02.11.2010 года Автор: Теймураз Атаев, политолог
Книга позволит прочувствовать и осознать: каким образом возможно проторить дорогу к осуществлению исторической миссии уммы - "стать примером и лидером процветающей человеческой цивилизации"
Бакинское общественное объединение «Идрак» представляет вниманию читателей перевод книги известного мусульманского мыслителя Абд ал-Хамида Абу Сулаймана «Реформа современной исламской мысли: константы и переменные на примере уголовных наказаний».
Имя директора Международного института исламской мысли (США) Абд ал-Хамида Абу Сулаймана всегда на слуху. Причем не только в мусульманском мире. Это не удивительно: вне зависимости от того, выступает он с лекцией в аудитории, участвует в диспутах или высказывается в книге, ученый всегда говорит об общечеловеческих проблемах. Приподнимая из глубины пластов те вопросы, решение которых важно для всех людей. Предлагаемый читателям труд не стал исключением. Тем более что при написании работы автор использовал, с его слов, метод "исламизации знаний". Подразумевающий выработку нового методологического подхода к изучению Ислама и исламского наследия и позволяющий подступить к разрешению ряда проблемных аспектов исламской мысли. Но не вдруг или спонтанно, а вследствие синтеза социальных наук с наработками исламской цивилизации.
Весьма симптоматично, что Сулайман постоянно использует слова: мысль, познание, научный метод, методология, рациональное мышление и аналогично. Это означает, что особое место он отдает разуму, разумному восприятию действительности. Но при этом, говоря о «системном подходе», он актуализирует его происхождение как из «Божественного откровения, так и различных знаний о человеке и мире», называя данный «стиль» характерным для выдающихся мусульманских классиков Ибн Хазма, Ибн Таймийи и Ибн Халдуна. В свете вышеизложенного, Сулайман призывает к творческому восприятию слов Аллаха! А, в общем-то, может ли быть по другому, если Коран спущен на все времена, поколения и общественно-экономические формации?
Да, Коран неизменен. И неизменяем. Но меняется среда. Происходят войны, природные катаклизмы; мусульмане рассеиваются по всему миру, оказываясь в количественном меньшинстве в том или ином мировом ареале. А рядом масса иных проблемных ситуаций - бытовых и глобальных. Как противостоять этому, не просто удерживаясь на плаву, но и двигаясь вперед, без допущения сползания уммы в состояние стагнации и маргинализации? Необходимо постигать "тайны и мудрость" слов Аллаха, - раскрывает Сулайман, - посредством распространения "новых идей". Вполне очевидно, что речь в этом контексте ведется не о бида'а (нововведениях). А об опирающейся "на ценности и принципы откровения" методологии, должной позволить прогрессировать в условиях вызовов современности.
Но прежде необходимо отказаться от ракурса буквализма в прочтении Откровения. Избегая тех или иных крайностей и следуя в духе предусмотренного Книгой принципа срединности.
В этом контексте Сулайман весьма основательно затрагивает многие серьезные вопросы, связанные с мусульманским правом. Это не случайно: вся канва его труда свидетельствует, что именно через этот аспект он пытается рассмотреть пути для создания атмосферы взаимного доверия и взаимопомощи в мусульманском сообществе. Без чего невозможно достижение в умме ситуации, где существовал бы единый порыв по достижению общей цели. Согласимся, все мы так любим выискивать какие-то ошибки в нашем окружении, находить слабые стороны в рядом сидящем или случайно проходящем. Будто успокаивая себя, что есть кто-то "хуже". И забываем при этом, что нарушаем тем самым важнейшие составляющие веры: не осуждай, не обсуждай. Но мы все равно как-то пытаемся "подвести" кого-либо под ту или иную "статью", фактически вторгаясь в прерогативу Аллаха.
