"Легенда" Венявского

Jul 12, 2020 18:55


***

"Шопен скрипки", "Второй Паганини" - как только не называли молодого Генрика Венявского. Действительно, польский музыкант был одарен изумительным талантом. Его виртуозные возможности, казалось, не имели границ.



Венявский родился 10 июля 1835 года в польском городе Люблине. Когда Генрику было 6 лет, в доме Венявских выступил знаменитый венгерский скрипач Миска Гаузер, приехавший в Люблин с концертом. Впечатления Генрика были столь велики, что он напевал сыгранные Гаузером мелодии, скребя палочкой по двум струнам, прилаженным им к дощечке в виде скрипки. Мать, вопреки предубеждению супруга, настояла на необходимости профессионального образования. Уже через полтора года Генрик играл сложные в техническом отношении концерты Берио. После одобрения таланта Генрика в Варшаве известным чешским скрипачом Г.Панофкой, семья решила отправить сына в Парижскую консерваторию для получения профессионального образования.

Осенью 1843 года мать с восьмилетним сыном выехали в Париж. Генрика показали одному из лучших профессоров, Жозефу Ламберу Массару, который, в качестве испытания, предложил совсем юному музыканту за две недели выучить по слуху без скрипки труднейший концерт Крейцера. Потрясенный результатом, профессор стал добиваться приема Генрика в консерваторию, так как, во-первых, туда не принимали иностранцев, а во-вторых, Генрику еще не исполнилось 12 лет. Для того чтобы преодолеть положения Устава консерватории, пришлось добиться особого декрета министра внутренних дел о приеме Венявского. Генрик был зачислен в консерваторию 8 ноября 1843 года.

В 1846 году Массар предложил Генрику новое испытание: по Уставу Парижской консерватории каждый год проводились выпускные конкурсы, в которых могли принять участие все студенты. В присутствии многих выдающихся музыкантов Парижа (в т.ч. Гектора Берлиоза) Генрик с виртуозным блеском и эмоциональным подъемом наизусть исполнил Концерт № 17 Виотти, несмотря на отсутствие опыта концертных выступлений и соперничество с другими студентами, которые были значительно более зрелыми артистами. Жюри единогласно присудило одиннадцатилетнему ребенку I премию и большую золотую медаль, что стало уникальным случаем в истории Парижской консерватории. По окончании консерватории директор, композитор Д. Обер вручил Генрику Венявскому не только медаль, но и бесценный для юного исполнителя подарок русского императора Николая I - скрипку работы Гварнери дель Джезу.

В начале 1849 года Генрик Венявский вновь поступает в Парижскую консерваторию, и через год вновь заканчивает ее с I премией по классу композиции Ипполита Колле.

С 1850 года Венявский начинает активную концертную деятельность. С громадным успехом проходят гастроли скрипача в Германии. Игру его все чаще сравнивают с исполнением других выдающихся скрипачей-виртуозов, подчеркивая мужественный, виртуозно-романтический стиль игры Венявского. Особенное воздействие на слушателей оказывала стихийная виртуозность, поразительное техническое совершенство.

В середине 1850-х годов после его выступления в Гааге были выпущены портреты и литографии, а скульптор Лякомбле вылепил его бюст.

К концу 50-х годов Г. Венявский прочно занял одно из первых мест среди лучших скрипачей мира. О нем ходили легенды, что он получил в наследство от Паганини магическое искусство великого артиста. По отзывам современников, игра Венявского, особенно исполнение им произведений Паганини, очень напоминала игру самого гениального скрипача. Венявский обладал удивительным умением с первых же минут захватить слушателей, увлечь их, затронуть сокровенные струны человеческой души. И впечатление от его игры не исчезало после концерта, долго еще волновало слушателей. Недаром Венявского называли волшебником.

Важной вехой в судьбе Генрика Венявского стала встреча в Париже в 1858 году с А.Г. Рубинштейном. Антон Рубинштейн не только оказал огромное влияние на творчество Венявского, но и повлиял на ход дальнейших событий его жизни. Первый концерт двух великих музыкантов в Париже имел особый успех, и Рубинштейн предложил совершить концертную поездку в Лондон. В Лондоне Рубинштейн познакомил Венявского с родственниками известного английского пианиста и композитора Д.А. Осборна - Хэмптонами. Их дочь Изабелла стала женой Венявского, однако этому событию предшествовали драматические минуты. Отец семейства, английский аристократ, отказался выдать свою дочь за артиста, не имеющего постоянной работы, финансовых средств и положения в высшем обществе. В эти дни было написано одно из наиболее проникновенных, поэтичных сочинений Венявского - «Легенда». Исполнение нового сочинения в концерте так растрогало семью, что отец вышел на сцену и, обняв Генрика, сказал: «Только великая любовь могла вдохновить Вас на такое великое произведение»!

