Шейх Кунта - Хаджи Кешиев, как один из основоположников полиэтничного чеченского народа

Jan 09, 2014 10:18



Много хороших и добрых слов сказано о чеченском духовном учителе (устазе), основателе одного из направлений внутри кадерийского тариката - «зикризма» - Шейхе Кунта-хаджи Кишиеве.
По мимо того, что он является духовным учителем чеченского народа, который в судьбоносный исторический период для всей нации показал своим соплеменникам путь выхода из кризиса, Шейх своим учением стал мерилом праведности и чести, на которого сегодня равняются сотни тысяч его мюридов в России и за ее пределами.
Благодаря исследованиям ученых, работавших по изучению жизни и деятельности Шейх Кунта-Хаджи Кишиева, и в первую очередь благодаря работе Вахида Акаева «Шейх Кунта-хаджи - жизнь и учение», нам сегодня известно о том огромном человеческом подвиге, который совершил Шейх Кунта, спасший свой народ от полного уничтожения в период Большой Кавказской войны 19 века.
Однако, будет заблуждением утверждать, что эпоха Шейха Кунта-хаджи Кишиева миновала. Что сегодня Шейх не оказывает никакого влияния на нашу историю и судьбы. Наоборот, роль досточтимого Шейха Кунта-хаджи (рахимуллах) в наши дни стала еще более значимой. В конце 20-го и на пороге 21 веков, когда чеченский народ «своими вождями»вновь был введен в лабиринт религиозных заблуждений, учение Шейха вновь стало той спасительной нитью, которая подобно нити «Ариадны» вывела наш народ на прямую дорогу.
В судьбоносный для народа момент на политическую арену вступил один из стойких последователей учения Шейха Кунта-хаджи Кишиева, его мюрид, бывший муфтий Чеченской Республики, а после и первый Президент Чеченской Республики - Ахмат-хаджи Кадыров.
История не терпит мифов и не принимает их как доказательную базу в оценке исторических событий. Однако, наш анализ был бы слишком атеистичен, если не принять во внимание мистические знамения, тем более когда речь идет о таком религиозном деятели, как Шейх Ахмат-хаджи Кадыров. Согласно воспоминаниям его родителей и близких, с самого рождения на Шейхе Ахмате-хаджи Кадырове была некая печать избранности, которую может заметить каждый, стоит ему только взглянуть в глаза Ахмата-хаджи на его детской фотографии, которую он нес в своем задумчивом и не по-детски умудренном взгляде всю свою жизнь.
Римляне говорили: «Имя - это знамение». Если опираться на это утверждение представителей великой исторической цивилизации, которые знали толк в науках, то нам совершенно ясно открываются знамения и символы, что были заложены в имени и фамилии Шейха Ахмата-хаджи Кадырова.
Имя - «Ахмат», является одним из имен пророка Мухаммада (да благословит его Аллах и приветствует), указавшего путь спасения всему человечеству, оно несомненно отложило свой отпечаток на судьбу Ахмата-Хаджи, на формирования его мировоззрения, и не мудрено, что Ахмат-хаджи, так же как наш Пророк Мухаммад (С.а.С.), стал путеводной звездой для своего народа. Фамилия же Шейха Ахмата-хаджи -«Кадыров», по воле Аллаха (Свят Он и Велик), точно указывала на «предопределение Аллаха», на ту роль ,которую он должен был сыграть не только в возвышении роли кадерийскоготариката в чеченской истории, но и в будущей судьбе чеченского народа.
Сказанное не означает, что только спасение народа от неминуемой гибели, было одной из основополагающей целей и задач проповедей Шейха Кунта-хаджи Кишиева и последовавших за его учением общественно-политической и религиозных деятелей, таких как наш современник Шейх Ахмат-хаджи Кадыров. Одной из важнейших задач, которую ставил перед собой Шейх Кунта-хаджи Кишиев, и сегодня ставит его верный последователь - глава Чеченской Республики Рамзан Ахматович Кадыров - это продолжение формирования полиэтничной чеченской нации.
Сегодня из уст выдающихся ученых - этнографов и социологов можно услышать фразу: «Чеченцы- это этническая группа», или «Чеченский народ - моноэтничен», что по сути одно и тоже. За этими формулировками кроется не желание познать правду и истину, а желание принизить роль и значение чеченского народа и чеченского общества в формировании прошлой и будущей истории России. Это означает:
