По словам Мехмета Гёрмеза, вице-президента Диянета, ответственного за его международные связи, «признание Россией Абхазии создало новую правовую ситуацию». Мусульмане Абхазии запросили у Диянета помощь по официальным каналам - через свой парламент и ДУМ РА27. Дабы не раздражать Тбилиси, Диянет начал ее оказывать не прямо, а через Фонд вакфов Диянета, который формально является общественной организацией (в отличие от Диянета, государственного учреждения министерского статуса) и соответственно якобы независимой от Диянета. Фонд вакфов Диянета направил в Абхазию пожертвования, собранные во время Курбан-байрама, и для распоряжения ими отправил туда представителя.
***
Ни Грузия, ни США, ни страны Евросоюза пока до сих пор не выступали с критикой косвенной помощи Диянета абхазским мусульманам. Турецкое внешнеполитическое ведомство, опасаясь международной реакции на помощь непризнанному государству, просило Диянет не посылать своего представителя в Сухум. Однако, пользуясь тем, что МИД не имеет юридических оснований для ограничения внешнеполитической деятельности Диянета, в турецком Духовном управлении эту просьбу проигнорировали. По причине насильственной христианизации Аджарии взаимоотношения Диянета с Тбилиси даже без проблемы Абхазии натянутые, поэтому вполне понятен его бесстрашный курс (28)
***
3. Августовская война ускорила этот процесс. Турецкий Диянет начал оказывать помощь абхазским мусульманам, причем и Диянет,(управления по делам религии Турции) и ААЦ стали воспринимать Грузию как «третью» (т.е. постороннюю) сторону, не имеющую права вмешиваться в их помощь единоверцам.
полный текст -
http://apsnyteka.org/1072-matsuzato_k_transnatsionalnye_menshinstva_brosaiyut_vyzov_mezhgosudarstvennoy_sisteme.html