Одной из самых незаурядных и влиятельных личностей в истории Абхазии является Кац Маан. Это был дворянин, который происходил из рода Маан Хыбр-Ипа. Кац родился в 1766 году. После произошедшего переворота, свержения с места владетеля Асланбея и водворения проимперского Сафарбея-Георгия, Кац Маан поддержал старшего брата Асланбея, законного владетеля Абхазии. Кац Маан участвовал в активных действиях против имперских захватчиков и их ставленника-владетеля. Законный владетель Асланбей со своей гвардией в то время скрывался на земле джигетов, в Малой Абхазии (в районе Мацесты), откуда совершал рейды на оккупированные территории. Во время одного из таких выступлений произошли драматические события, описанные генералом Ф.Ф.Торнау. При столкновения с царскими войсками, сторонники Асланбея Чачба, в том числе и Кац, приняв неравный бой с имперскими войсками, забаррикадировались в Лыхненском храме. В результате резни, устроенной русскими солдатами в церкви, была уничтожена вся партия сторонников Асланбея. Все это произошло на глазах Каца. Из погибшей партии уцелел лишь он один, раненый, удачно скрывшийся в хорах церкви.
Однако, политический расклад складывается так, что вскоре Кац Маан оказывается в противоположном лагере - ему предлагают стать наставником и опекуном нового владетеля, юного Михаила, сторонником имперской власти, и он соглашается. Кац Маан, оказавшись среди сторонников российской политики, имел значительно влияние на становление Михаила Шервашидзе, и являлся первым министром при дворе владетельного князя Абхазии. В то время, царская власть старалась всеми силами привлечь на свою сторону часть влиятельной кавказской аристократии, противопоставляя ее отрядам восставших горцев-мусульман. Одним из таких поощрений была раздача чинов, нередко весьма значительных. Кацу Маан также был пожалован чином генерал-майора русской армии, чтобы окончательно привлечь его на сторону имперской власти.
После изменения ситуации в 50-60-х гг. XIX в., вновь кардинально меняются и взгляды Каца Маана. Видя новый виток борьбы адыгов за независимость, он открыто возвращается в Ислам и вновь становится сторонником независимости Абхазии от Российской империи. В 1855 г., абхазские махаджиры, причалившие к Абхазии чтобы поднять восстание, назначают Каца Маана пашой Самурзакани. Известны и братские отношения Маана с лидером воюющих убыхов Хаджи Берзеком Керандухом, женатым на родной сестре Каца. Однако чаяния и надежды мусульман не оправдываются, после окончания Кавказской войны в 1864 г. имперская власть перестает нуждаться в симпатиях горцев и ликви-дирует Абхазское княжество - последнее на Кавказе, а воспитанника Маана, владетеля Михаила, высылают в Россию. По видимости, многие факторы - горе, разочарование, раскаяние, надежда на спасение, становятся причиной усиления религиозных чувств вернувшегося в ислам Каца Маана. Он выстраивает в Гудауте фамильную мечеть и столетним стариком совершает хадж, в 1866 г. с большим трудом (из-за политической обстановки) возвратившись на родную землю. Кац Маан в том же году умер и был погребен в парке в центре Гудауты. Считается, что позже он был перезахоронен в родовом селении Маанов - Хуап.
Многие родственники-дворяне из фамилии Маан сохраняли преданность султану-халифу и, будучи мусульманами, выступали против имперской политики на Кавказе - например, сын Каца Камлат Маан. А воспетый в героической народной песне внук Озбак Маан - храбрый абрек, один из лидеров восстания 1877 г. Верным мусульманином был и родной брат Каца, известнейший в Абхазии дворянин Хасан Маан, также убежденный противник власти самодержавия.
На фото слева - Кац Маан во время службы Российской Империи.
На фото справа - Кац Маан крайний слева
http://vk.com/wall-84628409_420