Кто являются истинными наследниками дела Шейха Мансура и Имама Шамиля?
В свете последних событий многие общественные деятели и даже духовные лица посчитали своим «священным долгом» и правом высказаться по поводу интервью главы Чеченской Республики Рамзана Ахматовича Кадырова, давшего свою независимую оценку деятельности легендарного религиозного и политического деятеля Кавказа - Имама Шамиля. Интервью было опубликовано на сайте одного из новостных агентств ЧР «Чечня Сегодня», в канун ежегодно отмечаемой в соседней братской республике дате «героического освобождения Дагестана» от «орд» Шамиля Басаева и Хаттаба, почему-то называемого дагестанцами вторжением «чеченcких террористов» в Дагестан в августе 1999 года, когда, как известно, что террористы не имеют национальности. Не смотря на то, что глава Чеченской Республики в очень корректной форме дал политическую оценку событиям происходившим в прошлом и в наше время (проводя некоторые параллели между событиями августа 1999 года с эпохой героического сопротивления Кавказа под предводительством Имама Шамиля против Российской Империи в XIX веке), многие дагестанцы почему-то посчитали это оскорблением памяти достойного сына Кавказа Имама Чечни и Дагестана. Когда, как в этом интервью, глава ЧР Рамзан Ахматович Кадыров предусмотрительно подчеркнул, что он, да и большинство чеченцев (ремарка моя), с уважением относятся к памяти Имама Шамиля, как ученого и духовного лидера Кавказа. Однако, не смотря на этот акцент в его интервью, оценка событий 20-ти летней давности и событий прошлых столетий вызвала огромный переполох в кавказском сегменте интернет -сообщества и общественно-политического бомонда Дагестана.
То, что это интервью вызвало такой резонанс, говорит о том, что проблема назревала уже давно и лишь ждала своего часа, чтобы вылиться в общественное обсуждение. Таким образом, интервью главы Чеченской Республики стало лишь детонатором давно назревавшего общественного взрыва. Так что, Рамзана Ахматовича Кадырова следует не критиковать, а ему следует аплодировать, как знатоку болезненных вопросов общества, который подобно профессиональному хирургу скрывает гнойники, пока они не перешли в гангрену. Да это и не мудрено, ведь Рамзан Ахматович является завсегдатаем общественно-политической жизни не только в Чеченской Республике, но и на всем Кавказе и даже России, который внимательно следит за публикациями в соц.сетях и отслеживает позитивные и негативные информационные взбросы, как своих противников, так и друзей.
В этой связи отмечу, что проблема с оценкой исторической роли Имама Шамиля в кавказском сегменте интернета начала обсуждаться не с момента публикации интервью Рамзана Ахматовича Кадырова, а длилась в вяло текущей форме вот уже на протяжении последних 4-5 лет, по крайней мере я на них обратил внимание с того самого момента, когда я стал активным блогером. При этом большинство чеченцев присутствующих в социальных сетях и ведущих там свою активную пропагандистскую деятельность осуждают не самого Имама Шамиля, как политического деятеля и лидера Освободительной борьбы горцев Кавказа ХIX века, а его последующее решение сложить оружие и смириться с фактом завоевания Кавказа Российской Империей. Именно эти дискуссии и споры, которые длились в соц. сетях вот уже не один год стали причиной, того, как среагировало дагестанское и чеченское сообщество на казалось бы небольшое интервью главы ЧР Р.А. Кадырова, которое он довольно часто дает новостным агентствам.
В этой связи, «отдавая дань моде» - традиционному желанию наших некоторых общественников «примазаться» к славе Рамзана Ахматовича, хотя бы по средствам критики и необоснованных обвинений в его адрес, тем самым получая всемирную славу оппонента, уважаемому и известному политику и государственному деятелю, при том сидя на теплом диване, как это было саркастически отмечено в басне Крылова - «Слон и Моська» в словах: «Так я без драки могу попасть в большие забияки», и я поспешу прокомментировать слова нашего главы, и тем самым возможно окунусь в приятную негу славы. Скажу сразу, что в отличие от всех тех, кто не читал интервью Рамзана Ахматовича Кадырова, и как говорится: - «смотря в книгу видел фигу», даже не задумываясь, о том, что же хотел довести до общества глава ЧР, не напряг свой мозг чтобы подумать, что же это был за «месаж», как принято сегодня выражаться, я достаточно хорошо понял его послание. И как заметили некоторые продвинутые эксперты, это интервью появилось неспроста именно в канун «празднования» в Дагестане очередной годовщины освобождения этой горной страны от «орд чеченских террористов».
