Модест Петрович Мусоргский являлся великим новатором своего времени, из-за чего зачастую был не понят современниками. Судьба новатора трагична, ибо всегда желают слышать второго Моцарта или второй Motorhead.
Удивительное в наше время отношение к классической музыке! Её воспринимают как нечто отстранённое и лиричное, придворное и консервативное. А между тем классическая музыка никогда не была пустым ажурным звоном, и её авторы зачастую являлись общественными деятелями.
Модест Петрович принимал непосредственное участие в народническом движении третьей четверти 19-ого века, идеологами которого являлись Пётр Лавров и Пётр Ткачёв. Центр сего движения находился на Псковщине, около Холма и Торопца(в нынешнее время это часть Тверской и Новгородской области). Сутью этого движения было возрождение России и отрицание крепостничества и власти капитала.
«Я разумею народ, как великую личность, одушевлённую единою идеею» - такова была идея Мусоргского. Опера «Борис Годунов» стала выражением этой идеи. Вообще творчество Модеста Петровича пронизано народнической идеей. Это видно и в неоконченной опере «Хованщина» и в цикле «Картинки с Выставки».
Существует мнение, что Мусоргского сгубила страсть к алкоголю. Это совершенно не так. Когда он отклонил приглашение Ф. Листа, критик Стасов, близкий друг композитора, был этим весьма раздосадован и в сердцах говорил «этот дурак и идиот, должно быть, просто ленится и пьёт… точно Лист для него лишних сто лет жить будет». Это послужило началом к формированию ложного мнения об этом великом человеке. Портрет Ильи Репина, написанный незадолго до смерти Модеста Петровича в Николаевском госпитале подтверждает этот неверный образ. Сохранились фотографии, которые говорят правду об это человеке:
Мусоргский - молодой офицер Преображенского полка.
Мусоргский - член Могучей Кучки.