Из истории кларнета.
Кларнет был изобретён в конце XVII - начале XVIII столетия нюрнбергским музыкальным мастером Иоганном Христофом Деннером (1655-1707), работавшим в то время над улучшением конструкции старинного французского духового инструмента - шалюмо .
Основным нововведением, позволяющим чётко провести различие между шалюмо и кларнетом, явился клапан на обратной стороне инструмента, управляемый с помощью большого пальца левой руки и помогающий переходу во вторую октаву. В этом регистре звучание первых образцов нового инструмента (первоначально называвшегося просто «усовершенствованная шалюмо») напоминали тембр употреблявшейся в то время трубы, называвшейся «кларино» Эта труба дала своё название сначала регистру, а затем и всему инструменту clarinetto (итальянское название кларнета) В течение некоторого времени шалюмо и кларнет употреблялись на равных, однако уже во второй четверти XVIII века шалюмо практически исчезает из музыкальной практики. Дело Деннера продолжил его сын Якоб, три инструмента его работы хранятся в музеях Нюрнберга, Берлина и Брюсселя. К концу XVIII века кларнет становится полноправным инструментом классической музыки. Появляются виртуозные исполнители, улучшающие не только технику исполнения на кларнете, но и его конструкцию. Среди них следует отметить Ивана Мюллера, который изменил конструкцию мундштука, чем значительно повлиял на тембр, упростил передувание и расширил диапазон инструмента, по сути, создав его новую модель. С этого времени начинается «золотой век» кларнета. В первой половине XVIII века кларнет, будучи технически очень несовершенным инструментом с небольшим диапазоном и неровным звучанием, появлялся в оркестре лишь эпизодически. Среди таких сочинений - месса Жана-Казимира Фабра , оперы Георга Фридриха Генделя «Тамерлан» и «Ричард Первый» , ряд произведений Райнхарда Кайзера. Сольные выступления кларнетистов известны с начала второй половины XVIII века, В конце 1740-х годов кларнеты появляются в оркестре Александра Ла Пуплиньера во Франции. Среди кларнетистов этого оркестра выделялся своим мастерством Гаспар Прокш, для которого, предположительно, написан Концерт Иоганна Стамица,дирижировавшего этим оркестром. Концерт Стамица стал первым в истории, написанным для «большого» кларнета Значительную роль в становлении кларнета как полноценного инструмента и расширении его репертуара сыграл Вольфганг Амадей Моцарт. Он познакомился с кларнетом, предположительно, в 1764 году, работая с партитурой одной из симфоний К. Ф. Абеля, а сам впервые использовал кларнеты в 1771 году в Дивертисменте KV113, и затем ещё в двух в 1773 году. В этих сочинениях партии кларнетов относительно несложны.Лишь с начала 1780-х он начал более активно применять этот инструмент: все оперы, начиная с «Идоменея», предполагают использование кларнетов. Кларнет появляется и в камерной музыке Моцарта: в серенадах для духовых.Трио с альтом и фортепиано . Для Штадлера же Моцарт написал Концерт для кларнета с оркестром; последнее своё оркестровое сочинение, оконченное за несколько месяцев до смерти.
Этот концерт, считающийся одним из лучших в репертуаре кларнета за всю его историю был впервые исполнен Штадлером 16 сентября 1791 года в Праге.
Моцарт. Концерт для кларнета с оркестром.
Click to view
Наступление эпохи романтизма в музыке ознаменовалось не только изменением музыкального стиля, но и улучшением возможностей музыкальных инструментов, в том числе и кларнета. Композиторы обратили своё внимание на усовершенствованный инструмент и создали ряд сочинений, до сих пор входящих в репертуар кларнетистов. Тембр кларнета сразу же привлёк внимание композиторов и стал своеобразным музыкальным символом романтизма. Соло кларнета звучат в операх Вебера и Вагнера, в симфониях Берлиоза и Чайковского, в симфонических поэмах Листа.
Википедия.