Между тем, как сказал в комментариях к своему интервью, после последовавшего за ним скандала, глава Чеченской Республики, он не осуждал и не давал негативной оценки фигуре самого Имама Шамиля, а лишь констатировал исторический факт трагических последствий, которая сыграла деятельность Имама Шамиля в истории чеченского народа. Да и это примечание главы ЧР было сделано не как укор Имаму, а как пример стойкости и несокрушимости воли чеченского народа, который не отрекся и не предал своего Имама, в отличие от некоторых дагестанцев, которые не сумели защитить Имама после его возвращения в Дагестан. Так же глава ЧР задал ряд вопросов, ответы на которые было бы интересно услышать от своих дагестанских братьев не только Рамзану Ахматовичу, но и всему чеченскому народу.
Что же это за вопросы, на которые интересует ответ всех чеченцев, в том числе и меня? Если кто-то не понял этих вопросов, читая интервью Рамзана Ахматовича, и они оказались настолько размытыми, что в них никто не смог разобраться, попробую их расшифровать . Сразу же хочу отметить, что я лично с большим уважением отношусь к Имаму Шамилю, не смотря на то, что мои родственники по материнской линии бежали в Чечню из Дагестана во время Имама Шамиля от его деспотизма и непримиримой борьбы с княжеским сословием и утверждением на Кавказе народовластия, за что, кстати говоря, он и был воспет советской историографией, как народный вождь и борец с буржуазными пережитками царизма. Так вот, во-первых, меня, как и многих чеченцев, интересует, почему некоторые дагестанцы вдохновляющиеся газаватом Имама Шамиля, который в последствии стал причиной трагедии не только чеченского народа, но и Кавказа в целом (я имею в виду «мухаджирство» - переселение кавказцев в Османскую Империю), считают «газават» Имама Шамиля (священную войну против неверных), правомерной и выдающейся эпохальной вехой в истории Кавказа, а деятельность его последователей таких как - Джохара Дудаев и Шамиль Басаев, который тоже вели народно освободительную борьбу под лозунгом «газавата» - проявлениям терроризма?
Для многих чеченцев, совершенно естественно, что это позиция некоторой части дагестанцев кажется весьма странной. Ведь с самого начала чеченской независимости в 1991 году, которая была поддержана, в том числе и видными общественными и политическими деятелями Дагестана, Чечня провозгласила, что она (то бишь чеченцы) являются продолжателями дела Шейха Мансура и Имама Шамиля. Таким образом, власти Чеченской Республики - Ичкерия провозгласили себя правопреемниками Имамата Шамиля, заявили о том, что чеченская независимость, есть естественное продолжение Освободительной борьбы народов Кавказа, которую вели все лидеры Освободительного движения Кавказа со времен появления здесь Российской Империи, включая Шейха Мансура и Имама Шамиля. Этот лозунг, как я уже отметил, был воспринят в начале 90-х г., подавляющим большинством дагестанцев. А когда же продолжатели дела Имама Шамиля (в частности аварец - Багаутдин Мохаммад, Адало - Али Мохаммад, Магомед Тагаев и чеченец Абу-Идрис Басаев, нареченного Шамилем войнами абхазцами в честь знаменитого Имама), в августе 1999 года вошли в Дагестан с целью установить шариат в Дагестане, освободив тем самым часть бывшего Имамата от «власти Кремля», против которой долгие годы сражался Имам Шамиль, с идентичными целями, то вдруг эти аварцы и оказавшие им поддержку чеченцы, в глазах «истых последователей и наследников газавата Имама Шамиля» оказались террористами. Разве эта метаморфоза в сознании и оценках истории некоторых «патриотов Дагестана» не вызывает вопросов!?
Многим занимающимся историй чеченцам, так же не понятно, почему греховное, с точки зрения ислама, сопротивление дагестанцев установлению шариата в Дагестане в 1999 году (а именно с этим лозунгом, туда вернулся из Чечни изгнанный дагестанцами Багаутдин Кебедов и другие представители аварского джамаата), потомками и наследниками Имама Шамиля ежегодно провозглашается актом «чеченского терроризма»?
Когда, как, во-первых, говорят правду о национальном составе тех, кто вошел в Дагестан в 1999 году, прежде всего, следует говорить об аварцах, а лишь потом о чеченцах пришедших им на помощь! А во-вторых, с какой стати этих аварских и чеченских последователей дела Имама Шамиля, современные дагестанские страстные пропагандисты дела Имама Шамиля называют актом терроризма? В таком случае получается, что пропагандируя дела Имама Шамиля и его путь, современные последователи Имама Шамиля из Дагестана пропагандируют терроризм. Разве это не казуистика?
К тому же сегодня дагестанцы требуют за «высосанное из пальца» сопротивление Шамилю Басаеву, какие-то преференций у Кремля. Как будто, в 1999 году на Россию напало какое-то иностранное государство, а не вышедшие из под контроля Кремля советское (российское) воинство, а от возможно и не вышедшее, а выполнявшее особо важное задание.
Разве это не лукавство, с целью в очередной раз оболванить Кремль, как это уже не раз делало руководство Дагестана в начале 90-х, выдумывая несуществующие вспышки эпидемии чумы и холеры на границе Чечни и Дагестана, на борьбу с которой в те годы руководству республикой выделялись не малые финансовые средства!?
