Прочитал эссе al-khorasani
http://al-khorasani.livejournal.com/28961.htmlОчень интеллектуально написано. Шиизм, джемализм, декадентство, нонконформизм, салафитский бред... Много умных терминов. Интеллектуальная жизнь бьет ключом. А на выходе: в русскоязычном пространстве люди об исламе имеют представление из телеинтервью муфтинов-пЕдросов и шутовских чалмах, да (в лучшем случае!) по тому же Удугову и Бурятскому! "Узок круг этих революционеров, страшно далеки они от народа". А "народу", во всяком случае, народу читающему, в это время неизвестны основные истины Корана! Проблема ислама в современном мире сведена к проблеме дамского головного убора, и успешно затушевано все, что отличает Единобожие от митраистской парадигмы.
Не современные ли интеллектуалы, играющие по старинке во всякие "измы", в этом виноваты?
Не "наследие имамов" сегодня актуально - они всего лишь люди! - а Слово Корана. Это Слово давно стало доступно для прочтения, благодаря переводам смыслов на национальные языки. В современном мире стал распространенным такой реформаторский феномен: прочитал Коран (то есть перевод смыслов), принял ислам, читаю дома намаз, и катились бы все "суннизмы" и "шиизмы"... Это новая реальность, интеллектуалы и "духовные вожди" рискуют остаться "генералами без армии".
Далее. "мироотрицание и концепция одинокого героя" - мироотрицающий одинокий герой, полумонах-полусупермен - всецело родом из христианства (и ницшеанства - рефлексии на христианство), равно как и концепция "мира", который "во грехе лежит". Настоящий "субъект" ислама, "му'мин" - вовсе не "герой", а простой человек, имеющий свои, личные отношения с Б-гом, ответственный перед Б-гом, людьми и природой - безгрешным товрением Б-га. Это не супермен, презирающий "толпу", но, по воле Б-га, такой человек может стать и мучеником, ибо вера его - проста и искренна, его индивидуальность не в том, чтобы презирать "толпу", а в том, что он выбрал веру свободно, независимо от толпы. Нужно утверждать собственные ценности, а не светиться отраженным чужим светом.