Click to view
Выходец из Абхазии Абдур-Рахман Гюрсес - главный чтец Корана в Стамбуле
Абдур-Рахман Гюрсес - один из главных чтецов Корана в Турции на протяжении десятков лет
На протяжении десятков лет главным чтецом Корана в Стамбуле был абхаз Абдур-Рахман Гюрсес (Агумба).
Слово «мухаджир» на арабском языке означает «вынужденный переселенец», оно, конечно, в первую очередь связано с переселением нашего Пророка Мухаммада и его сподвижников из Мекки в Медину. Трагические события 19 в. на Кавказе придали этому слову новую нагрузку - так, в абхазском языке этот термин (амхаджьыр) приобрел значение «беженец, изгнанный с родины». Кавказская война, многочисленные потрясения, неудачи в восстаниях привели к тому, что целые области, населенные абхазами опустели в результате нескольких волн массового переселения в Османское государство. Горные и прибрежные области Дал, Цебельда, Псху, Садзны, Ахчипсоу, Аибга почти полностью опустели.
Почти такая же участь постигла селения Гумской части Абхазии, окружающие город Сухум. Бзыбская и Абжуйская Абхазия пострадали не намного меньше - многие тысячи переселенцев, куда входили представители всех традиционных абхазских сословий, покидали свою родину на турецких суднах. Болезни, лишения, трудности приспособления на новых местах, высокая смертность - то, что с чем пришлось столкнуться большинству мухаджиров из Западного Кавказа - абхазам, убыхам, адыгам. В числе переселенцев оказалась и семья переселенца из абжуйского селения Джгерда Коран-хафиза ходжи Саида Агумба (Гюрсес).
Вместе с другими абхазами он поселился в селе Соук-Су, в районе Хендек, возле города Адапазары (провинция Сакарья), назвавшими между собой свое новое место жительства по имени родного абхазского села - Джгерда. Саид Агумба всю жизнь прослужил имамом в мечети села Соук-Су, читавшим ва’азы (проповеди) для односельчан. В семье Саида в 1902 г. родился сын Абдуррахман, который к 13-14 годам стал хафизом (выучил Коран наизусть), обучившись искусству чтения Корана у отца. Два года Абдуррахман читал Коран для жителей деревни, а в 15 лет делал это уже в мечетях города Хендек.
Член Шариатского суда Абдуррауф-ходжа, прослушав молодого чтеца, дал высокую оценку его способностям и предложил продолжить обучение у него. В семнадцать лет Абдуррахман Гурсес получил уже официальный статус Коран-хафиза с разрешением на преподавание (иджаза). Проведя еще несколько лет в Хендеке, он отправился в Стамбул, где поступил в медресе. После подавления, направленного против секуляризации Турции, мятежа в Менемене в декабре 1930 года и прокатившихся по всей стране репрессий, в числе 500 религиозных деятелей был задержан и Абдуррахман Гюрсес. Из арестованных 32 человека были казнены. Абдуррахман был приговорен к 1 году лишения свободы и временному запрет на государственную и административную работу.
После выхода из тюрьмы и окончания медресе он возвратился в Хендек, а затем в 1934 году вновь переехал Стамбул, где поселился в Ускюдаре. Здесь Абдуррахман Гюрсес совершенствовался в чтении Корана у имама мечети «Селимие» Фехми-эфенди.
В 1938 году Абдуррахман стал имамом мечети «Михримах» исторического квартала Эдирнекапы в районе Фатих, однако уже через месяц был переведен по запросу в мечеть «Тешвикийя». С 22 мая 1944 года Абдуррахман Гюрсес был назначен имамом в одной из самых важных и известных мечетей Турции - «Баязит», где проработал более 40 лет. Одновременно он на курсах Корана в другой стамбульской мечети «Нур Османия» за многие года он подготовил большое количество учеников - чтецов Корана.
Абдур-Рахман Гюрсес официально носил титул в Турции Райс-уль-курра (главного кари - чтеца Корана). 6 июня 1979 года официально вышел на пенсию, но по-прежнему продолжал преподавать. Так, с момента открытия в 1976 г Центра воспитания Хасеки Управления по делам религий, вплоть до своей болезни в 1998 г., Абдуррахман Гюрсес регулярно проводил занятия в этом учебном заведении. Он автор трудов о чтении Корана, в том числе «Таййибет-ун-нашр», состоящего из 1019 бейтов. Абдуррахман Гюрсес был также и хаджи - совершившем хадж в Мекку.
10 августа 1999 года Абдуррахман Гюрсес отошел в мир иной. Его тело было погребено на следующий день после смерти. Во время похорон на джаназа-намазе в саду мечети «Баязит», где он прослужил имамом значительную часть своей жизни, приняло участие около 10 тысяч человек.
Выходец из Абхазии Абдур-Рахман Гюрсес - главный чтец Корана в Стамбуле
Click to view
Обладавший глубокими знаниями арабского языка и подготовивший сотни и тысячи учеников Абдуррахман Гюрсес занял высокое место в ранге чтецов Корана. В записи о науке чтецов Корана он числится как 40-й чтец. Это означает, что и через тысячи лет по вручении разрешения очередному чтецу имя Абдуррахмана Гюрсеса будет упоминаться как 40-го чтеца. Абдуррахман Гюрсес был очень аскетичен в жизни, в своей работе он сохранил духовную сторону дела и не покорился материальному миру. Его называют одним из последних чтецов Корана, воспитанных Османской империей, он был ярким представителем старой стамбульской школы чтения Корана.
Как сказал один из видных специалистов Турции в области фикха и акыды, бывший муфтий Мехмет Эмин Коч: «Мой преподаватель Абдуррахман Гурсес ходжа был прекрасным человеком, одним из высоко профессиональных чтецов Корана в редком стиле Ашере Такриб Таййибет -
Пример жизни Абдуррахмана Агумба (Гюрсес) - образец для праведного мусульманина. Этот образ разрушает встречающееся иногда в современной Абхазии мнение о том, что потомки абхазов-мухаджиров в Турции и странах Ближнего Востока не религиозны. Другие примеры не менее показательны. Более 50 лет прослужил имамом, из них 23 года (с 1974 по 1997) в стамбульской мечети «Учбаш Джами», другой потомок мухаджиров из Абхазии Юнус Папба (Дуран).
Во время поездки в Турцию муфтия ДУМ Республики Абхазия Салиха Кварацхелия преподаватель чтения Корана из города Болу Хеммет Ченер в личной беседе рассказал, как некоторое время назад к нему на занятия пришли абхазы - 70-летний дедушка и совсем юный внук, и за короткий срок (в течение 6 месяцев) оба стали Коран-хафизами.
В завершение приведу слова выдающегося абхазского историка, педагога и общественного деятеля советского периода Георгия Дзидзария из его очерка «О поездке в Турцию»: «Мусульманская религия среди турецких абхазцев имеет большую силу; дело доходит даже до фанатизма».
http://islam-today.ru/islam_v_mire/turcia/vyxodecz_iz_abxazii_abdurraxman_gyurses__glavnyj_chtecz_korana_v_stambule/