isl

проект памятника победам над белофиннами

Jun 28, 2009 18:04



Проект архитектора А.К.Барутчева, получивший первую премию на конкурсе проектов памятников на местах побед Красной Армии над белофиннами.

Вот что об этом конкурсе пишет В. Н. Степаков в книге "Линия Маннергейма и система финской долговременной фортификации на Карельском перешейке":26 июня 1940 года Ленинградских горком ВКП(б) и Политуправление ЛВО поручили городским отделениям Союза художников и архитекторов провести открытый конкурс на проектирование 50 памятников, предназначенных для установки на местах крупных боев и на братских захоронениях бойцов Красной Армии в Карелии и на Карельском перешейке.
Масштабность и тема конкурса не имели прецедента "во всей прошлой советской творческой практике". (*17) В конкурсе принял участие практически весь творческий актив ленинградских архитекторов и скульпторов, в числе которых были такие известные мастера, как архитекторы Н.Троцкий, А.Оль, С.Бронштейн, скульпторы М.Манизер, Е.Янсон-Манизер, Н.Томский и другие.
6 августа в выставочном зале ЛОССХа состоялось торжественное открытие конкурса. Из 132 представленных скульптурных и архитектурных проектов, жюри под председательством архитектора А.Гегелло, предстояло определить самые достойные для последующего их воплощения в граните и бронзе.
Скульптор А.Стрекавин на огромном граните предложил высечь фигуры красноармейца и рабочего со знаменем - "символ единения Красной Армии с народом". (*18) Проект скульптора Н. Томского состоял из высеченного в гранитном массиве силуэта танка с барельефным изображением красноармейцев. Замысел архитектора Я.Свирского и скульпторов Е.Персидской и А.Петошиной сводился к установке на 17-ти метровом холме фигуры бойца водружающего красное знамя на поверженный ДОТ. Архитектор С.Бронштейн в своем проекте использовал постамент с венком окруженный двенадцатью каменными пилонами, перекрытых циклопическими блоками камня. Архитектор Б.Кулаков и скульптор А.Денисов исполнили целую скульптурную группу, взяв за основу проекта памятника "любовь красноармейца к своему командиру" и т.д. (*19)
Большинство проектов, как мастерством исполнения, так и композиционным решением, отвечало строгим конкурсным требованиям. Однако, главенствующим критерием оценки представленных работ стала идейная основа, которая заключалась в способности автора или авторов выразить в творческом замысле "мужество и доблесть героев, несокрушимое чувство долга, великое значение воинского коллектива, движимого мощной силой революционного патриотизма". (*20)
13 сентября конкурс был завершен. По решения жюри первые премии были присуждены архитекторам А.Барутчеву, Е.Сандлеру, О.Иванову и скульптору М.Бабурину. Вторых премий удостоился скульптор Е.Янсон-Манизер совместно с архитектором С.Бронштейном, а также скульпторы М.Манизер. И.Крестовский, Н.Троцкий и архитектор С.Бронштейн. Третьи премии получили авторы 18 проектов. Сооружение памятников прошедших конкурсных отбор намечалось в 1941 году.

Если бы не скорое начало Великой Отечественной эту войну, конечно, увековечили бы. Процесс уже начинался - кроме этого конкурса, были, например, переименования в городе (я когда-то приводил список топонимов, связанных с Зимней войной). Это после ее уже решили лишний раз не вспоминать.

перешеек, проекты, старые картинки, выписки-09, Зимняя война, мемориальности

Previous post Next post
Up