во- первых - что мы нетерпимы к представителям других этнических групп или народам и не способны к совместному проживанию в пределах одной ойкумены;
во-вторых - что мы не сформировались, как народ и как нация, а значит находимся на низшем чем другие народы уровне социального и исторического развития;
в-третьих - это означает, что в следствии своего «младенческого состояния», с исторической точки зрения, мы не можем выступать в качестве вождей в полиэтничной российской (русской) нации.
Однако, все эти выводы являются неверными. Если непредвзято взглянуть на нашу историю, и признаться, прежде всего самим себе, что с самого начала чеченский народ формировался, как полиэтничный народ, аккумулировавший в себе представителей соседних народов, которые в различные исторические эпохи вливались в наш этнос и обретали привычную для нас форму в виде «тукхумов» и «тейпов», то становится совершенно ясно, что чеченский народ является не только народом, а сформировавшейся нацией. Достаточно взглянуть в лица представителей чеченского народа, и можно сразу же понять, что в наш народ, , на протижении различных исторических эпох влились представители различных рас и народов. А при более глубоком анализе мы найдем и доказательство того, что множество чеченских тейпов сформировались на основе влившихся в чеченский этнос близкородственных этносов, не только живших с ним по соседству, но и эмигрировавших на Кавказ в далеком историческом прошлом.
К примеру, среди чеченцев известны такие тейпы как «мелардой» - пришлые из соседнего Дагестана, куда в свою очередь они прибыли из Аравии (Шама-Сирия). Известен среди чеченцев тейп «жюкти» - «евреи», которые вероятно являются потомками горских евреев (ашкенази), влившиеся в чеченский народ еще в эпоху Хазарского каганата. Мало известно, что среди чеченцев существуют тейпы которые произошли от грузин - потомков Султана Данияла( правитель Саингело - Султанат - «Эли-су»), являвшегося правителем части грузин исповедовавших ислам. Султан Даниял со своими верными подданными и родственниками переселился в Дагестан, а затем и в Чечню во времена Большой Кавказской войны 19 века. Так же не изучен вопрос с потомками кабардинских князей Анзоровых, переселившихся в Чечню после неудачного похода Имама Шамиля в Кабарду и поселившимися в районе нынешнего Урус-Мартановского и Ачхой-Мартановского районов.
Я уже не говорю о десятках тысячах выходцев из древнего Шама (Сирии), которые в различные исторические эпохи прибывали на Кавказ и вливались в среду аборигенов. История самого Шейха Кунта-Хаджи Кишиева и его рода «г1умхой», восходящего к роду Пророка Мухаммада (С.а.С.) «курайшитам», (которых чеченцы часто путают с «г1умки» - «кумыками» считая их дагестанцами), является наглядным примером того, что мы являемся полиэтничной нацией, формировавшейся не одно столетие и достигшей в наши дни своего пика.
Так вот, подводя итог моему небольшому экскурсу по теме полиэтничности чеченской нации, нужно отметить, что одним из выдающихся религиозных и политических деятелей внесших неоценимый вклад в формирование полиэтничность нашего народа является Шейх Кунта-хаджи Кишиев. Шейх своим примером показал, что чеченцы способны принимать и отдавать должное представителям любого народа, способны не только мирно сосуществовать с соседними народами, но принимать их в свой семью, и самое главное благодаря «вирдовой системе» - системе братства на основе веры, Кунта-хаджи в недалеком историческом прошлом объединял все этнические группы, «тукхумы» и «тейпы», до того не редко враждовавшие друг с другом, в единый народ в единую полиэтничную чеченскую нацию.
Сегодня перед нами стоит задача укрепить и усилить эту полиэтничность чеченского народа, вливанием в него новых этносов, что несомненно обогатит культуру и генофонд чеченского народа, и передать эту эстафету подрастающему поколению наших сограждан.

Ислам Сайдаев 01.01.2014 г.
Previous post Next post
Up