May 03, 2012 10:58
Недавно в небольшом городе Красноярске, что в Сибири, появилась отчетная выставка современного искусства. Экспозиционные пространства появляются в нашем городе с завидной регулярностью, но, судя по этой выставке, искусство, вероятно, осталось где-то в районе Кремля времени XX века.
На выставке были представлены полотна нескольких мастеров, как Красноярских, так и приехавших в Красноярск из Санкт-Петербурга. Но если уж говорить в «своеобразии» искусства Сибири… То традиционное (искусство) осталось в прошлом, те, кто сегодня им занимаются, занимаются своего рода промыслом. Вырисовывая каждый месяц по несколько полотен, не вдаваясь особенно в теорию композиции и сочетание цветов в произведении. Это можно назвать интерьерным промыслом - такое будет чудесно повесить дома для украшения стен, ведь главное, чтобы с обоями сочеталось.
Искусство современных художников больше не связано с идеей прекрасного. Для этого в современном мире существует дизайн.
Немало экспертов сейчас отмечают кризис самой школы художественного образования, и это началось отнюдь не с нашего века: «Васнецов и Айвазовский рисовали очень плохо, это я говорю вам как профессиональный искусствовед и эксперт по искусству 19 века». И уже тогда люди говорили: сравните современную мазню с творчеством Тициана. А что же говорить о сегодняшнем дне, когда академической живописью современные художники владеют еще хуже, чем Васнецов?
Преподаватели художественного училища не отрицают важность и самодостаточность академизма, отмечают, что «Главная функция художника - это созидательная, то есть в первую очередь он должен быть деятельным, не замыкаясь в рамках академизма». Но никто не отменял владение художественными техниками, если не в совершенстве, то хотя бы на 80%.
Критерий успеха художника - это (помимо таланта, который никто не отменял) его сознательность. Он должен понимать, что делает и уметь это объяснить. Но смотря на произведения неких авторов, не всегда можешь догадаться что мастер хотел донести до тебя.
Произведение является хорошим, если оно тревожит и беспокоит (а не убаюкивает красотой и гармонией, например). Это все, разумеется, очень субъективно в наше время и иначе быть просто не может. Объективный критерий для сегодняшних произведений искусства - это только цена или количество посетителей выставок, а посетителей в наше время, впрочем, как и покупателей, раз-два и обчелся. В основном это выставки «для себя», на которые приходят только посмотреть люди из того же творческого круговорота.
Искусство - это не какое-то звание. Искусство - это такая профессиональная область. Это то, что выставляется в музеях и галереях, а не на втором этаже в Академии художеств.
искусство