Хадисоведение

Oct 03, 2014 19:34

Порой приходится слышать высказывания или суждения о том, что тот или иной хадис может быть выдуман, а другой нет. Между тем, определение категории хадиса в плане его достоверности есть очень сложное и ответственное дело, справится с которым под силу только учёным. Ниже я привожу выдержки из сочинения доктора Махмуда Таххана, профессора хадисоведения

факультета Шариата и Исламских исследований Кувейтского университета. В данном отрывке конспективно излогаются те основания, базируясь на которых, учёные могут позиционировать тот или иной хадис как ложный.

Хадисы, отвергаемые по причине отвода передатчика

Под отводом (та'н) передатчика подразумевается его отвод языком и отрицательные отзывы о его беспристрастности, религиозности, точности, памяти и внимательности.

2. Причины отвода передатчика

Насчитывается десять причин, по которым передатчик может получить отвод. Пять из них имеют отношение к беспристрастности, а пять других - к точности.

а) К беспристрастности имеют отношение следующие причины.
Лживость.
Обвинения во лжи.
Порочность.
Приверженность к нововведениям.
Невежество.

б) Отвод по причине недостаточной степени точности может быть вызван ниже перечисленными вещами.
Грубыми ошибками.
Плохим запоминанием.
Небрежностью.
Большим количеством ошибок.
Несоответствиями передаваемых хадисов с тем, что передавали достойные доверия мухаддисы.

Ниже речь пойдет о категориях хадисов, которые отвергаются в силу одной из вышеупомянутых причин.

Если причиной отвода передатчика является возведение им лжи на посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха), то его хадис называется "мауду'" (подложный; вымышленный).

1. Определение

а) Слово "мауду'" является причастием страдательного залога от глагола "вада'а" - (уменьшать; унижать). Хадисы, относящиеся к данному виду, получили такое название в силу их низкого достоинства.

б) В качестве термина слово "мауду'" используется для обозначения измышленной лжи, возводимой на посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) и приписываемой ему.

2. Суждение о передаче такого сообщения

Все улемы единодушны во мнении о том, что любому человеку, знающему, что представляет собой хадис такого рода, не разрешается передавать его ни под каким видом, если только передача его не сопровождается указанием на его вымышленность, так как в одном из хадисов, приводимых Муслимом, сообщается, что посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал:

"Человек передавший с моих слов сообщение, которое сам он считает ложным, станет одним из двух лжецов".

3. Способы, применявшиеся фальсификаторами хадисов

а) Фальсификатор мог что-либо измылить сам, после чего снабжал свои слова вымышленным иснадом и передавал другим.

б) Второй способ заключался в использовании слов какого-нибудь мудреца или кого-либо еще, которые также снабжались вымышленным иснадом.

4. Как распознать подложный хадис?

Указанием на фальсификацию хадиса могут служить ниже перечисленные веши:

а) Собственное признание фальсификатора в фальсификации: в пример можно привести признание Абу 'Исмата Нуха ибн Абу Марйам в том, что он сфальсифицировал хадис о достоинствах сур Корана сура за сурой, передав его якобы со слов Ибн Аббаса, да будет доволен Аллах ими обоими.

б) То, что равноценно собственному признанию фальсификатора в фальсификации: примером может служить такой случай, когда передатчика, передающего хадис непосредственно со слов какого-либо шейха, спрашивают о том, когда родился этот шейх, после чего он называет определенную дату, и получается, что смерть этого шейха предшествовала рождению передатчика; при этом данный хадис известен только со слов этого передатчика.

в) Данные, полученные в результате изучения биографии передатчика: примером является такой случай, когда передатчик является рафидитом, а в хадисе, который он передает, сообщается о достоинствах семьи пророка (мир ему и благословение Аллаха).

г) Данные, полученные в результате исследования передаваемого сообщения: в пример можно привести тот случай, когда в хадисе используются неправильные фразы, или когда его содержание противоречит тому, что воспринимается с помощью чувств, или тому, о чем ясно говориться в Коране.

5. Причины фальсификации и категории фальсификаторов

а) Стремление приблизиться к Аллаху Всевышнему с помощью фабрикации хадисов, побуждающих людей к благу, и хадисов, внушающих страх перед совершением порицаемого.

Люди, занимавшиеся фабрикацией таких хадисов, относились к числу отрекшихся от мира и праведников и являлись наихудшими из фальсификаторов, поскольку люди, доверявшие им, принимали их вымыслы за чистую монету.

К числу таких фальсификаторов относился Майсара ибн Абд Раббихи. В своем труде Ад-Ду'афа Ибн Хиббан сообщает, что Ибн Махди сказал:

- Я спросил Майсару ибн Абд Раббихи: "Откуда ты взял хадисы, в которых говорится, что за чтение такой-то суры полагается такая-то награда?" Он сказал: "Я сам выдумал их, чтобы внушать людям желание".

