Искусство, смертельно опасное для жизни

Dec 20, 2012 22:41



Николай Наседкин. Пашня. 2011. 200х288 см. Хром-эрзац, тяжелые фракции нефти - битум, нефть-сырец, уайтспирит. Собственность автора

Николай Наседкин "Black"

Дата проведения: 20 декабря 2012 года - 27 января 2013 года
Адрес: Московский музей современного искусства, Москва, ул. Петровка, д. 25

Художник Николай Наседкин относится к ведущим мастерам постсоветского экспрессионизма. Он один из самых последовательных и одновременно непредсказуемых художников этого круга в нашем искусстве. Потёки краски на его картинах-инсталляциях - это не столько формальный цветовой эксперимент, сколько эмоциональное авторское высказывание.


       Преобладание в большинстве представленных работ черного цвета - некой суммы всех оттенков - становится напоминанием об амбивалентности бытия, в котором темное начало непременно уравновешивается светлым и вселяющим надежду. Именно эта скрытая надежда на преодоление тьмы и дисгармонии и является связующей нитью экспозиции в MMOMA.

Так пишут о выставке сами устроители. 
     Корреспондент halloART побывал на вернисаже и не впечатлился очередными черными квадратами, выполненными через сотню лет после настоящего "Черного квадрата" Малевича. Отличие копий от оригинала состоит лишь в том, Наседкин использует для рисования нефть, специфический запах которой сшибает с ног. Сама выставка не оставила у меня никаких эмоций - стандартное повторение идей, давно придуманных другими художниками, очень сложно воспринимать в контексте актуально-современного искусства. И даже модное в кураторских кругах слово "амбивалентность", сплошь и рядом применяемое по делу и не по делу, тут ни капли не помогает. Древние идеи и потасканные слова как нельзя лучше показывают тотальный кризис т.н. актуально-современного искусства.



Николай Наседкин "Курган. Шапка Мономаха". Дерево, бумага, пластик, нефть.
Осталось лишь чиркнуть спичкой

Минимум две инсталляции Николая Наседкина оказали на меня эффект, о котором художник, наверно, и не подозревал. Посмотрите на инсталляцию "Курган. Шапка Мономаха". Если не вести бесконечные споры, обычные при виде любой кучи мусора, помещенной в музейный контекст, становится очень нехорошо, когда оцениваешь обилие горючих материалов, тщательным образом сложенных художником в виде "пионерского" костра высотой около трех метров. Что-то щелкает внутри и опускается низко-низко, лишая способности к разумному действию.
     Считаю нужным предупредить потенциальных посетителей музея о том, что выставка Н.Наседкина опасна для жизни. Собрав в небольших помещениях третьего этажа старого здания ММСИ/ММОМА значительную массу горючих материалов, устроители выставки в прямом смысле этого слова играют с огнём. Дерево, бумага, полимеры, густо сдобренные нефтью, в комплекте с запутанными коридорами и узкой лестницей не оставляют шансов на спасение.
     Вот эти чувства будут посильнее "Фауста" Гете! В другом помещении охватить взглядом пожароопасный объект невозможно. Внутри комнаты Н. Наседкин оформил пространство, стены которого состоят из многочисленных листов упаковочной бумаги, пропитанной нефтью. Расстояние между инсталляцией и стенами музейной комнаты в среднем не более метра, я постоянно задевал предмет современного искусства своей фотосумкой. Под потолком укреплены мощные галогеновые лампы подсветки, которые за день постоянной работы могут раскалиться до температуры 451 градус по Фаренгейту. К моему ужасу, знания физики подсказывают, что возможно обойтись и более низкой температурой благодаря нефтяным испарениям. Зрителям предлагают войти внутрь такого потенциального крематория. Я не рискнул это сделать и как можно более быстрее покинул комнату, не сделав ни одной фотографии.
     В третьем помещении выстроен густой лес из деревянных досок, также покрашенных в черный цвет.
     По информации, полученной от сотрудников ММСИ/ММОМА, на третьем этаже старого здания отсутствует как пожарная сигнализация, так и автоматическая система пожаротушения. Все, что смогли показать женщины-смотрители, так это огнетушитель скромных размеров, который вряд ли поможет в случае возгорания, только отнимет драгоценное время, столь необходимое при эвакуации.
     В целях вашей безопасности рекомендуем воздержаться от похода в музей. В начале 2013 года музей будет переполнен толпами случайных посетителей, пришедших в музей ради дней бесплатного посещения. Многие из них будут в верхней одежде, маленький гардероб не в состоянии обслужить рпаздничный наплыв зрителей. Учитывая, что в мире актуально-современного искусства всегда в обилии присутствуют личности с нестабильной психикой, можно с большой вероятностью допустить, что ради славы какой-нибудь непризнанный художник решит провести в ММСИ/ММОМА свою последнюю акцию. Идею давным-давно придумал всемирно известный акционист по имени Герострат. Большого ума не требуется, зато какой эффект! Легко попасть на страницы газет и журналов, хотя бы и в раздел уголовной хроники.

Надеюсь на здравый смысл руководства музея. Это уже не смешно. Это даже не глупость. Это преступление.
     Также прошу считать эту статью официальным заявлением в службу пожарного надзора города Москвы.



Николай Наседкин "Курган. Шапка Мономаха". Дерево, бумага, пластик, нефть.

ссылка по теме: Подробнее о выставке Николая Наседкина "Black" смотри и участвуй в обсуждении на  сайте Нового форума изобразительного искусства halloART.ru  

2012, contemporary art, россия

Previous post Next post
Up