О. БАЙКАЛОВА: А вообще в мусульманском мире много симпатизантов Исламскому Государству?
Г. ДЖЕМАЛЬ: Я думаю, очень много.
О. БАЙКАЛОВА: Почему?
Г. ДЖЕМАЛЬ: А потому что они выражают прямым текстом те цели и задачи, которые вписаны в матрицу абсолютного большинства мусульман, то есть это воссоздание политической субъектности исламского пространства, исламского мира. А эта политическая субъектность или то, что от неё оставалось на этот период, была утрачена в 1924 году, когда по решению Севрского трибунала, урегулировавшего наследие стран, которые потерпели поражение в Первой мировой войне, Османский халифат прекратил своё существование. Османская империя - чуть раньше. Потому что политически Османская империя - это мирское государственное образование. А халифат - это духовная надстройка. Она протянула, по-моему, года два после упразднения империи.
И вот уже 90 лет исламский мир живёт без халифата. А до этого 14 веков он жил внутри халифата. И очень мощная волна возмущения, горечи, ностальгии и так далее поднялась после этого, потому что после 1924 года пространство, оставшееся после Османской империи, халифата было разделено западными державами, протектората в виде Ирака, Сирии и так далее, нарезка на национальные государства. Это так называемый неоколониальный или постколониальный период, но период контроля. Поэтому все эти национальные секулярные государства с патерналистскими автократическими лидерами вызывают глубокую ненависть у народов, у исламского…
И, естественно, здесь часто можно услышать экспертов, которые говорят, что происки ЦРУ развалили прекрасные национальные государства, вызвали хаос и так далее. Дело в том, что эти национальные государства возникли вчера или позавчера максимум. И ненависть к ним и желание их развалить является перманентной установкой большинства населения. Потому что такое патерналистское автократическое государство с лидером - отцом нации типа Насера, Каддафи и так далее во главе? Это клановое бюрократическое государство. Как правило, оно связано с меньшинством. Даже в Ираке оно было связано с меньшинством, хотя это суннитское, но меньшинство тоже было в основе Баас. А в основе Баас сирийского это алавитское меньшинство. В Ираке просто шиитов большинство. Но и там ухитрились поставить Саддама, который, кстати, то, что он был суннит, не мешало ему вложить в задачу партии Баас в качестве её программы построение безрелигиозного общества, и религия - это как главная цель борьбы и тема её уничтожения.
http://govoritmoskva.ru/interviews/888/