б) Желание поддержать свой мазхаб. В особой мере это относится к последователям тех мазхабов, которые были представлены политическими течениями после начала смуты и возникновения различных политических течений наподобие хариджитов и шиитов. Представители каждого из этих течений фальсифицировали хадисы для поддержки своего мазхаба, примером чего может служить тот хадис, в котором говорится: "Али является лучшим из людей, а сомневающийся в этом впал в неверие".

в) Дискредитация ислама. Эти безбожники, не имевшие возможности открыто устраивать козни против ислама, решили пойти таким отвратительным путем и сфальсифицировали целый ряд хадисов с целью искажения и дискредитации этой религии. К их числу относился казненный за свою ересь Мухаммад ибн Са'ид Аш-Шами, передававший со слов Хумайда, что тот слышал от Анаса, что пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: "Я - последний пророк, и не будет пророка после меня, если не пожелает Аллах". Хвала и благодарение Аллаху, выдающиеся знатоки сунны дали необходимые разъяснения относительно таких хадисов.

г) Стремление снискать милость правителей. Имеется в виду, что некоторые маловеры стремились приблизиться к правителям, выдумывая хадисы, соответствовавшие тем отклонениям, в которые впадали эти правители.

Примером может служить сообщение о Гийасе ибн Ибрахиме Ан-Наха'и Аль-Куфи и повелителе правоверных Аль-Махди. Как-то раз, войдя к нему и увидев, что он играет с голубями, Гийас передал хадис с иснадом, доходящим до пророка (мир ему и благословение Аллаха), где сообщалось, что он сказал: "Не следует соревноваться ни в чем, кроме того, что касается стрельбы из луков, скачек на животных, имеющих лапы или копыта, или состязаний почтовых голубей", добавив к сказанному пророком (мир ему и благословение Аллаха) слова "или состязаний почтовых голубей" ради Аль-Махди, который, узнав об этом, велел зарезать голубей и сказал: "Это я подтолкнул его к этому".

д) Стремление к материальным благам. Имеются в виду некоторые рассказчики, зарабатывавшие себе на жизнь тем, что они рассказывали людям хадисы, приводя различные удивительные и развлекательные рассказы, чтобы люди слушали их и что-то давали им. К числу таких людей относился, например, Абу Са'ид Аль-Мада'ини.

е) Стремление к славе. Имеется в виду стремление прославиться с помощью передачи неизвестных (гариб) хадисов, которых нет в сводах даже крупных мухаддисов. Для того чтобы придать хадисам форму неизвестных и внушить людям желание слушать их, некоторые люди видоизменяли иснады. К числу их относились Ибн Абу Дахийа и Хаммад Ан-Насиби.

6. Наиболее известные сочинения о подложных хадисах:

а) Китаб аль-мауду'ат Ибн Аль-Джаузи.

б) Аль-ля'али аль-масну'а фи-ль-ахадис аль-мауду'а Ас-Суйути.

в) Танзих аш-шари'а аль-марфу'а 'ан аль-ахадис аш-шани'а аль-мауду'а Ибн 'Аррака Аль-Кинани.

Если причиной отвода передатчика послужило обвинение во лжи, что является второй из вышеупомянутых причин, такой хадис называется "матрук".

1. Определение

а) Слово "матрук" является причастием страдательного залога от глагола "тарака" (оставлять).

б) В качестве термина это слово употребляется для обозначения такого хадиса, в иснаде которого упоминается имя передатчика, обвиняемого во лжи.

2. Передатчика могли обвинять во лжи по двум нижеследующим причинам:

а) в том случае, когда данный хадис передавался только с его слов и содержание его противоречило известным основоположениям;

б) в том случае, когда передатчик был известен как лживый человек, даже если он не допускал лжи при передаче хадисов пророка.

3. Пример

В пример можно привести хадис, который Амр ибн Шамир Аль-Джу'фи Аль-Куфи Аш-Ши'и передавал по словам Джабира, слышавшего со слов Абу-т-Туфайля, что он слышал, как Али и 'Аммар говорили: "Пророк (мир ему и благословение Аллаха) обращался к Аллаху с мольбами (кунут) во время утренней молитвы, и произносил слова "Аллах велик" в день Арафата после утренней молитвы, и прерывал послеполуденную молитву в последний из дней ташрика".

Ан-Наса'и, Ад-Даракутни и другие мухаддисы говорили об Амре ибн Шамире следующее: "Хадисы, которые он передавал относятся к категории матрук".

4. Степень такого хадиса

Мы уже отмечали, что наихудшими из слабых хадисов являются хадисы, относящиеся к категории мауду', более высокое положение занимают хадисы, относящиеся к категории матрук, затем - категории мункар, затем - категории му'алляль, затем - категории мудрадж, затем - категории маклюб, а затем - категории мудтариб. В таком порядке их расположил хафиз Ибн Хаджар.

http://kahhar-786.livejournal.com/98808.html#cutid1

сунна, исламоведение, ислам, хадисоведение, хадис, предание

Previous post Next post
Up