Муфтий Абхазии: «Повторение украинской трагедии у нас невозможно» (ЭКСКЛЮЗИВ)

Sep 22, 2014 21:04





Муфтий Абхазии: «Повторение украинской трагедии у нас невозможно» (ЭКСКЛЮЗИВ)

Ранее по теме: Абхазский кризис - экспорт «майдана»?

Современный мир, раздираемый на части во всех уголках Земного шара всевозможными конфликтами, зачастую подогреваемыми заинтересованными группами лиц, давно уже перестал быть нашим общим безопасным домом, в котором каждый может чувствовать себя спокойно. И хотя все прекрасно понимают, что любое противостояние - это не более чем надуманная, спровоцированная и манипулируемая борьба за ресурсы, территорию и власть - огонь ненависти и вражды с каждым днем разгорается всё сильнее и сильнее.


Военные столкновения с применением самых современных и высокотехнологичных средств уничтожения себе подобных уже в скором будущем поставят под вопрос само существование рода человеческого. Неужели в нас, представителях разных народностей, рас, религиозных сообществ и социальных групп, различий, способных оправдать уничтожение друг друга, больше, чем общего? Неужели мы настолько очерствели, что не видим в своём ближнем, прежде всего, человека, с его неотъемлемым правом на жизнь? Сколько раз нам необходимо наступать на одни и те же грабли, чтобы понять - у нас нет другого места, куда мы могли бы убежать, после того как превратим Землю в безжизненную пустыню, выжженную и залитую реками крови!? Когда же мы, наконец, поймём, что война из-за цвета кожи, разреза глаз и веры в единого Бога, которого мы просто называем по-разному - это путь в бездну!? И сохранились ли ещё где-нибудь в нашем виде животного царства примеры толерантного и уважительного отношения к человеку, отличающегося только тем, что он думает иначе?

Да, такое место есть! Приютившаяся на склонах Кавказских гор и омываемая водами теплого Черного моря, маленькая и невероятно красивая страна Абхазия, двадцать лет назад завоевавшая свою независимость, но до сих пор признанная только лишь четырьмя государствами, сегодня демонстрирует всему миру свой уникальный опыт теплого братского сосуществования представителей различных культур, национальностей, конфессий. Населённая сегодня представителями более чем 60 народностей, Абхазия не только не знает противостояний на этнической и религиозной почве, но и успешно развивает культуру тех народов и религиозных групп, которые в настоящий момент являются в стране меньшинствами. Известно, что Абхазия по своему религиозному составу в подавляющем большинстве населения страна христианская, состоящая в основном из православных христиан. Однако о каком-то притеснении других религий говорить, к счастью, не приходится.

Вот как прокомментировал текущую ситуацию в республике Председатель ДУМ Абхазии, имам мечети г.Сухум Салих Кварацхелия.

- Достаточно большой процент жителей Абхазии позиционирует себя как мусульмане. Да, это не всегда хорошо образованные в религиозном аспекте люди, но сохранилось исламское самосознание. Это абхазы, турецкая диаспора, репатрианты из Турции и Сирии, представители северокавказских народов, мигранты из стран Средней Азии, а также принявшие ислам русские. В Абхазии всего две мечети - в Сухуме и Гудауте, они, к сожалению, не могут вместить всех желающих. Но мечети открыты всегда - на 5-кратный намаз, джума. Стараемся проводить образовательные занятия, издавали свою газету. ДУМ РА поддерживает контакты с духовными управлениями мусульман России, а также с Управлением по делам религии Турецкой Республики, в том числе и с представителями многотысячной абхазской диаспоры в Турции по различным религиозным вопросам. Наша приоритетная задача - исламское просвещение, несколько наших ребят учатся в Турции, планируем привлечь для работы мусульман, обучавшихся в Египте.

- Какова обстановка в межконфессиональной сфере?

