,2% , а в среднем по РФ - 46,3%. А в таком виде деятельности- как «производство, распределение
электроэнергии, газа и воды» износ основных фондов всего лишь 17,2% - самый низкий в стране). Другой ценный резерв - это незанятое население. Правительству КБР очевидно и нужно разработать механизм воссоединения неизношенных основных фондов и свободных рабочих рук.
В упомянутой Стратегии указано, что «Население Республики, ее бизнес - структуры, общественные группы напряженно ожидают от новой социально- экономической политики высоких результатов, что настоятельно требует от власти нетривиальных и решительных действий по перспективному развитию республики».
Эффективное и результативное государственное управление действительно требует решений иного качества и прав Председатель Правительства РФ Д.М. Медведев - «Время простых решений прошло».
Данная публикация является обращением в Счетную палату, Следственный комитет, Генеральную прокуратуру, МВД и ФСБ РФ.