Утверждение автора "Единственным мерилом блага могут служить только личные интересы людей" - более чем спорно. А если каком уроду интересно убивать и мучить людей и животных? Если кому интересно уничтожать природные объекты и исторические памятники ради своей коммерции? Получается - если сосед сожрал мою жену - это плохо, если я сожрал жену соседа - это хорошо.
Все-таки нужно дальше идти, чем материалистический прагматизм середины 19 века...
Просто сегодня меняется глобальный моральный императив - с патриархально-антропоцентрического на экологический.
Гедонизм, репродуктивные права никак не связаны с атеизмом, с философской проблемой "Есть Бог - нет Бога". Признание Высшего Разумного Начала нисколько не препятствует современному человеку натянуть контрацептив и получить удовольствие. Архаические формы религиозности отживают своё, это верно, и кусаются, как осенняя муха.
Религия, идеология будущего - экологическое прочтение всех мировых религиозных традиций и духовных практик. Старые книжки должны быть перечитаны заново, а если их сдать в макулатуру - то получим очередной "диалектический материализм" в качестве единственно верного учения, без вариантов.
Оригинал взят у
eyra_0501 в
8397. Возможно, кому-то это покажется спорнымЧто же до меня, то я убежден: так называемый "традиционализм" - враг. Который, к сожалению, не горит желанием самостоятельно исчезнуть и рассыпаться в прах.
Значит, надо ему помочь. )
Но не надо забывать и о другом - о его способности маскироваться (и в некоторых вполне цивилизованных странах мы такую маскировку уже наблюдаем).
Антиэволюционный манифест. Естество и традиция как враги человеческого благополучия Эссе о том, как инстинкты, традиционная мораль и религия объединились против истинных интересов человека
Виктор Аргонов, кандидат физико-математических наук, старший научный сотрудник Российской академии наук
1. Счастливый человек как неудача для эволюции
Биологическая эволюция породила человека разумного. Мы обязаны ей своим существованием. Тем более сложно признаться честно, что она одновременно является и нашим врагом - врагом каждой конкретной личности. У биологической эволюции нет цели, чтобы человек был счастливым и жил долго. Ей нужно лишь, чтобы каждая популяция боролась за максимизацию своей численности, уничтожая слабых. Уничтожение человеком окружающей среды происходит вполне в рамках общих эволюционных закономерностей - ведь человек силён, и может себе это позволить. И по тем же причинам человек расплодился до популяции почти 7 000 000 000 особей. Благодаря своему разуму, дарованному эволюцией, мы имеем компьютеры и ядерную бомбу, ведь в эволюции ценится сила. При этом, на Земле до сих пор сохраняется нищета и голод - ведь эти вопросы менее важны для максимизации численности популяции.
По законам дикой среды, популяция считается наиболее успешной, если каждый новый найденный или произведённый ресурс тратится на дальнейшее увеличение её размера. Любой экономический рост должен тут же съедаться новыми подоспевшими особями - так было тысячи лет. В идеале, эволюции "хотелось" бы, чтобы мы жили всю жизнь в нищете, плодили побольше новых особей и умирали сразу после того, как перестали вносить вклад в деторождение. Вот он, идеальный мир, под который заточены наши инстинкты
Конфликт между личным желанием жить долго и счастливо и эволюционным требованием плодиться и жить только ради этого, был понят людьми ещё в древности. Желание жить долго пришло к человеку тогда, когда интеллект позволил ему прогнозировать и планировать события на десятки лет (эту мысль я высказывал в своей
статье в "Вопросах философии "). К тому же, человек начал понимать, что на все события есть мера приятно-неприятно, плохо-хорошо. Человек сформировал абстрактное понятие счастья как состояния, которое желательно независимо от конкретных факторов. Но понимание этих вещей не сподвигло человека сразу выйти из эволюционной игры. У этой игры оказались сильные защитники. Эволюционные и личные требования вошли в смертельный конфликт, который длится уже тысячи лет.
