Военно-религиозная аристократия Абхазии

May 21, 2015 13:08





Гасанбей Чачба

скачать - https://vk.com/wall-1535349_129756

На политической арене Абхазии появляется другой сын знаменитого владетеля Келешбея - Гасанбей Чачба. О котором Г.А. Дзидзария писал: "...без особого труда он пришел бы к власти, если бы на его пути не стояли русские штыки" .

***

Дюбуа де Монперэ в своей работе "Путешествие вокруг Кавказа..." так описывает пребывание князя Гасанбея вблизи Сухумской крепости: "Князь приблизился к воротам сухумского базара для того, чтобы поговорить с комендантом крепости...в крепость князь не вошел - так поступает он всегда опасаясь измены...это был действительно кавказский разбойник: не только у него на поясе висели два больших пистолета, но, разговаривая, он еще играл третьим с таким дьявольским видом, как будто хотел сказать: "Не трогайте меня или берегитесь"

***

Так, например, в апреле 1830 года абхазцы, собравшись у селения Мерхеул, в 15 верстах от Сухума, числом в 5 тысяч человек, дали присягу оставаться непокорными русскому правительству и владетелю Абхазии. Произвели нападение на форштадт Сухумской крепости, далее ограбили Пицундский храм, напали на дом владетеля в Илори (в 4-х верстах от Очамчир] и разорили богатейший во всей Абхазии монастырь св. Георгия Илорского. "Все усилия преданного русским князя Хасанбея отвлечь абхазцев от возмущения оказались тщетными"

***

Дюбуа де Монперэ в указанной выше работе также отмечает и внешний вид князя Гасанбея: "Князь встретил нас на галерее среди своих приближенных; это был человек красивой наружности, лет сорока или пятидесяти; его тюрбан был из турецкой голубой шали с разводами; его одежда состояла из шелкового полукафтана, заправленного в узкие брюки из коричневого сукна...Его черкеска желтовато-зеленого цвета; крышечки гильз для патронов - серебряные; на поясе у него привешен, следуя обычаю; прекрасный пистолет, украшенный серебряной резьбой".
Князь Гасанбей, как настоящий абхаз, самым главным достоянием и гордостью украшавшим стены его комнат считал, имеющиеся у него великолепные оружия всевозможных видов, развешанных на деревянных колышках, главной из них была сабля - "Золинген".
Князь Гасанбей любил принимать гостей и угощал их привезенным из Сухума Донским шампанским, но сам его не пил.
Главное летнее жилище князя Гасанбея находилось в Цебельде, верхней долине реки Кодор, у подножья горы Ма- рух. Туда на отдых он отправлял обычно семью.

***

«Я видел в нем плотного человека, не-большого роста, одетого в богатую черкеску, с высокою турецкою чалмою на голове, вооруженного двумя длин¬ными пистолетами в серебряной оправе; один держал в руке готовый для выстрела. Кто только знавал Га- санбея, не Помнит его без этих пи¬столетов, спасавших его два раза от смерти, и из которых он стрелял по¬чти без промаха...».
Барон Ф.Ф. Торнау

***

Р.S Хасанбей неоднократно писал просьбы царю о разрешении постройки большой полноценной мечети, но несмотря на его лояльность власти все было впустую. На одном из таких прошений был росчерк - если еще раз напишет пусть пеняет сам на себя!

***



Каца Маан

Генерал Г.И. Филипсон характеризовал Каца Маан как: «горца умного, хитрого и имевшего огромное значение в Абхазии». -
http://vk.com/wall-1535349_133426

"совсем старый Кац совершает хадж по святым местам, поклонившись святыням Мекки, и с большим трудом в 1866 году возвращается в Абхазию, чтобы умереть здесь в год своего столетия"
/Материалы по истории Абхазии. Ч,- 2, с. 283./

Упразднение Абхазского княжества, лишение её политической автономии, а также дальнейшая экспансия царской России, сломили веру мудрого старца в справедливость, и, как отмечалось выше, он обратился к религии и совершил хадж по святым местам, молясь за свой многострадальный народ.

