К программе развития народного потенциала
Политическая нестабильность на Северном Кавказе, постоянные войны и междоусобицы заставляли абазин часто менять место жительства. Абазины серьезно пострадали во время Кавказской войны XIX века: большая часть народа покинула свою историческую родину, уйдя в изгнание на земли Османской империи. Миграции населения - закономерный процесс, существующий на всем протяжении истории человечества.
Многие из стран мира обязаны своим существованием международным миграциям. Однако исход части северокавказских народов в результате Кавказской войны в страны Ближнего Востока, получивший в исторической традиции название мухаджирства, драматически сказался на судьбах этих этносов и их культур. По данным дореволюционных источников, на период завершения Большой Кавказской войны абазин насчитывалось порядка 120 тысяч человек. 100 тысяч из них были вынуждены эмигрировать. После Кавказской, а затем и Гражданской войны абазины оказались рассеяны в Турции, Сирии, Ираке, Египте, Иордании, Ливане - бывших вилайетах Османской империи. Вторичные волны абазинской миграции шли в страны Европы. Теперь мухаджиры проживают (как правило, компактно) во Франции, Германии, Великобритании, Голландии. В Америке большие поселения мухаджиров с Ближнего Востока расположены в Калифорнии.
Всего по данным международных абазинских организаций за рубежом численность абазин составляет около 400 тысяч человек. Положение зарубежной абазино-абхазской общины в Турции (а также арабских странах и Европе) в ХХ веке характеризовалось двумя линиями ассимиляционных процессов: во-первых, шла ассимиляция абазин и абхазов в общем потоке кавказских переселенцев («черкесизация» зарубежной диаспоры), во-вторых, общекавказский поток ассимилировался с населением этносов своего основного места проживания. В то же время, многие абазины и абхазы, эмигрировавшие за пределы родины, сохраняли свой язык и национальные традиции, находясь в местах компактного проживания в своих селах в арабском и турецком окружении. Однако в настоящее время в абазино-абхазской общине за рубежом активизировались миграционные тенденции. В частности, идет перемещение сельских жителей в города (внутренняя вторичная миграция), и потомки кавказских переселенцев утрачивают родной язык, а вслед за ним и национальное самосознание.
В России абазины сумели сохраниться как единый, компактно проживающий народ. Оставшаяся в России часть абазинского народа была вовлечена в процессы интеграции - включение в состав большого государственного образования с сохранением своих уникальных этнокультурных особенностей. Почти сразу после включения абазин в состав России началась работа по воссозданию абазинской письменности. Одним из первых просветителей на Северо-Западном Кавказе в XIX веке стал абазинский кади (народный судья) Умар Мекеров. Бесписьменный на тот период абазинский язык он перевел на письменную основу, составив первую азбуку на основе арабской графики, приспособленную к сложному произношению абазинского языка. На основе этой грамоты он сам обучал детей в школе правилам религии и светским наукам. В советское время дело народного просвещения продолжил ученик Умара Мекерова, Татлустан Табулов. Первоначально абазинское письмо было создано на основе арабской графики, в советское время переведено на кириллическую основу. Тогда же над развитием абазинского языка стали работать не только представители абазинской интеллигенции, но и русские, украинские, белорусские ученые. Издавались книги, учебники, буквари. Абазины как этнос были включены в проекты по изучению и пропаганде их этнической культуры.
Именно в период советской власти абазины развили и укрепили свою письменность; этот процесс был всесторонне проработан, подготовлен и внедрён на основе серьёзнейших научно-практических изысканий. Это был тот ценный случай в истории, когда инициатива народных просветителей нашла серьёзную поддержку со стороны власти. Ни до, ни после этого такой масштабной культурной программы в отношении языка абазинского народа предпринято не было. Сегодня у абазин часто можно встретить семьи, где люди владеют двумя, а то и тремя языками, помимо родного. Браки с черкесами, кабардинцами, карачаевцами, как правило, дают почти свободное владение языками этих народов. Кроме того, часть абазин свободно владеет абхазским языком. Умение общаться сразу на нескольких языках с детства делает людей более восприимчивыми к изучению и других иностранных языков. Знание этих социокультурных особенностей может быть весьма полезным при государственном планировании в системе образования и других социальных сферах.
В советское время миграции, перестав быть стихийным процессом, отличались большей упорядоченностью, вписываясь в общий контекст общественной жизни в рамках планового развития системы народного хозяйства. Мощные миграционные потоки среди абазин были сокращены, приведя к своего рода «консервации» абазинского этноса. Сохранялись и развивались традиционная культура и абазинский язык.
После распада СССР наблюдался большой отток населения из ряда населенных пунктов. Создание Абазинского района дает надежду на сокращение численности абазинских миграций: теперь у абазин есть центр, где они могут разрабатывать и осуществлять программы по национальной политике, сохранению своих традиций и культуры. Есть группа депутатов, которые могут выражать надежды народа в правительстве республике, а в перспективе будут иметь полномочия принимать решения в рамках Государственного Федерального закона «О гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации», (принятого Государственной Думой 16 апреля 1999 и действующего с изменениями на 5 апреля 2009 года).
Что же нужно делать дальше, чтобы не дать народу стать исчезающей «краской» в этнокультурной «палитре» России? Да, в сущности, простые вещи: остановить поток спонтанных миграций, думать о здоровом будущем нашего общества, правильно воспитывать молодежь, обеспечивать возможность получать образование - то есть создавать и совершенствовать программу социального и культурного развития человеческого потенциала. Каждый из народов России всегда вносил нечто ценное и неповторимое в общую культурно-цивилизационную «копилку». Бережное отношение к этому богатству бесспорно укрепит исторические корни единения, а значит, укрепит и саму Россию. В дальнейшем же программа поддержки абазин может стать моделью для комплексной системы проектов возрождения культур малочисленных народов России.
Мусса Экзеков,
Специально для сайта «Страна Абаза»