Часть шестая, где продолжается процесс знакомства с островом и его людьми, а наши герои делают первые шаги в малом бизнесе. Учачи им, а мы читаем продолжение
Воскресенье есть воскресенье даже писать было лень, были на пляже у хозяина кафе, где мы имеем годовой абонемент. Там начала работать официантом Кристи - наша знакомая из Дерибасовска. Как сама сказала - для языковой практики (думаю, что лишняя тысяча Боли, может больше, тоже не повредит), а нам очень удобно, не нужно изощряться в испанском, хотя он еще далеко не испанский, но уже не русский. Бывает такое скажешь - никто не понял, ну а сам тем более. И тогда на пальцах - самый популярный язык во всем мире.
Так вот - море и солнце (то и другое здесь всегда). И сразу все хорошо. У нас тоже всегда, но слишком редко видно. И не все хорошо, даже не сразу. Скажете, в Киеве нет моря? Есть. Черное, Азовское. Вот здесь нам до моря 1100 м, а в Киеве 1100 км. Разница в одной букве, а какой эффект. Здесь Уго, у нас Витя - все буквы разные, а эффект тот же. Так, это куда-то не туда.
Последний день весны по календарю, даже как-то смешно здесь делить течение жизни на сезоны - здесь всегда один сезон - лето. Местные делят год на мертвые и активные сезоны по объему туристов на острове, а связан он все же с календарными сезонами отпусков, праздников и пр.
Сегодня утром приехали на мойку в РАТАН к Оскару, оставили свою машину мыться, а на машине Оскара поехали на мойку в ТРАКИ. Приехали, въезд на стоянку в ТРАКИ закрыт, соответственно мойка не работает. Походили, пообсуждали объемы ремонта, дополнительных работ, обсудили загрузку персонала. От мойки поехали с Оскаром по его делам, заехали в дом его отца в закрытом, охраняемом поселке (хвастается), потом поехали на его первую мойку, познакомил нас Вильямом, его механиком, который будет делать все ремонты и модернизацию оборудования, поменяли там деньги у друга Оскара Викторио и вернулись на мойку в Ратан. Договорились завтра встретиться здесь же в 10-00 и далее ехать на мойку ТРАКИ в полном составе - мы, Оскар, Эухения (менеджер - очень опытный), Вильям - знакомиться с персоналом, планировать ремонты и другие работы, повесить флаг.
Начало бизнеса и 1-е июня
На мойку Ратан приехали в 10-00 и это уже 1-е июня, лето, у нас (и у многих Вас, русскочитающих) день защиты детей. Правда, убей - не помню, как мы их защищали в этот день? Здесь нет дня защиты детей, здесь это длится не день, а весь год. Отношение маргаритян к детям требует не отдельной страницы, а отдельной книги, ну, ладно - главы. Чуть позже. И еще одна интересная штука здесь есть - день отца в третье воскресенье июня. А, здорово? А у нас (все еще - у нас) нет. Есть день защитников отечества. А если я им не был, то как? Вот если ты не отец, то тебе вообще ничего праздновать не стоит (ударение на последнем слове ставьте, где хотите). На мойке встретились со всеми действующими лицами, обсудили с Оскаром и Эухенией первые необходимые шаги. В ТРАКИ приехали к 11-00, мойка только открылась и мылась первая машина. Мы все обошли, записали объемы ремонтов, запланировали количество и цвет краски для покраски всего, инструменты, униформу для мойщиков. Сходили с Эухенией в СИГО, купили веревку для флага и повесили на флагшток желто-бирюзовый (или желто-зеленый - не суть) флаг, очень похожий на украинский, но это цвета Ла Бандера. Очень эффектно и зазывно развевается. Нужно еще купить лестницу для покраски стены, труб конструкций мойки, баннеров, прочих работ. Куда ее потом девать? Спрятать негде, нужно отдать Карлосу на хранение. Нужно также купить зонтик, стол и стулья для клиентов, но куда их прятать на ночь? Или там безопасно? Впоследствии можно установить холодильник с напитками для клиентов (за деньги) и кулер с водой для персонала (бесплатно). Тот же вопрос по сохранности. Там стоит старый не работающий кулер (фонтанчиком), но кому он нужен неработающий. Может попробовать отремонтировать? И использовать в дополнение к новому.
Оскар провел инструктаж с персоналом (кассирша и два мойщика) в том смысле, что нужно работать хорошо, потому что мы ребята строгие, хоть и ни бельмеса не понимаем ни в их системе обслуживания клиентов, ни в испанском. По всем вопросам обращаться через Александру (кассир) к Эухении пока мы не выучим испанский. Есть еще два мойщика, один из которых заболел, а у второго выходной день. Познакомимся завтра.
Вместе с Эухенией возвращались домой, завезли ее на мойку на Боливара, где заберем ее завтра. За сегодня она организует все заказы с тем, чтобы завтра забрать. И уже через час звонила о разбитом стекле, замена которого будет стоить 1200 Боли. Обсудив с Сергеем, решили не менять, вернее, менять не сегодня, не приоритетно, может можно заклеить какой-нибудь декоративно-рекламной пленкой?
Еще через час она звонила о заказе всей краски на сумму где-то 3 700 Боли, с чем мы согласились, тем более, что платить можно через недели две (может, заработаем). К вечеру все было заказано и подготовлено к доставке нам на мойку.