Все бы было хорошо, если бы это раздутое СМИ и дагестанскими идеологами героическое сражение, не ставилось в укор чеченскому народу, никто бы не возражал. Дурите Кремль? Да и ладно! Как говорится: «меня обманывать не сложно, я сам обманываться рад», но молчать когда каждый год тебе «тыкают в нос» этой выдуманной историей про «чеченский терроризм», с нашей стороны никто не обязан.
В связи с выше изложенным, Рамзан Ахматович совершенно логично, в своем интервью поставил вопрос о национальном составе террористов и провел параллели с подобной же историей столетней давности. Я же могу добавить к сказанному главой ЧР следующее: «с какой стати чеченцы должны уважать дело Имама Шамиля, если сами дагестанцы не уважают его дело?». Разве не против прямых последователей дела легендарного Имама Шамиля ополчились в 1999 году, горцы Дагестана и прозвали их террористами?
Я уже не говорю о мусульманах, так называемых наследниках дела Имама Шамиля, которые до сих пор чтят память, и чуть ли не боготворят убийцу миллионов собственных сограждан и в первую очередь геноцид мусульманского и христианского духовенства Иосифа Сталина, со всем его сатанинским отродием.
Что-то тут явно не вяжется с делом Имама Шамиля и его наследием. Получается какая-то «двойная бухгалтерия». С одной стороны - борьба Имама Шамиля при поддержки чеченцев на территории чеченцев, являлось богоугодным газаватом, а да же однодневная попытка наследника идей Имама Шамиля, под руководство его тески - чеченского Шамиля, вести тот же газават на территории Дагестана « с легким движением руки», превратился в акт чеченского терроризма!?
«Ле братья, тохта» - это вам не Кремль обманывать! Чеченцы уже не те глупые овечки, которые были в эпоху Шамиля и Дудаева! В двадцать первом веке живем, а дураки, как говорится, еще в 20 веке все сгинули!
Сразу отмечу, что цель данной статьи, и даже не статьи, а скорее ремарки, не является оправданием событий августа 1999 года, как и не является осуждением газавата Имама Шамиля. Как говорит священное писание: «Им их дела, а нам наши дела», просто, как сказал Рамзан Ахматович: «Пора говорить правду»!
Лично я считаю, что Имам Шамиль являлся выдающимся деятелем прошедшей эпохи не только Кавказа, но и всего исламского мира, который героически сражался столько сколько позволил ему Аллах, и этот «Лев Аллаха» не мог быть повержен руками его противников, так же как Халид Бен - Валид, прозванный «Мечом Аллаха», не мог быть повержен его врагами, иначе его титул «Сейфуллах» оказался, был неоправданным и в этом есть Мудрость и Кадар Аллаха - Свят Он и Велик!
А что же касается споров о «пленении или добровольной сдачи Имама», или скажем точнее - смирения с вероломным актом пленения на переговорах, так это не слабость и не предательство Имама, а жертва, которую может принести лишь истинно верующий человек, ради спасения своего народа, ибо пожертвовать своей жизнью ради народа легче всего, ее и так заберут враги, если понадобится и без нашего желания, а вот пожертвовать своей честью и добрым именем в памяти потомков, большинство из которых не поймут твоей жертвы, это и есть настоящий подвиг. Но оценить его, способен лишь истинный праведник, а воздать по заслугам этому герою в силах лишь Аллах! Ибо истинный мусульманин - «му1амин» не смотрит на оценки людей, и не боится упрека упрекающего, а сверяет свои поступки с тем, как их оценит Всевышний Аллах - Свят Он и Велик!
Да и время - «земной оценщик» наших поступков показало, что в итоге, на сегодняшний день этот поступок Имама Шамиля, и такой же мудрый поступок Ахмат-Хаджи Кадырова, который нашел в себе силы и мудрость остановиться и остановить перед пропастью свой народ, позволил нам осуществить мечту наших отцов и братьев, столетиями сражавшихся за право открыто и смело исповедовать свою религию. Ну и что же, что эта мечта осуществилась в рамках конституционного поля Российской Федерации, но суть же от этого не меняется!?
И в конце своей ремарки, еще раз хочу подчеркнуть, что по своими делам и поступкам именно чеченцы являются последовательными приверженцами и наследниками дела Имама Шамиля, и являлись таковыми всегда, начиная с провозглашения независимости в 1991 году, в эпоху Джахара Дудаева, и кончая установлением мира и возрождением Ислама в Чеченской Республике в настоящее время - в эпоху Ахмат-Хаджи Кадырова и его сына Рамзана Ахматовича Кадырова! И эта эпоха, нравится кому то это или нет, предсказанная чеченскими устазами и овлия, уже вписана золотыми буквами в историю Кавказа и всего Исламского мира, как эпоха возрождения самобытности, духа и веры чеченского народа!
И Вся Хвала Принадлежит Аллаху - Господу миров!
Ислам Сайдаев 14 августа 2019 г.