Миграции и сохранение абазинского этноса

Feb 09, 2015 18:08

К программе развития народного потенциала
Политическая нестабильность на Северном Кавказе, постоянные войны и междоусобицы заставляли абазин часто менять место жительства. Абазины серьезно пострадали во время Кавказской войны XIX века: большая часть народа покинула свою историческую родину, уйдя в изгнание на земли Османской империи. Миграции населения - закономерный процесс, существующий на всем протяжении истории человечества.

Многие из стран мира обязаны своим существованием международным миграциям. Однако исход части северокавказских народов в результате Кавказской войны в страны Ближнего Востока, получивший в исторической традиции название мухаджирства, драматически сказался на судьбах этих этносов и их культур. По данным дореволюционных источников, на период завершения Большой Кавказской войны абазин насчитывалось порядка 120 тысяч человек. 100 тысяч из них были вынуждены эмигрировать. После Кавказской, а затем и Гражданской войны абазины оказались рассеяны в Турции, Сирии, Ираке, Египте, Иордании, Ливане - бывших вилайетах Османской империи. Вторичные волны абазинской миграции шли в страны Европы. Теперь мухаджиры проживают (как правило, компактно) во Франции, Германии, Великобритании, Голландии. В Америке большие поселения мухаджиров с Ближнего Востока расположены в Калифорнии.
Всего по данным международных абазинских организаций за рубежом численность абазин составляет около 400 тысяч человек. Положение зарубежной абазино-абхазской общины в Турции (а также арабских странах и Европе) в ХХ веке характеризовалось двумя линиями ассимиляционных процессов: во-первых, шла ассимиляция абазин и абхазов в общем потоке кавказских переселенцев («черкесизация» зарубежной диаспоры), во-вторых, общекавказский поток ассимилировался с населением этносов своего основного места проживания. В то же время, многие абазины и абхазы, эмигрировавшие за пределы родины, сохраняли свой язык и национальные традиции, находясь в местах компактного проживания в своих селах в арабском и турецком окружении. Однако в настоящее время в абазино-абхазской общине за рубежом активизировались миграционные тенденции. В частности, идет перемещение сельских жителей в города (внутренняя вторичная миграция), и потомки кавказских переселенцев утрачивают родной язык, а вслед за ним и национальное самосознание.
В России абазины сумели сохраниться как единый, компактно проживающий народ. Оставшаяся в России часть абазинского народа была вовлечена в процессы интеграции - включение в состав большого государственного образования с сохранением своих уникальных этнокультурных особенностей. Почти сразу после включения абазин в состав России началась работа по воссозданию абазинской письменности. Одним из первых просветителей на Северо-Западном Кавказе в XIX веке стал абазинский кади (народный судья) Умар Мекеров. Бесписьменный на тот период абазинский язык он перевел на письменную основу, составив первую азбуку на основе арабской графики, приспособленную к сложному произношению абазинского языка. На основе этой грамоты он сам обучал детей в школе правилам религии и светским наукам. В советское время дело народного просвещения продолжил ученик Умара Мекерова, Татлустан Табулов. Первоначально абазинское письмо было создано на основе арабской графики, в советское время переведено на кириллическую основу. Тогда же над развитием абазинского языка стали работать не только представители абазинской интеллигенции, но и русские, украинские, белорусские ученые. Издавались книги, учебники, буквари. Абазины как этнос были включены в проекты по изучению и пропаганде их этнической культуры.
Именно в период советской власти абазины развили и укрепили свою письменность; этот процесс был всесторонне проработан, подготовлен и внедрён на основе серьёзнейших научно-практических изысканий. Это был тот ценный случай в истории, когда инициатива народных просветителей нашла серьёзную поддержку со стороны власти. Ни до, ни после этого такой масштабной культурной программы в отношении языка абазинского народа предпринято не было. Сегодня у абазин часто можно встретить семьи, где люди владеют двумя, а то и тремя языками, помимо родного. Браки с черкесами, кабардинцами, карачаевцами, как правило, дают почти свободное владение языками этих народов. Кроме того, часть абазин свободно владеет абхазским языком. Умение общаться сразу на нескольких языках с детства делает людей более восприимчивыми к изучению и других иностранных языков. Знание этих социокультурных особенностей может быть весьма полезным при государственном планировании в системе образования и других социальных сферах.
В советское время миграции, перестав быть стихийным процессом, отличались большей упорядоченностью, вписываясь в общий контекст общественной жизни в рамках планового развития системы народного хозяйства. Мощные миграционные потоки среди абазин были сокращены, приведя к своего рода «консервации» абазинского этноса. Сохранялись и развивались традиционная культура и абазинский язык.
После распада СССР наблюдался большой отток населения из ряда населенных пунктов. Создание Абазинского района дает надежду на сокращение численности абазинских миграций: теперь у абазин есть центр, где они могут разрабатывать и осуществлять программы по национальной политике, сохранению своих традиций и культуры. Есть группа депутатов, которые могут выражать надежды народа в правительстве республике, а в перспективе будут иметь полномочия принимать решения в рамках Государственного Федерального закона «О гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации», (принятого Государственной Думой 16 апреля 1999 и действующего с изменениями на 5 апреля 2009 года).
Что же нужно делать дальше, чтобы не дать народу стать исчезающей «краской» в этнокультурной «палитре» России? Да, в сущности, простые вещи: остановить поток спонтанных миграций, думать о здоровом будущем нашего общества, правильно воспитывать молодежь, обеспечивать возможность получать образование - то есть создавать и совершенствовать программу социального и культурного развития человеческого потенциала. Каждый из народов России всегда вносил нечто ценное и неповторимое в общую культурно-цивилизационную «копилку». Бережное отношение к этому богатству бесспорно укрепит исторические корни единения, а значит, укрепит и саму Россию. В дальнейшем же программа поддержки абазин может стать моделью для комплексной системы проектов возрождения культур малочисленных народов России.
Мусса Экзеков,
Специально для сайта «Страна Абаза»

Махаджирство, Абазины, Кавказская война, Диаспора, Абхазы, Репатриация

Previous post Next post
Up