С Эухенией нам повезло - все знает, все умеет (как это Оскар нам ее пожертвовал?) и бухгалтерию будет вести, и с персоналом будет разбираться, и на все вопросы советчик (говорит на английском).
Сегодня второй день нашего активного продвижения на мойке в ТРАКИ, но сначала дня мы были у адвокатов. Роберто не было, да и не нужен, достаточно Андреа и Оскара. Все остальные в полном присутствии. Всего было: три адвоката, два 3-х процентника, один хозяин бизнеса и мы вдвоем с Сергеем. Покупатели и продавец были в значительном меньшинстве против посредников (есть такой международный термин для них - антрепренеры - звучит неприятно, но точно). Ну и разговоры пошли об этом, о комиссиях. С хозяином-то мы обо всем договорились. Как выяснилось, по большому счету антрепренеры хотят 50% (!) от нашей оплаты хозяину бизнеса за пробные (или арендные) 2 месяца работы на мойке. Хорошие ребята, не хуже наших, киевских. Я немного объяснил, какими должны быть подходы в посредничестве, хорошие ребята подались в нашу сторону значительно (больше, чем на половину), но Роберто нет и финальной цифры нет. А может это и правильно - с чужаков драть? Как-то вспомнилась услышанная давно фраза одного поляка из Закопане: самая большая стрижка баранов в Закопане зимой. «А не холодно баранам?», спросил я. «Согреваются кто чем». И тут я понял, что бараны - это мы. Но как-то было не обидно - цены приемлемые, отношение душевное, соответствующее. А здесь? Да еще вопрос по Федору - приедет он непонятно когда, а такие документы по уставу мы должны подписывать только втроем. Договорились о доверенности на кого-нибудь из нас. Проект дадут.
***
Видимо, пришло время объяснить, почему начало бизнеса на Маргарите начинаю с автомойки. Но не могу - мне-бы кто объяснил. Так получилось. В прежние времена я был одним из ведущих специалистов в бывшем СССР (и, по мнению Росавиакосмоса, лучшим в Украине) по продажам газотурбинных технологий всего цикла: и готовых двигателей, и технологий, и лицензий на их изготовление и продажи, и услуг. Как выяснилось, дома такие не нужны. На Маргарите может и нужны, но они не знают что это такое. Поэтому - автомойка, почему нет? Маргаритяне любого достатка любят ездить в чистых машинах, поэтому бизнес этот не плохой, тем более, что наш начальный расположен в окружении и даже на территории больших торговых центров. Начнем, а там видно будет, главное, чтоб не в гамак.
Заехали за Эухенией на Боливара и вместе поехали на ТРАКИ. Приехали к открытию и ТРАКИ, и мойки. Уже были первые клиенты. Почти сразу привезли и краску, и шампуни-силиконы. Да, нужно сейчас с чего-то начинать. Как у Жванецкого: «Так. Нужно бежать. Но некуда». Люди работают - чего им мешать? И работают хорошо, старательно, вот только мойка по финансовым показателям работает плохо. Нужно улучшать. А как? А можно? А как можно, а как нельзя? Эухения! Наш клад. Короче, потихоньку-помаленьку включились в процесс с параллельным подключением работников мойки к ее ремонтным работам. И тут отказал пылесос при очереди в четыре машины (вчера их всего было шесть) Звонок Эухении, она Вильяму (механику) и подготовка к длительному ожиданию в течение 10 - 15 Маргаритянских минут (это где-то часа полтора-два и это хорошо, потому что будет сегодня). Примчался быстро - поразительно - отремонтировал быстро и умчался. Примчался снова (понял, что сделал не то), снова отремонтировал (менял моторы), пообещал почистить стоки сегодня вечером и снова умчался. Третий раз примчался вечером, еще что-то поделал с пылесосом и сказал, что стоки почистит завтра рано утром. Маньяна маньянита. Ну, слава Богу, все стало на свои места, есть первая маньяна - это нормально. А то как-то напрягло своевременное выполнение, как будто что-то не так. Вообще-то не первая, были и от адвокатов, и от тур фирм, и от наших соотечественников. Я эту «маньяну» помню еще по Кубе (работал в командировке более 20-ти лет назад), так она длилась неделю - ровно столько потребовалось военным, чтобы найти машину для перевозки меня к самолету Лидера для анализа технического состояния двигателей (в Союзе собрали за три дня). А по выдаче мне униформы она так и не закончилась. День закрыли с неплохим для начала результатом.
Вчера и сегодня на мойке мы показывали собственным примером, что нужно работать хорошо. Имеется ввиду ремонтные работы на мойке, уборка, покраска оборудования и конструктива, прочее. Первым хватаюсь за то, что нужно делать и делаю, пока кто-нибудь из ребят не подходит из любопытства (они же любопытные) посмотреть, что я делаю. Тут я спрашиваю «comprende?», вручаю кисть, щетку или ключ и arriva. В процесс мойки машин не вмешиваемся, они тут большие специалисты, но ускорить темп работы, перегнать машины из места на место - это запросто.
Второй день мы на мойке, пока необходимы ремонтные работы мы вдвоем здесь, потом пересмотрим наш режим присутствия, тем более, что необходимо заняться и другими делами.