Так вот, прекрасный мыслитель будто пытается притормозить эту тенденцию, основной целью исламского права демонстрируя не наказание, направленное на "запугивание и устрашение". А, говоря сегодняшним языком, как бы профилактику на пути "обеспечения нормальной жизни для общества". Ведь мера наказания предусмотрена "не за сам поступок, а за его разглашение, за крайнюю распущенность". То есть придание законности беспределу аморальщины, когда легализация безнравственности подрывает нравственные устои общества, посягая на свободу других людей": посредством неуважения "прав и чувств" окружающих и навязывания непотребного образа жизни остальным". Таким образом, если некое деяние напрямую не несет угрозу обществу или социальным отношениям, мы лишь можем ждать решения по данному поводу от Всемилостивого Аллаха!
Возможно, данная трактовка может вызвать несогласие ряда читателей. Но если сопоставить сказанное с коранической линией, одним из важнейших итогов которой является подотчетность верующего исключительно Богу, многое из сказанного ученым становится значительно понятнее. Каждый из нас (каждый!) ответствен пред Аллахом, предоставившим нам жизнь. Ему мы поклоняемся, Творцу нашему. Благодарим в течение жизни, уповая на Него в случае слабости при борьбе с нафсом (страстями) или других моментах.
Но это далеко не означает индульгенции на все и вся. Потому что существует граница дозволяемого. В соответствие с исламским законодательством, предусматривающим пользование всем полезным для человека и отказ от наносящего ему вред. Вседозволенность же может нанести ущерб (в той или иной степени) не только себе, но и окружению. Так вот, по Сулайману, с учетом очерчивания главной целью шариата "достижение безопасности" общества, наказание не должно становиться "самоцелью", а способствовать защите социума от "разложения нравственных устоев".
Вместе с тем, немало места в сочинении отводится аспекту вероотступничества. Для многих позиция автора по этому вопросу может оказаться совершенно неожиданной. Не сопоставимой с тем, с чем читатели знакомятся на страницах Интернета. Однако, исходным пунктом для выводов мыслителя служат, прежде всего, Коран и Сунна пророка (да благословит и приветствует его Аллах). Здравость ума и блестящая аргументация позволяют Сулайману продемонстрировать не просто суть данного понятия, но и рассмотреть результаты этого. Приводя в пример движение ридда (“отступничество”) периода правления халифа Абу Бакра, доктор Абд ал-Хамид называет причиной войны с бедуинами не отступление от Ислама или смену веры, а отказ от выплаты закята. Раскрывая, что тем самым оппозиционное движение преследовало не антихалифовскую цель (личностный почерк), а было направлено "против основ исламского общества, социальной интеграции, единения и солидарности". И это глубокомысленнейшее заключение расставляет, если и не все, то многие точки над I. Ведь в действительности Абу Бакр пытался уберечь от распада и хаоса созданную социальную систему. Говоря другими словами, речь шла о спасении общества, исламского государства.
Ну не будем интриговать читателя. И предоставим ему возможность сделать самостоятельные выводы после прочтения этого бесценного на сегодня труда. Могут ли одни аяты отменить другие? Или они "всего лишь" дополняют друг друга? Что есть закон - гарант безопасности общества или инструмент страха и террора? Как рассматривать принцип человеческого "наместничества"? Ответы на эти и другие вопросы можно почерпнуть (пусть приблизиться к ним), знакомясь с произведением Сулаймана. Тем более что ученый также говорит о праве выбора, о свободе слова, диалоге и многом другом. Размышляя, а что, все же, есть "вопрос веры" в Исламе?
Будем надеяться, что изложенные в книге мысли, "в соавторстве" с другими трудами мусульманских (классических и современных) ученых, позволят, хотя бы в минимальной степени, прочувствовать и осознать: каким образом возможно проторить дорогу к осуществлению исторической миссии уммы - "стать примером и лидером процветающей человеческой цивилизации".
«Реформа современной исламской мысли: константы и переменные на примере уголовных наказаний». Директор Международного института исламской мысли (США) Абд ал-Хамид Абу Сулайман. Переводчик Кямал Касумов.
Желающие приобрести книгу могут обратиться на сайт организации "Идрак" по эл. почте: idrak@office.az или позвонить по тлф. +994-12-418-25-63 или +994-12-596-25-63
http://www.islamnews.ru/news-27628.html