C 6 по 8 октября в г. Грозном Чеченской Республики, в Российском Исламском университете имени Кунта-Хаджи прошла конференция на тему: «Духовно-нравственное воспитание обучающихся в условиях современных вызовов». В конференции принял участие известный чеченский журналист, политого и эксперт по информационному противодействию экстремизму и терроризму, член «Кавказского геополитического клуба» - Ислам Сайдаев. В своем докладе автор делает акцент на некоторые аспекты работы с молодежью, о необходимости выработки общих правил и подходов в информационном противодействии терроризму, а так же подымает проблему пересмотра терминологии в отношении двух чеченских военных компаний. К профилактике экстремизма нельзя подходить спустя рукава. Международный терроризм, который является производным экстремистских проявлений в современном обществе, стал по настоящему глобальной проблемой и мировой угрозой для большинства стран Ближнего Востока, Юго-Восточной Азии, Балкан, Африки и т.д. Не обошла стороной эта угроза и Российскую Федерацию, со всеми входящими в нее субъектами. Особенно актуальной стала эта проблема на постсоветском пространстве, в частности для Кавказского региона, а именно Чеченской Республики и Дагестана. Всему что происходило и в недалеком прошлом в Чеченской Республике и Дагестане, а так же в близлежащих республиках, есть объективные и субъективные причины, и я не склонен к тому, что бы во всех этих ошибках винить сепаратистов и их лидеров, оставляя без внимания других «фигурантов дела». Хотя, конечно же на них лежит большая доля ответственности за происходившие события, как и на руководстве Российской Федерации того периода, в лице Бориса Николаевича Ельцина. Как говорит наш хороший знакомый ветеран двух чеченских военных компаний: «Причина войн заключается в том, что мужчины не смогли договориться друг с другом». В данном конкретном случае речь идет о Джохаре Дудаеве и Борисе Ельцине, так как амбиции обоих сторон конфликта превосходили их возможности, блокировав ту часть головного мозга, который отвечает за здравый смысл. Вполне возможно, что эта часть мозга у некоторых сторон конфликта к тому времени и вовсе атрофировалась. Как утверждают ученые в области нейрохирургии, каждая выпитая рюмка спиртного убивает у человека миллиарды нейронов мозга отвечающих за логическое мышление. Это то, что касается субъективных причин, а что же касается объективных, то во все времена при развале империй, внутри ее элит, возникал конфликт интересов, в результате которого происходил раскол элит. В итоге, каждая из сторон начинала привлекать на свою сторону народные массы, что впоследствии приводило к гражданской войне. И если, мы будем судить о происходивших в России событиях, с точки зрения науки о социальных явлениях, то нам станет ясно, что никакого противостояния Чеченской Республики и чеченского народа с Российской Федерацией и русским народом не происходило. На самом же деле, Чеченская Республика и сопредельные с нею регионы Северного Кавказа стали ареной противоборства двух политических, и даже можно сказать двух цивилизационных систем: уходящего в прошлое Советского Союза (коммунистической системы), интересы, которой пытался защитить бывший советский генералитет, стоявший за Джохаром Дудаевым, и «новороссийской» капиталистической системы в лице Бориса Николаевича Ельцина, за которой стоял прозападный, а точное проамериканский олигархат. Таким образом, можно с уверенностью утверждать, что события в середине 90-х г. в Чеченской Республике можно и нужно считать не противостоянием двух субъектов международного права: Чеченской Республики Ичкерия и Российской Федерации, а как гражданскую войну, которая, кстати говоря, началась не со штурма г. Грозного в 1994 году, а с октября 1993 года, с расстрела «Белого дома» в г. Москве. Что было первой попыткой западников и олигархата новой России в недопущение реванша и реанимации СССР, после провала августовского путча 1991 года. Все это я рассказываю к тому, что без правильного понимания причин, того, что происходило в прошлом, и происходит сейчас, нам не найти действенные методы противоборства и противодействия национальному и религиозному экстремизму. И как многие уже поняли, я стою на позиции более глубокого и скрупулезного анализа и изучения данной проблемы, в отличие от тех, кто привык следовать общепринятым объяснениям, подбрасываемым, словно