Аджарские абхазы: были ревностными хранителями ислама и соблюдали все мусульманские обряды.

Dec 07, 2014 13:51

image Click to view



Аджарские абхазы: были ревностными хранителями ислама и соблюдали все мусульманские обряды.

По переписи населения 2002 года, в Аджарии проживают 1650 абхазов. В основном это потомки махаджиров, изгнанных Российской империей из Абхазии в 1867 году. Однако известно, что абхазы проживали в Аджарии ещё задолго до 1867 года. /.../Статистические данные свидетельствуют, что численность абхазов в Аджарии неуклонно возрастало. В 1939 году в Аджарии насчитывалось 1029 абхазов; в 1959 году - 1157 абхазов; в 1970 году - 1361 абхаз; в 1979 году - 1508 абхазов; в 1989 году - 1636 абхазов. Интересно сравнить данные 1989 и 2002 годов. Получается, что за 13 лет численность абхазов в Аджарии увеличилось лишь 14 человек!

До установления Советской власти в Аджарии светских школ почти не было. Многие аджарские абхазы .своих детей учили в мектебах. «Отличившихся детей, - писал Ш. Абдиба, - из мектеба затем переводили в Батум или в Кобулети в медресе, откуда они и выходили со званием муллы. Многие ездили даже в Стамбул, чтобы там получить высокое звание мусульманского духовенства. За обучение детей село выплачивало в год от 100 до 150 руб. Кроме того, каждая семья была обязана ежегодно приносить в мечеть по одному пуду кукурузы и одной курице» -

/Архив Музея революции Аджарской АССР, ф. 5, д. 248, л. 1-2./
Когда аджарские абхазы говорили: «анцва» (бог) подари нам теплоту и доброту своих очей», - они, прежде всего, имели в виду мусульманского бога Аллаха.

Аджарские абхазы в прошлом своей религиозностью, доходящей до фанатизма, отличались от своих соотечественников в Абхазии. Они были ревностными хранителями ислама и соблюдали все мусульманские обряды.

С момента переселения в Аджарию абхазы в ряде мест (Адлие, Ангиса, Ферие, Батуми и пр.) выстроили деревянные мечети, где служителями культа были в основном абхазские муллы (Накопия А., Тванба X. и др.).

Аджарские абхазы, так же как и все истинные мусульмане, соблюдали в течение тридцати дней пост (аурычра). У каждого члена семьи имелся молитвенный коврик из шкуры жертвенного животного (курбан шьтвы) и медный кувшин для омовения. Запретным считалось поливать кому-либо во время омовения. Кроме того, в период рамазана запрещалось устраивать какие-либо торжества.

В период рамазана по четвергам в каждой семье за упокой души умерших зажигали ритуальную свечу, готовили халву и шербет. Мужчины, как правило, ежедневно ходили в мечеть на молитву (аджаама намаз), куда допускались также и женщины старше 60 лет. Однако мужчины и женщины молились раздельно. Выдержки из корана в основном были заучены механически, читать могли немногие, в основном те, которые обучались в мектебах.

По окончании поста наступал праздник (рамазан-байрам), который длился один-два дня и сопровождался взаимными посещениями родственников, друзей и соседей. Обрядовая пища состояла из сладких мучных блюд (халвы, бурмы, бурека и др.), кислого молока, меда, шербета, кофе и пр. Исключались мясные и растительные блюда.

В день рамазана каждый правоверный считал своим долгом раздать милостыню бедным или сделать пожертвование мечети в пределах 1 руб. В честь праздника молодые шили себе новое платье, а пожилые одевали белые платки.

/Г. Г. Копешавидзе. Культура и быт абхазов, проживающих в Аджарии
Издательство "Мецниереба"
Тбилиси - 1985
ст 100/

Абхазы-мусульмане, Махаджирство, Диаспора, Грузия

Previous post Next post
Up