***

В.А. Фадеев в своей монографии «Очерки истории Абхазии» изданной в 1934 году, отмечал, что каждый феодал жил всегда «на военном положении» и весь его домашний быт был милитаризован, и в первую очередь дом: «Крупный абхазский феодал, выбирал место для своего двора (яшта) обычно на возвышенности, где строил каменный или деревянный дом так, чтобы в нем можно было выдержать осаду и отразить нападение врагов. Таким был дом феодала Каца

Маан в селе Джирхва». Такого же типа были дома и у Хасана Маан в Псырцхе, дом князя Хасанбея Чачба в Келасурах.

***

К.А. Бороздин, отмечая качества Хасана Маан, писал: <<0н был ревностным исполнителем владетельских велений самого мрачного свойства. Голова каждого из подданных его (владетеля) абхазцев знала, что она сидит крепко на плечах пор, пока не вздумается владетелю, почему бы то ни было, снести её оттуда. И проделывалось все это Хасаном Маан с чрезвычайным искусством, быстро и без всякого шума. Пускались в ход кинжал и яд, и жертва один раз обречен-ная никуда не могла укрыться от преследований»

***

Началась Крымская война. Предстояло ответить абхазским князьям и владетелю на главный вопрос: с кем быть? Как строить судьбу Абхазии? На князя Михаила оказывалось давление со стороны тех влиятельных абхазских феодалов, которые в столь критической обстановке поспешно отрекались от российского подданства и открыто избирали ориентацию на Турцию. Среди них мы видим Александра Шерва-шидзе (родной брат владетеля), Каца Маан, Хасана Маан, Ба-талбея Маршания и др. т.е. тех, с которыми Михаил в течение многих лет вершил дела в княжестве.

Кац Маан являясь ревностным мусульманином, несмотря на то, что более чем 30 лет преданно служил русскому правительству, не раздумывая, принял сторону турок и уговаривал владетеля следовать его примеру, напоминая ему, что когда Абхазия была под протекторатом Турции, та практически не вмешивалась во внутренние дела Абхазии, и дед его Келешбей чувствовал себя независимым её хозяином.

***

Кац Маан погребен в центральной части города Гудаута на берегу моря, в городском парке. Возможно, это символично, но в этом же году умер в Воронеже и последний владетель Абхазии.

Как известно, приморский парк, расположенный в центре города, являлся усадьбой абхазского аристократа и генерала русской армии Каца Маан. В этом же парке стояли его знаменитый на всю Абхазию собственный молитвенный дом и другие строения.

В 2011 году исполнилось 245 лет со дня рождения и 145 лет со дня смерти Каца Маана. В газете «Эхо Абхазии» от 17 мая было напечатано воззвание его многочисленных потомков, проживающих как в Абхазии, так и в разных странах мира, которые призывают общественность и правительство Абхазии - увековечить память легендарного Каца Маан, поставив ему памятник в Гудаутском городском парке.

Безусловно, это воззвание дойдет до сердца каждого абхазца и народ воздаст ему по его заслугам в деле служения своей Родине.

***



Келешбей Чачба
(1747-1808)

Выдающаяся историческая личность, государственный деятель конца XVIII и начала XIX века - Келешбей Чачба ставится современными историками в один ряд с такими вершителями истории Абхазии как Апсха (Правитель) .Леон, Нестор Лакоба, Владислав Ардзинба.
Деятельность владетельного князя Абхазии Келешбея Чачба всегда привлекала внимание отечественных и зарубежных историков исследовавших историю Абхазии конца XVIII и начала XIX века. Это в первую очередь исследования дореволюционных историков: Эсадзе С.С., Дъячкова- Тарасова А.Н., Мачавариани К.Д., и др. а, также советских: Кудрявцева К.Д., Басария С.П., Фадеева А.В., Антелава И.Г., Дзидзария Г.А., Лакоба С.З. и др.

