«Чеченцем быть трудно», - статья под таким заголовком вышла в Чеченской Республике, в одной из республиканских газет еще в 90-х г. В ней автор передал свои мысли о том, какой должен быть чеченец. О том, что бремя ответственности за то, чтобы мы оставались чеченцами - воспетыми в мифах и легендах окружающих нас народов лежит на каждом из нас. Думаю, что настала время вернуться к этой теме и напомнить о том, что на самом деле означает слово чеченец, какова его суть и духовная ментальность. Особенно эта тема актуально сегодня в связи с тем, что нам хотят навязать чувство стыда, за недостойное поведение некоторой части «чеченцев». Слово чеченец своим происхождением обязано арабскому языку. В переводе с этого древнего языка чеченец или «шашани» («шишани»), означает - образец, некий эталон на которого следует равняться, пример для подражания. И наречены были чеченцы этими эпитетом неспроста. Как известно чеченский народ - нохчи, всегда отличался своим благородным нравом и культурой, за что не раз нарекался различными прозвищами: «французами Кавказа», «рыцарями Кавказа» и т.д. Вероятно, в пору арабских завоеваний, когда в 7-8 веке нашей эры, армия халифата прибыла на Кавказ и встретилась с благородными предками современных чеченцев, манеры которых были безупречны, они восхитили пришлых завоевателей и наши предки и были наречены эпитетом «шашан» - «примерные». То есть, достойные быть примером для всех людей. В эту же эпоху появился и другой синоним слова чеченец - «кист», которым вероятно арабы нарекли чеченцев, живших на современной территории Грузии. В те времена «Мехк-Кхел» - совет старейшин чеченского народа находился в горах в местности Малхиста и Майсты, выходцы из этих обществ в большинстве своем жили приграничных территориях с Грузией, которая, как известно некоторое время находилось под управлением мусульман в составе Исламского Халифата. «Кист» в переводе с арабского означает «справедливость», и по большей части относится к вопросам судебных решений («кийас» - буквально означает «измерение», суждение по аналогии, один из источников мусульманского права). Чеченские кисты были наречены таким эпитетом «справедливые», так, как и по своему происхождению из «шашани» - примерных и достойных подражания, они еще были и теми, кто выносил справедливые решения во время заседания «Мехк - Кхела» - народного суда. Таким образом, чеченец - это синоним достойных и справедливых людей с достойным поведением, которые являются примером для подражания, а не те, кто родился от матери или отца чеченки. Чеченец - «шашан» определяется не по «чистоте крови», и не принадлежности к гаплогруппе: j1, j2, L3 и т.д. Ведь носителями такого набора хромосом являются не только чеченцы, но и часть народов Дагестана, и евреи, часть арабов, персы, и они естественно из-за принадлежности к этой гаплогруппе не становятся чеченцами. Таким образом, чеченцам («шашан»), не зачем стыдиться из-за некоторых манкуртов, которые перестали быть чеченцами, как только они перестали блюсти чеченские обычаи и традиции, так как перестав следовать этим принципам и правилам, в том числе и в «нетрадиционной ориентации», они просто перестают быть чеченцами - примером для подражания. Да чеченцем быть трудно, ибо быть примером для других это тяжёлая ноша, которая требует постоянных физических и моральных усилий, постоянно работы над собой, над своим нравом и желаниями (нафсом), а деградировать и отречься от статуса «шашан» - примерного - легче всего. На днях отправляясь на работу в маршрутном микроавтобусе, я стал свидетелем картины, которая раскрывает истинную суть этнонима чеченец - «шашан». На одной из остановок в районе площади «Минутка» в маршрутку зашла пожилая женщина достаточно грузного телосложения с сумками в обеих руках. Ей сразу же молодые парни предложили сесть, уступив ей место. Однако, эта женщина так и не воспользовалась этим предложением, простояв все время движения автобуса стоя. Несмотря на то, что ей было стоять очень сложно с грузом в руках, она отказалась сесть на место уступившей ей мужчинам, ответив предложение молодых парней: «Не достойно женщине сидеть, когда мужчины стоят». Это и есть суть настоящего чеченца и чеченки, блюсти свои традиции, не отступая от принципов своего народа, как бы это ни было тяжело.
Ислам Сайдаев
Август 2020