Жестокие уроки кавказской войны еще не до конца осознаны нами
Уход известного салафитского проповедника Надыра абу Халида в ИГ и избрание нового лидера Имарата Кавказ… Эти события последних полутора недель заставили аналитиков вновь вернуться к оценкам самых драматичных страниц новейшей истории Кавказа.
В данном материале я буду намеренно сгущать краски и более выпукло показывать отдельные факторы. Для того, чтобы картина произошедшего на Кавказе, предстала в более контрастном виде.
Чудовищная провокация
Напомню, что вся эта «каша» начиналась с чудовищного предательства федеральных чиновников и генералитета по отношению к одному из народов России - чеченцам. В первые годы после развала Союза пробивные чеченцы заняли практически все ключевые позиции в полуразвалившейся стране, включая и кресло главы Верховного Совета.
Обойти их в обычной конкуренции не представлялось возможным. И тогда в российской олигархической верхушке родилась чудовищная идея - война. Для того, чтобы гарантировано выбить чеченцев со всех ключевых политических и хозяйственных постов.
Целенаправленное внедрение в красную еще Чечню боевого генерала Дудаева… Вывод всех российских воинских частей из мирной еще республики… Оставление российскими военными всех оружейных арсеналов в Чечне, включая стрелковое оружие, бронетехнику и самолеты…
Все это - были звенья одной предательской цепи чудовищных провокаций со стороны части российского чиновничества и генералитета по отношению к самому легко-уязвимому народу нашей страны.
Это был первый фактор, начавший менять сознание Кавказа, еще до появления Имарата. Чечня, как и все остальные республики, увидели, что федеральное чиновничество в те годы цинично, слабо и абсолютно развращено.
Неизбежная и стремительная исламизация
Стремительная исламизация захлебывающейся в крови Чечни была неизбежна. Лишнее тому доказательство мы видим в Сирии и Ираке. И там, и в Чечне, начало войны режима со светской оппозицией привело к ее перерождению в моджахедов.
Война в Чечне стала самым мощным и стремительным катализатором глубинной реисламизации как чеченского, так и соседних народов - дагестанского, ингушского, кабардинского, карачаево-балкарского.
Все еще «совковый» в своей основе Кавказ под влиянием войны в Чечне поменял свою идеологическую «прошивку», буквально за несколько лет. Хотя в мирное время этот процесс растянулся бы на десятилетия.
Это был второй фактор, подготовивший Кавказ к появлению Имарата. Поскольку вопрос объявления на Кавказе отдельного государства под исламскими знаменами - оставался лишь вопросом времени…
Запрос на политический протест
Параллельно с ре-исламизацией происходило и политическое возбуждение Кавказа. На глазах наших народов происходили невероятные события. Обрушение Советской сверх-державы, крах КПСС, начало войны против одного из народов страны, чудовищная криминализация элиты в Москве и в регионах.
Стремительное расслоение еще «совкового» Кавказа на нищих и олигархов, прорыв вчерашних воров в республиканские парламенты и правительства, торговля оружием и наркотиками, начавшаяся криминальная война на улицах кавказских столиц, заказные убийства и взрывы, растущий беспредел силовиков…
Все это привело к рождению невероятного по своему заряду политического протеста в глубинах кавказского общества, тысячелетиями державшегося на принципах социальной справедливости. Особенно высокой концентрация этого протеста была в среде молодежи.
Однако, все легальные пути для выражения этого протеста в республиках Кавказа оказались закрыты криминальной элитой. Наэлектризованная молодежь сначала кинулась озвучивать свой протест через возрождающиеся национальные движения.
Но самым эффективным и быстрым молодежи показался тот путь, который предлагал им нарождающийся Имарат - прямой отстрел всех, в ком идеологи Имарата видели врагов. А именно силовиков, чиновников, судей и министров.
Это был третий фактор. Он связан с тем, что именно Имарат, а не власти, сделали кавказскую молодежь самым влиятельным участником политического процесса в регионе. Вложив в руки молодежи оружие и направив ее на радикальное переформатирование общества.
Запрос на интернационализацию
На Кавказе никогда не было национальностей. На протяжении веков все здесь были горцами и мусульманами. Национальности, в полном смысле этого слова, на Кавказе появились в советский период.
А вместе с ними на Кавказе появилась и национальная рознь. Апогеем этого разделения Кавказа по национальным квартирам стал взлет в 90-е годы ХХ века национально-политических движений и этнополитические конфликты.
Однако, при растущем национальном разделении в глубинах кавказского общества рождался и обратный запрос - на объединение народов региона. Власти этот запрос упустили. А Имарат оказался единственной силой, которая предложила свою модель объединения Кавказа - под черными знаменами джихада. Это четвертый фактор.
Запрос на глобализацию
Крах СССР совпал с тем, что мир стал глобальным, прозрачным и доступным любому желающему. Возможность летать в любую страну, получать образование в любой мировой столице, делать карьеру в любой международной корпорации - все это стало доступным и российской молодежи с крахом Союза, кроме сельской и глубоко религиозной молодежи Кавказа.
Причина была в том, что коррупция в системе образования и общий рост исламофобии в стране и в мире закрыли этой молодежи все социальные лифты для самореализации на мировом уровне.
Растущее несоответствие между амбициями и невозможностью самореализации мусульманской молодежи Кавказа порождало в ее среде чудовищное напряжение и разочарование. И этим напряжением первым воспользовался именно Имарат.
Именно Имарат втягиванием в свои ряды иностранных боевиков и выбрасыванием огромного количества кавказской молодежи за рубеж придал конфликту на Кавказе глобальный характер. А своих боевиков Имарат сделал глобальным игроком, к которым за интервью в очередь стояли все мировые СМИ. Это четвертый фактор.
Кровавый урок
Имарат оказался единственной силой на коррумпированном Кавказе, предоставившей молодежи региона смертельные, но самые быстрые каналы самореализации самых радикальных ее амбиций.
И в этом заключается самый страшный урок для кавказских и российских властей. В ситуации пассионарного толчка невозможно удержать растущее цунами молодежной активности. Оно будет прорываться наружу через большую кровь.
Эту растущую пассионарность можно только направлять в более конструктивное русло. Российские и кавказские власти осознали это слишком поздно. После того, как «Имарат» породил самое страшное оружие - живые бомбы на улицах Москвы и Волгограда.
Хоть и поздно спохватившись, Москва начала отвечать на технологии Имарата такими же проектами. На учебные лагеря боевиков под Сержень-юртом - молодежными лагерями в Машуке и Архызе…
На международную пропаганду боевиков - созданием спутниковых телеканалов, вещающих на весь мир, РГВК «Дагестан», ЧГТРК «Грозный» и «Архыз-24»… На подготовку молодых кавказских боевиков в лагерях Талибана и аль-Кайды - подготовкой кавказских студентов в европейских вузах…
На обращение боевиков к авторитету арабских ученых-сторонников джихада - организацией Международных богословских конференций в России под председательством таких мировых светил, как Али аль-Карадаги и Абдулла бин Байя…
Имарат преподал Кавказу и России жестокий и кровавый урок. Страна ответила на этот урок не менее жестко. Но самое страшное случится, если эти уроки в нашей стране будут забыты следующим поколением.
Впрочем, так оно и происходило всю российскую историю…
Тимур Юсупов
http://onkavkaz.com/news/43-kak-imarat-izmenil-kavkaz.html