***

Дипломат Шарль де Пейсонель, будучи консулом французского короля в причерноморских государствах, изу­чая навигацию и коммерцию (1755 г.), отмечал: «Резиденция огм находится в Сухуме. Сухум небольшой город: 2 мечети, баня, 3 тысячи жителей, 50 пушек».

/Абхазия страна души. Г.-1. Сост. М. и В. Котляровы. Нальчик. 2011.с.34./

Распространяя свое влияние и исламскую веру, турки особенно не вмешивались во внутреннее управление стра­ной. Известно, что появившись на берегах Абхазии, они, бо­лее ста лет не могли обеспечить должным образом свое гос­подство на побережье. Известно также, что турецкие гарни­зоны часто находились в осадном положении и даже остав­ляли Сухумскую и Гагринскую крепость в результате напа­дений со стороны абхазов. Дело порой доходило до того, что турецкий протекторат над Абхазией суживался в протекто­рат над Сухумом и Гагрой.

***

В доступной нам исторической литературе отсутству­ют какие-либо сведения о более ранней деятельности Ке­лешбея, известно лишь, что в молодом возрасте он находил­ся в Стамбуле в качестве аманата, где получил образование и принял ислам. В начале 70-х гг. вернулся в Абхазию, с по­мощью турок сверг с престола своего дядю Зураба Чачба- Шервашидзе, и захватил власть.

/Анчабадзе З.В. Избранные труды. Т.-2. Сух., 2011. с. 286./

***

Крепость при князе Келешбее представляла собой следующее сооружение: «...мечеть одна, дом Келешбея новый построен на стене крепости, с наружи предвещает чистоту и великость и в оном содер­жится харем (гарем)»".

Историк А.В. Фадеев писал: «К концу XVIII века значение (ухума для береговой торговли возрастает в связи с тем, что он стал резиденцией абхазского владетеля, его населе­ние увеличилось до 6000 человек, базар расширился и город принял довольно благоустроенный вид. Временами Сухум назывался у турок вторым Истамбулом»

Будучи умным и дальновидным политиком, Келешбей знал, что только сильная власть сделает его способным подчинить себе строптивых и гордых феодалов - владельцев.

Ему удается успешно расправиться с каждым в отдельности.

***

Отмечая растущую популярность владетеля Келешбея, истрик С.С. Эсадзе писал: «...все приморские племена от Геленджика до Анаклии и даже далее до Батума находились в большей или меньшей покорности Килиш-бею»

/Эсадзе С.С. К 40-летию уничтожения абхазской автономии ... с. 227./

Неустановленный автор «Статистического взгляда на Абхазию» (1831г.) писал о могуществе Келешбея следую­щим образом: «Келешбей одаренный от природы умом те- juh ными силами и предприимчивостью, сумел соединить в I uous руках управление всем княжеством и обратить на себя нничшше и благорасположение турецкого султана. Силою ору шин он покорил себе джегетский народ, обитающий по перегу Черного моря, от монастыря Гагры до селения Мамая. Имев всегда при себе готовую к бою стражу от 400 до 500 ратников и некоторое число хорошо вооруженных галер, он держал в страхе всех жителей морского берега от Гелен- джикского залива до Батума, находящегося в Турецкой Гурии и которым также управлял по родственным связям своим с пашой трапезундским»./1/
---
/1/Статистический взгляд на Абхазию. Краткие исторические сведения. 1831 г. В кн.: Абхазия страна души. Т.-l...c. 70.; Эти сведения о вла­детеле Келешбее в точности повторяются и в работе Иоганна Бларамб- ерга «Историческое, топографическое, этнографическое и военное описание Кавказа» Нальчик Эль-фа. 1999, с. 65-106.