- В этом вопросе проблем нет. Население Абхазии очень толерантно. Каждый свободно исповедует религию, которую считает истинной. Возрождаются все религии. Вражды между людьми нет, между нами очень тесные связи - родственные, дружеские. Ни на религиозной почве, ни на политической не возникает разногласий, которые бы приводили к противостояниям. В своем роде это уникальный опыт терпимости и толерантности. Важными понятиями в жизни абхазов являются скромность, стыдливость. Каких бы взглядов ни придерживались, разумных граней никто не переходит.

Важным моментом добрососедских отношений представителей различных религий является и тот факт, что меньшинства не только не притесняются, но и получают всестороннюю поддержку и помощь со стороны большинства. Так, например, врачам-мусульманам созданы условия, чтобы они могли молиться на рабочем месте, готовится халяльная пища во время их дежурств.

- В эти дни Абхазия едва не столкнулась с проблемой, очень напоминающей ситуацию на Украине - с политическим кризисом, повлекшим за собой добровольное сложение с себя полномочий теперь уже бывшего президента республики Александра Анкваба. Какую позицию заняли в этом процессе мусульмане Абхазии?

- Мы - религиозная организация, и не занимаемся политикой. В то же время, как со стороны оппозиции, так и представителей власти находятся мусульмане в том числе. Мы не вмешивались и никакого активного участия в этих процессах не принимали. Мы всегда считали и считаем, что никакие перевороты, противоправные действия, приводящие к дестабилизации ситуации в стране, в обществе недопустимы. Это наша четкая позиция. Я обратился к народу с призывом проявлять выдержку, благоразумие, мудрость. Представителей власти и оппозиции я просил пойти на уступки, чтобы с честью выйти из сложившейся ситуации. Стоит отметить, что наш парламент постарался перевести данное противостояние в правовое поле, что способствовало стабилизации обстановки. Легитимное решение данного вопроса - самый лучший выход, а на президентских выборах народ сможет выразить свою волю. Бывший президент (Александр Анкваб - прим. ред.) был законно избранным президентом, его своими голосами поддержало большинство населения. И, несмотря на некоторые возможные просчеты или ошибки в государственных делах, он являлся лицом нашей страны. Можно сколько угодно критиковать, но все должно оставаться в конституционных рамках. Но с учетом сложившейся ситуации, для общей пользы необходим компромиссный вариант. Как гражданин Абхазии, я обязательно проголосую на президентских выборах, это моя страна, мне здесь жить и работать. Да у нас очень много проблем, и мы стоим в начале пути нашего развития, но главное наше достояние и милость Всевышнего - мы свободны, без притеснения можем исповедовать и проповедовать свою религию. А возможности - Аллах даст, будут. Мы спокойно поклоняемся Всевышнему, проповедуем ислам - это самая большая милость Всевышнего. Я убежден, что повторения украинской трагедии у нас невозможно, Аллах лучше знает. Огромной заслугой Александра Анкваба является то, что мотивом его действий было не допустить дестабилизации обстановки и сохранить мир. Он проявил политическую мудрость, думая о своем народе.

С каждым годом в Абхазии возрастает интерес к исламу, изучению религии и применению ее норм в повседневной жизни. Ислам в Абхазии имеет глубокие корни. А его возрождение началось в 1990-е годы. Мусульмане республики гордятся тем, что первый президент, которому принадлежит ведущая роль в национально-освободительном движении народа Абхазии и формировании молодого Абхазского государства, - Владислав Ардзинба, всегда считал себя мусульманином. Первая мечеть была открыта в Гудауте. В 1999 году по инициативе мусульман Абхазии и абхазской диаспоры Турции, при поддержке Президента Владислава Ардзинба в республике было создано свое Духовное управление мусульман. В частности, наш первый президент, как профессиональный востоковед, подчеркивал, что ислам является интегральным элементом абхазской истории и культуры. В столице Абхазии, г.Сухум, также было выделено здание под мечеть. И сегодня здесь звучит азан, совершаются молитвы, звучат проповеди. Важнейший священный праздник Ид аль-Адха (Курбан-байрам) объявлен в Абхазии государственным праздником.

- Благодарим за беседу!

Юлия Порше, Сухум, фото автора

Салих Кварацхелия, Статья

Previous post Next post
Up