Легенда

image Click to view



(исполняет Леонид Коган)

Однако, согласившись на брак дочери, он потребовал, чтобы Венявский нашел себе постоянное место работы перед женитьбой, а также застраховал свою жизнь на крупную сумму, которая должна была обеспечить его семью в случае какого-либо несчастья.

Бракосочетание Венявского состоялось в Париже в августе 1860 года. На свадьбе присутствовали Берлиоз и Россини. По требованию родителей невесты Венявский застраховал свою жизнь на баснословную сумму 200 000 франков.

Необходимость ежегодно выплачивать огромный взнос легла на плечи Венявского тяжким бременем до конца жизни. Концертные сборы были основным, но самым непредсказуемым источником дохода, однако только они обеспечивали жизнь концертирующего солиста.

Насыщенный ритм жизни начинал сказываться на здоровье Венявского. В 1867 году его настигает первая беда - глухота. Временами он практически терял слух, но старался скрывать болезнь, которую помогло преодолеть лишь долгое и упорное лечение.

С 1860 года Венявский работал в России, он становится "солистом императорских театров", а вскоре и профессором консерватории.

В 1872 году Венявский уезжает в Европу, а затем, снова вместе с Антоном Рубинштейном, подписывает контракт о проведении турне по Америке. За 8 месяцев музыканты, ставшие первыми крупными европейскими виртуозами, гастролировавшими в Америке, должны были дать 215 концертов. Рубинштейн не выдержал напряженного ритма и вернулся к своим делам, а Венявский завершил турне только в 1874 году вместе с певицей Паулиной Лукка. Результатом гастролей стала тяжелая болезнь сердца. Среди дикого ритма концертов и выступлений скрипач находил время для азартной игры. Он словно сознательно прожигал жизнь, не щадя и без того слабого здоровья.

Спасти положение, в том числе материальное, помогло предложение, полученное во время американского турне: в 1875 - 1877 годах Венявский вел класс скрипки в Брюссельской консерватории (в связи с уходом Анри Вьетана). Здесь он воспитал своего самого известного ученика - выдающегося Эжена Изаи, по игре и записям которого мы можем составить впечатление об исполнительской манере самого Венявского.

В 1877 году Генрик Венявский вновь погружается в интенсивную концертную деятельность. Однако ухудшение состояния здоровья ставило вопрос о дальнейшей творческой деятельности, - Венявского заставляло работать лишь тяжелое материальное положение. В эти годы Венявский вынужден был играть сидя (мучил ревматизм, боли в правой руке и отеки ног). В конце 1878 года поступило предложение от Н.Г. Рубинштейна приехать в Москву. 1879 год прошел в гастролях по югу России, и обострившаяся болезнь настигла его в Одессе. В эти последние годы еще молодой (чуть более 40 лет!), но совершенно больной Венявский был вынужден работать только для того, чтобы выплатить злополучный страховой взнос. Ведь в случае неуплаты он терял всю страховую премию, собранную в течение 19 лет, и его семья оставалась без средств. В Москву приехали жена и сын Венявского, к лечению привлекли лучших врачей, однако дни Венявского были сочтены.

На панихиде в Москве прозвучал Реквием Моцарта в исполнении оркестра, хора и солистов Большого театра и консерватории под управлением Н.Г. Рубинштейна, а во время похорон в музыкальном некрополе Powązki в предместье Варшавы звучала «Легенда» самого Венявского в исполнении молодого польского скрипача С. Барцевича.

Всего Венявским создано около 40 сочинений, часть из них осталась неопубликованными.

Во всех жанрах, к которым обращался Венявский, сказывался польский национальный художник. Естественно, что народный колорит особенно чувствуется в жанрах, выросших из польских танцев. Мазурки Венявского - яркие сценки из народной жизни. Их отличают мелодичность, упругий ритм, использование приемов игры народных скрипачей. Два полонеза Венявского - концертные виртуозные пьесы. Они рисуют картины торжественного шествия, праздничного веселья. Если в мазурках проявилось лирическое дарование польского артиста, то в полонезах - масштабность и темпераментность, свойственные его исполнительскому стилю. Прочное место в репертуаре скрипачей заняли и такие пьесы, как Скерцо-тарантелла, Вариации на оригинальную тему, "Русский карнавал", Фантазия на темы оперы "Фауст" Ш. Гуно и др. Популярны два его скрипичных концерта.

Полонез № 1 (Яша Хейфец)

image Click to view



Вариации на оригинальную тему. (Максим Венгеров)

image Click to view



Скерцо-тарантелла (Максим Венгеров)

image Click to view



Фантазия на темы оперы "Фауст" Ш. Гуно

image Click to view



польские композиторы, Венявский, #Венявский, скрипачи

Previous post Next post
Up