***

Таким образом, создав благоприятные условия и для торгово-хозяйственных отношений, он обеспечил надежный тыл с северо-запада садзами и убыхами, уважение и под­держку как своего рода, так и подданных. В случае необходи­мости он мог мобилизовать 25-ти тысячное войско с артил­лерией, конницей и даже флотом.[1] Кроме того, султан в рас­поряжении Келешбея оставил весь турецкий сухумский гар­низон [2]. Интересные сведения об имеющемся у князя Келешбея военном арсенале мы находим в выписке из донесе­ния командира требаки «Константин» л-та Ф.Я. Скирневско- го, который находясь в гостях у абхазского владетеля, сам воочию мог видеть: «..луки, стрелы, ружья, пистолеты, кин­жалы и дротики, бурки, кафтаны серые и шапки...хранитель сказывал, что оружием видимым укомплектовать может пять тысяч человек...»[3].
Один из первых русских кавказоведов Семен Броневский, писал о войске Келешбея следующее: «Однако извест­но, что собственного войска он может собрать не более как от 10 до 12 тысяч; остальные были наемные или частные, вероятно, на сей чрезвычайный случай приглашенные»[4]
Такая способность военной организации обеспечивала Келешбею необходимую власть для поддержания в стране дисциплины и порядка. Если административная система управления походила на боевой штаб, то страна была похо­жа па боевой лагерь, готовый к действию в любой момент.

***

Турция проиграла войну с Россией, её авторитет как Великой империи был подорван, силы её не хватало для наказания строптивого князя Келешбея. Политические ма­невры между Оттоманской Портой и Российской империей требовали от Келешбея своеобразной политической ори­ентации и между его сыновьями.

Отсюда: если старший сын Асланбей был женат на джигетской (садзской) княжне Геч (Гечба) и придерживался религии ислама, то второго сына, Сефербея (Георгия) Келешбей женил на мегрельской княжне из рода Дадиани.

В письме, от 8 июня 1808 года ад­ресованному Главноуправляющему Кавказа генералу А.И. Гудовичу правительница Мегрелии княгиня Нина Дадиани писала: «...За него Сефер-бека отец его Келеш-Ахмет-бек про­сил в супруги сестру покойного Григория Дадиани, но он её не выдал, пока не просветил его святым крещением...»[1]. Через княжну Тамару Дадиани Сефербей (Георгий) стал сближать­ся с представителями России, что давало возможность Келешбею делать правильный выбор в политической расста­новке сил между Турцией и Россией.

/1/ АКАК. Т.- 3, с.203

***

М.Д. Краевич писал: «Эта линия Шервашидзе с середи­ны прошлого столетия, т.е. со времен возникновения больших смут в Абхазии и тем белее во время высылки абхазских Шервашиидзе в Турцию, приобрела полную автономию в управлении Самурзаканом»[1].

Князь Келешбей, сумев укрепиться к тому времени, решил наказать мегрельских владетелей и надежно закре­пить за Абхазией Самурзакан. С этой целью, в 1794 году, он совершает вооруженный поход на Мегрелию. Не имея сил устоять перед вооруженной армадой Келешбея, Григорий и его брат Манучар Дадиани заключают мир. В результате, был решен вопрос Самурзакана [2] и, более того получена крепость Анаклия [3] за рекой Ингур [4].

Из рапорта подполковника Ф.Ф. Симановича ген.м. Туч­кову от 15 ноября 1802 года: «...что же до Имеретинского царя то Дадиани, усилясь Абхазинцами, сделались ему страш­ным, подошел на шесть часов езды к Кутаису и побил много князей и дворян...Кутаис якобы все жители бросили ...».[5]
---

***

"Владетель Абхазии князь Келешбей Чачба был похо­ронен в Сухумской крепости, могила его была сложена из простого грубого камня. После занятия русскими крепости Сухум-Кале, рядом с могилой Келешбея была выстроена де­ревянная церковь."

источник -
http://vk.com/wall-1535349_133426?reply=133430
http://vk.com/wall-1535349_133426
https://vk.com/wall-1535349_129756

Абхазы-мусульмане, Книги, Ислам в Абхазии, Махаджирство, Кавказская война, Абхазы, История

Previous post Next post
Up