***
С раннего детства Кароль Шимановский находился в атмосфере искусства. Генеалогическое дерево Шимановских насчитывает столько музыкантов, что невольно напрашиваются аналогии с родом Бахов, Куперенов, Пуччини. Отец будущего композитора хорошо играл на виолончели и фортепиано, его брат - певец. Три двоюродных брата - известные музыканты. Старший - Феликс Блуменфельд - профессор Московской консерватории, средний - директор музыкальной школы в Киеве, младший - композитор. Двоюродная сестра Жана Залеская - певица. Дети от её брака с Густавом Нейгаузом - Генрих и Станислава Нейгауз - известные пианисты. Уже в детские годы Кароль сочиняет оперы, в домашних постановках которых участвовал его двоюродный брат, будущий писатель Я. Ивашкевич. Мальчик обучается игре на фортепиано сначала под руководством отца, а затем в Елизаветграде - в школе своего дяди Г. В. Нейгауза. Продолжает своё музыкальное образование Кароль в Варшавской консерватории.
Кароль Шимановский (Karol Szymanowski)
6 октября 1882 - 29 марта 1937
Важную роль в формировании творческой манеры Шимановского сыграла музыка Дебюсси и Равеля. В польском искусстве того времени импрессионизм претерпел эволюцию и стал именоваться "польским колоризмом". Создавались оригинальные образы, в которых сочетались динамика и статика, конкретное и обобщенное, импрессионизм переплетался с повышенной декоративностью. Произведения Шимановского легко вписывались в общую картину польского искусства.
Новую модификацию импрессионизма Шимановский даёт в трёх пьесах для скрипки и фортепиано "Мифы" (1915 год).
Первая пьеса "Фонтан Аритузы" основана на мифе о речном боге Алфеосе и нимфе Аритузе, подруге Артемиды. Спасая Аритузу от преследования влюблённого Алфеоса, Зевс превратил её в ручей, который ушёл под землю и выбился фонтаном на сиракузской земле.
"Фонтан Аритузы"
Click to view
Во второй пьесе "Нарцисс" - образ сына речного бога, влюбившегося в собственное отражение в водах ручья.
"Нарцисс"
Click to view
Третья пьеса - "Дриады и Пан". В лесах и горах играет на свирели бог Пан - существо с козлиными ногами, рогами и бородой. Под его музыку водят хороводы дриады - лесные нимфы, живущие в листве деревьев.
"Дриады и Пан"
Click to view
Программа находит в музыке самое обобщенное выражение: шумящие струи фонтана в первой пьесе; имитации скрипки и фортепиано (словно отражение Нарцисса в зеркале вод), созерцательная чувственность, экстаз - во второй; сопоставление орнаментальной мелодической фразы, излагаемой квартами ("мотив Пана"), с всплесками, переливами, зигзагообразными взлётами мелодических фраз (игры дриад) - в третьей пьесе.
В "Мифах" Шимановский сочетает чисто импрессионистическую трактовку фортепиано и скрипки (в меньшей мере) с выражением душевных порывов, свойственных "романтическим" произведениям, но трансформированных теперь в иную плоскость. Отсюда - доминирующая роль мелодии. Правда, мелодия в "Мифах" тоже иного типа. Она короче по дыханию, её контуры текучи. В "Нарциссе сложна, украшена неожиданными росчерками и завитками, в "Дриадах" капризна, стилизована, в "Аритузе" полна скрытой истомы. Но конструктивная функция её всюду одна и та же: мелодическая линия организует трепещущие блики голосов, аккорды-цветовые пятна, наплывы света, теней. В "Мифах" импровизационная свобода, продиктованная волей непосредственного импульса, многоцветность и текучесть словно бы втиснуты в конструктивную систему и подчинены дисциплине равновесия. Мгновенное находит себе противодействие в уравновешенности формы.