2. Главная война в истории человечества
"Стражами" эволюции в конфликте стали инстинкты, которые всё так же требовали от человека не ценить жизнь и не стремиться к счастью как таковому - только к конкретным видам удовольсьвия . Первейшим, но не единственным из "стражей" древней эволюции стал мужской половой инстинкт. Он говорил, что мужчине стоит заниматься сексом как можно больше. Даже если кто-то по экономическим соображениям хотел бы стать чайлдфри, желание вести половую жизнь обычно пересиливало. Ещё более коварным оказался женский инстинкт размножения, который требовал выбирать всегда самого успешного доминантного самца. Агрессия мужчин культивировалась отбором. Противостоять ей стало возможно путём конструирования кланов и государств. Обильное деторождение и жертвование новых ресурсов на увеличение размеров своего клана становились уже рациональной необходимостью выживания. Естественный отбор пошёл на уровне не только популяций, но и родов. Государства сформировали тоталитарные идеологии, копирующие эволюционные принципы: личность - ничто, популяция - всё, счастье и индивидуальное выживание - ничто, размер популяции и её выживание - всё. И лишь тактика местами изменилась. Например, выяснилось, что моногамная семья оптимальнее для выживания общества, нежели старая схема, где все самки достаются лишь вожаку . Были созданы системы мировоззрения, призванные обуздать человеческое желание жить на земле долго и счастливо. Они предлагали взамен вечную жизнь в будущем, а понятия "хорошо" и "плохо" искусственно отделили от "приятно" и "неприятно"
Традиционная мораль пронизана правилами, которые пренебрегают не только индивидуальным счастьем людей, но и счастьем, усреднённым по обществу. Как и правила дикой природы, она глубоко параллельна счастью людей, ей нужно лишь производство мяса Именно потому в ней столь принципиальное значение уделяется сексу
Чтобы оптимизировать общество под цели наиболее быстрого роста популяции, сексуальная сфера должна быть максимально регламентирована. Оптимальной оказалась моногамная семья, где мужчина является царьком, а женщине запрещено даже просто отказываться от секса. Чуть хуже оказалась полигамная семья, она дозволялась лишь по-настоящему сильному самцу, который имеет власть, чтобы присматривать за всеми самками. Впрочем, полигамия в любом случае была хуже, так как в гаремах то и дело бывали самки, которых самец, увы, обходил вниманием. Сексуальные же практики, в которых можно было избежать деторождения, как правило, жёстко пресекались. Исключение в основном составляли общества, которые чувствовали себя и так очень уверенно (Афины, Рим). Но и даже в Риме при всём расцвете гомосексуализма были законы, жёстко требующие от мужчин иметь детей. Просто требование деторождения переместилось из стихийно-моральных установок в конкретно осмысленные.
Двадцатый век принёс три невиданные ранее революции: планирование семьи, современную медицину и атеизм как массовое явление. Резкое распространение противозачаточных средств позволило обуздать стихийный вклад мужской сексуальности в деторождение. Атеизм вновь поставил перед людьми проблему их смертности Медицина же, позволившая людям в среднем жить не 40 а 70 лет, показала, что желание жить долго теперь может быть рациональными методами воплощено. И если раньше типичной дилеммой сильного мужчины либо было пойти в воины, жить весело и погибнуть как герой, либо жить скромно и умереть от какой-нибудь заразы в том же возрасте, то теперь эта ситуация радикально изменилась.
К середине века выросло целое поколение, которое категорически не хотело жить по старым принципам: оно не хотело участвовать в войнах и не хотело иметь много детей. Утратив агрессию, это поколение дало значительные свободы и женщинам. Результатом этого стало установление нового порядка: принимать решение о размножении стал не мужчина, а женщина. Очень быстро выяснилось, что женщины, как ни парадоксально, любят детей гораздо меньше, чем патриархальное общество. В особенности - не любят иметь много детей от мужчин, которые отказались от агрессии.
Именно к концу двадцатого века миллиарды людей на Земле впервые поняли, что значит жить для себя. Жить своими, а не навязанными эволюцией интересами. Увидеть ощутимый рост ВВП не только в суммарном исчислении, но и в пересчёте на индивида.