вирусы в экспертную среду нашими врагами для раскола нашего общества изнутри. Дело в том, что некоторые так называемые эксперты по противодействию терроризму, по сути таковыми не являются, а представляют собой лоббистов определенных национальностей и религиозных групп, «пятой колонной» на теле многонационального и многоконфессионального российского народа. Целью этих лоббистов является навешивание ярлыков мусульманскому населению России, чтобы зародить у них чувство вины, для того, чтобы «педалируя» этим чувством не дать мусульманам России занять достойное место в жизненноважных сферах нашего Отечества. Как утверждают эти лоббисты в экспертной среде, сепаратизм и последовавший за ним экстремизм возник на религиозной почве, якобы неприязненного отношения горцев - мусульман к России и к русским (то - бишь христианам), в силу многовекового противоборства и одних с другими. Якобы виной мировой нестабильности и роста радикализма в мире являются концепции «джихада», чуть ли не ставящая религию мусульман в один ряд с человеконенавистническими идеологиями. Что якобы в чеченском обществе эта ненависть к русским и христианам еще и усугубляется местными обычаями кровной мести, и институтом «газавата» зародившимся в недалеком прошлом во времена Большой Кавказской войны. Подобный подход к данной проблеме автоматически возлагает всю вину и ответственность за происходившие события на чеченский народ и поддержавший чеченский сепаратизм народы Кавказа. Эта точка зрения, конечно же, является ошибочной, и даже более того, сама эта идея содержит в себе элементы ксенофобии и экстремизма. А по сему, в связи с выше изложенным, возникает первый вывод: Явления, приведшие к возникновению на постсоветском пространстве, и в мире экстремистских проявлений, в некоторых регионах проявляющегося в виде откровенного терроризма и войны, это сложный процесс который требует более глубокого и серьезного изучения. А это означает, что и заниматься профилактическими мерами в этой сфере должны квалифицированные специалисты, имеющие знания в области истории, социологии, психологии, религии. Когда, как на поверку оказывается, что профилактикой экстремизма и терроризма, как и духовно-нравственным воспитанием подрастающего поколения в нашей республике, зачастую занимаются люди далекие от этих сфер, как по-своему уровню образования, квалификации, так и по духовно-нравственным показателям. Вторым, важным аргументом в борьбе и профилактики экстремизма и терроризма является «правда». Конечно, с точки зрения ислама, в борьбе с врагом, можно применять некоторую хитрость и уловки, так как, согласно хадису Пророка Мухаммада (да благословит его Аллах и приветствует), - «Война - это хитрость». Мы, сегодня с вами находимся в зоне боевых действий, в войне с международным терроризмом. Особенность и коварство этой войны заключается в том, что эта война ведется не столько на определенной территории, сколько в сердцах и умах нашей молодежи, и даже некоторой части взрослых. Однако, хитрость о которой сказано в этом хадисе не имеет ничего общего с ложью, которая порою льется из уст горе-идеологов и пропагандистов, в попытке ублажить уши надзорных органов. То есть, если хитрость разрешена во время борьбы с врагом, то ложь для мусульманина является запретной, даже, если речь идет о войне с таким коварным противником, как экстремизм и терроризм. Пример первого президента Чеченской Республики, героя России Ахмат-Хаджи Кадырова (Дала г1азот къобала дойла цун), который сказал: «Мое оружие, правда…», на деле показал свою эффективность и доказал, что перед правдой не может устоять ни один противник. А по сему, самым эффективным оружием в борьбе с международным терроризмом и экстремизмом, является правда. И в первую очередь - правда о настоящем исламе, как она есть. То есть, вторым правилом и эффективным оружием в борьбе с международным терроризмом, является - «правда», как и завещал нам первый президент Ахмат-Хаджи Кадыров. Как я уже писал в одной из своих статей: - «чтобы победить ложный ислам, нужно дать возможность показать людям ислам настоящий». То есть, разрешить проповедовать истинный ислам в тех регионах, где живет мусульманское население, а это практически вся территория современной России. Однако, на практике мы видим, что власти в различных регионах России, чуть ли не каждый раз, при первой же возможности (якобы по жалобам местных жителей), принимают решения о сносе уже действующих мечетей, как это было в прошлом году в Калининграде, так и запрете на строительство уже запланированных культовых объектов, как это было в Санкт-Петербурге и Ставропольском крае. Если бы некоторые региональные власти так же быстро реагировали на заявления жителей, в отношении фактов вопиющей несправедливости и произвола чиновников, как это они делают в отношении просьб о запрете и сносе мечетей, то наша страна стала бы самым правовым государством в мире. Второй вывод, который напрашивается из выше изложенных фактов, нашедших подтверждение на практике, состоит в том, что нужно быть честным и в отношении с противником, говоря о его ошибках и несправедливости, а значит, что не следует навешивать на противников ярлыки и рассказывать про них небылицы. Так же нужно быть честными и с самим с собой, то - бишь, не стоит бороться с исламом и мусульманами под видом борьбы с международным терроризмом и экстремизмом, как это пытаются делать некоторые известные чиновники, политики и эксперты федерального уровня. Не стоит забывать, что одной из причин сепаратизма чеченцев являлось именно несправедливое обвинение чеченцев в пособничестве врагу во времена Великой Отечественной войны, в результате чего весь наш народ был подвергнут тотальному выселению на чужбину. И эта обида и злость вырвалась наружу спустя почти 50 лет. В социологии этот феномен имеет название как «отложенный бой» или «отложенное сражение». То есть, говоря аллегорией: «прежде чем лечить болезнь, нужно понять ее причины». Ибо, если мы не поймем причину этой социальной болезни (поставим неправильный диагноз заболевания), то и изберем неправильный метод лечения. В итоге может случиться так, что пока мы будем лечить несуществующую болезнь, реальная проблема не только не будет вылечена, но и даст своими метастазы по всему организму, что приведет к летальному исходу. В этой связи, вновь идут на память слова Ахмат-Хаджи Кадырова, которые он говорил еще, будучи муфтием ЧРИ: «Террористы - это «собаки Аллаха», которых он спускает на мусульман, отошедших от своей религии». Следуя этому напоминанию Ахмат-Хаджи, может, стоит задуматься о том, а не в нас ли самих проблема?! Сегодня мы говорим, что ответственность за воспитание ребенка лежит на его родителях, что соответствует сунне пророка Мухаммада (да благословит его Аллах и приветствует). Однако, когда мы говорим о террористах и сектантах то почему-то забываем, что они вышли из нашей среды. Это поколение моих сверстников и последующее поколение, которое сегодня находится в составе НВФ на Ближнем Востоке. Во времена наших дедов террористов не было, и ими не были их дети, а значит, этих террористов воспитали наши отцы и воспитываем мы с вами. Может, стоит задуматься, что же мы делаем не так, если из нашей среды появляются «собаки Аллаха», которых он насылает на нас?! И стоит ли нам вести себя так же, как ведут себя эти «собаки»? Порой, слушая речи некоторых наших проповедников мне кажется, что у меня дежавю, так как их речи ничем не отличаются от речей тех, экстремистов, которых я слышал еще в Ичкерии. Они так же бескомпромиссно призывали убивать своих противников - суфиев, как это сегодня делают некоторые наши проповедники в отношении их. Истина же заключается в том, что экстремизм не бывает «правый» или «левый», «хороший» или «плохой», в зависимости от того в чьих устах он звучит. Экстремизм всегда остается экстремизмом, звучит он в устах грешника или праведника! Тут сами собой вырисовываются контуры следующего правила, которого следует придерживаться в борьбе с экстремизмом. То есть: «если тебя укусила собака, это не значит, что мы должны кусать собаку в ответ». На то она и собака, чтобы кусать. Это не путь Пророка Мухаммада (да благословит его Аллах и приветствует), не путь Кунта-Хаджи (да очистит Аллах его святость), и тем более не путь Ахмата-Хаджи Кадырова (Аллахьо г1азот къобал дойла цун). Не лучше ли хорошенько подумать и осмыслить: «зачем на нас Аллах послал этих собак?» Может Он (Свят Они и Велик), хотел нас за что-то наказать? А может Он этим хотел нас разбудить от спячки, в которой мы прозябали семьдесят лет советской власти, от которой некоторые не проснулись и до сих пор. Может нам пора найти золотую середину, а не впадать из крайности в крайность?! Сайдаев Ислам 5 октября 2020 г.