Люди смогли перехитрить врага, которого не могли одолеть тысячи лет. Впрочем, и сейчас по нашей земле пока ещё бродят его неразумные слуги. Они слишком глупы и дезориентированы, чтобы всерьёз пытаться вернуть женщин под замок, запретить противозачаточные средства и устроить демографический взрыв, который бы съел с таким трудом завоёванное относительное экономическое благополучие. Они тем более не говорят всерьёз, что мужчина должен быть воином и насмерть воевать со всеми иноземцами . Их пылу хватает лишь на совсем уже бесполезную в нынешних условиях борьбу с извращениями, с чайлдфри, с абортами, ну и в придачу с гедонизмом как идеологией. Забавно, что среди них есть и технократы-прогрессивисты. Но, как правило, эти люди фетишизируют в технологиях именно могущество ради могущества, а не реальные выгоды для людей. Я надеюсь, что подрастающее поколение окончательно смоет этих людей и расставит всё по местам
3. Как лично перестать быть рабом природы
Необходимо всё время помнить, что эволюция - наш враг. Этот враг подкупает нас сиюминутными удовольствиями, подобно подлецу-лицемеру, покупающему ваши голоса на выборах. Глупый человек реагирует на покупку своих голосов двояко - он либо идёт и голосует как от него потребовали, либо гордо отказывается от денег. Умный человек берёт деньги, и голосует как хочет. Потому что нет смысла играть честно против того, кому наплевать на ваши интересы. Тем более - с безликой силой эволюции. Интеллект - это ваша сила против врага, который ценит только силу. Берите деньги, но не выполняйте то, что от вас требуют. Удовольствие - валюта, хитро выманенная вами у противника, берите их больше и регулярнее, но поступайте не так, как это было в прежнем обществе.
Если вам нравится агрессия - играйте в агрессивные компьютерные игры, занимайтесь соответствующими видами спорта и не участвуйте в реальных войнах. Если вам нравится секс - используйте противозачаточные средства, и делайте что хотите: патриархальная мораль всё равно служит не вашим интересам. Если вам всё же очень хочется иметь своих детей - заранее обеспечьте для этого такую экономическую базу, чтобы этот шаг не ухудшил ваше личное благополучие и не разрушил вашу семью, как это часто происходит. И так далее. Единственным мерилом блага могут служить только личные интересы людей. Действуйте в этих интересах безопасно и с минимальными издержками. Рационально избегайте тех видов удовольствия, от которых ваше дальнейшее благополучие может действительно просесть, таких как незазищённый секс, участие в войнах, тяжёлые наркотики, участие в бандитских группировках, развал счастливой семьи ради ради связи на стороне, экстрим. И смело берите то, что не грозит никакими последствиями, даже если это якобы низменно. Выкиньте из головы догму, что подлинное счастье должно быть оплачено страданием, бременем, трудом, что не надо искать лёгких путей - это враньё ваших врагов. Единственный ориентир - личные интересы конкретных людей
Знайте, что люди окружены врагами - и внешними, в лице справедливороссов и хоругвеносцев, и внутренними, в лице инстинктов. Внутренний враг особенно коварен. Не верьте ни единому природному позыву, если рационально не просчитали его последствия для вашего счастья. Не дел
айте вообще ничего только потому, что "так принято". Не ведитесь на интуитивное чувство, что та или иная модель поведения является правильной, потому что "естественна". Помните, что лозунг "что естественно, то не безобразно", легко опровергается примером: "гавно - естественно". Хотя и отвращение к экскрементам - древний, а потому нуждающийся в критическом осмыслении, инстинкт. Но не верьте также и недалёким призывам отказаться от всего плотского - вами манипулируют. Просто используйте природные позывы для собственных, а не навязанных целей. И никогда не забывайте их исконного назначения - чтобы бы быть начеку. Берите "деньги", голосуйте "по-своему", и на уровне разума помните правду. Даже наслаждаясь прекрасными запахами и видами природы, не забывайте - перед вами мир, где идёт война всех против всех, даже среди трав и деревьев. И возможно, в косных хрущёвках на фотографии выше, заключено неизмеримо больше доброты к живому существу, чем в милых зверюшках, без колебаний отнимающих друг у друга еду. Не забывайте, сколь счастливой оказалась наша возможность родиться в теле человека в эпоху, когда ему уже удалось вырваться из этого мира рабов.
Эволюция закончилась. Мы вступили в стадию автоэволюции, даже не успев ещё существенно модифицировать себя. Назад дороги нет