23 января 2021 года в целом ряде городов России прошли несанкционированные акции так называемых сторонников Навального. Все эти массовые выступления не были согласованы с местными властями, а значит с самого начала являлись не законными. Силы правопорядка, как и полагается в таких случаях, взяли под особый контроль места скопления людей.
По громкой связи они передавали информацию о том, что акции - незаконны, просьбу разойтись, но, как правило, эта информация на участников акции должного воздействия не имела.
А дальше началось самое интересное
В Москве, Питере и ряде других городов «мирные» протестующие начали нападать на сотрудников полиции, бросать в них разные предметы и просто пытаться избить отдельно стоящих. Дальше - больше. В ход пошли попытки прорыва оцепления, применение перцовых баллончиков, «дымовух». Разумеется, в ответ на это силовики начали применять приемы вытеснения и задерживать наиболее активных участников «протеста».
Но самое интересное началось потом. Виноватыми оказались - силовики. Причем не только с точки зрения «оппозиционеров» и так называемых либеральных СМИ, но и с точки зрения собственного начальства. Наиболее ярким примером является ситуация в Санкт-Петербурге, где боец РОСГВАРДИИ бьет ногой вышедшую ему навстречу женщину. Но, почему - то, все забывают очень важный момент. Данный боец с напарником сопровождают задержанного. И любой вышедший к ним на встречу человек в сложившейся ситуации мог представлять реальную угрозу. Начиная просто от попытки помешать дальнейшему продвижению, до использования против сотрудников каких-либо поражающих предметов. С точки зрения обеспечения собственной безопасности, действия сотрудника были абсолютно понятны и оправданы. Но что происходит дальше?
К участнице незаконной массовой акции (!) приезжает полковник полиции (!!) с извинениями (!!!). Более того, руководство заставляет своего бойца ехать к ней и извиняться, за якобы превышение своих полномочий и неоправданного применения силы.
Я сама в молодости неоднократно принимала участие в различных несанкционированных акциях. И когда нам «прилетало» от сотрудников ОМОНа, ППС и т.д, мы не обижались и к нам никто не приезжал извиняться. Самое главное, что все мы понимали, что поступаем незаконно и применение силы в отношении нас может быть оправдано. И были готовы к этому.
По поводу журналистов - очень хорошо сказал военный корреспондент Комсомольской Правды Александр Коц: «…Потому что когда ты лезешь в самую гущу, когда находишься между строем ОМОНа и цепью протестующих в момент жестких столкновений, когда включается режим «слабоумие и отвага» (шутка), будь готов, что тебе прилетит. Это должен быть осознанный выбор, понимание, что это издержки профессии, а не атака на свободу СМИ. Это все равно, что поехать в зону боевых действий и жаловаться, что тебя нахлобучили из миномета. Я вот не очень люблю жанр новостей «журналисты попали под обстрел» и никогда не выступаю их инициатором. Потому что мне потом стыдно перед людьми, которые под обстрелами ЖИВУТ. Так что, если ты снимаешь на передовой, ты осознаешь, что там стреляют. А снаряды не разбирают маркировку Press. Если ты хочешь яркие кадры, ты лезешь в самую жопу, но принимаешь соответствующий риск получить в горячке по хребту. Если не принимаешь, стой в ярком жилетике на периферии толпы и довольствуйся «объедками»».
Юля Витязева, журналистка News Front: «…..Второе - тема нацбезопасности. Яркий пример - последствия штурма Капитолия и инаугурация Байдена. Под лозунгом угрозы этой самой нацбезопасности были предприняты самые жёсткие меры и в отношении тех, кто ломанулся в Капитолий, и тех, кто их поддерживал. Полиция - национальные герои. Никаких тебе воплей правозащитников, никакой публичной поддержки протестующих. Они - «внутренние террористы» и точка. …..». Подробнее можно посмотреть
по ссылке .
Многие кричат и о «попрании свобод, нарушении Конституции РФ и Конвенции о защите прав человека и основных свобод (ETS N 005). Конвенция подписана Российской Федерацией 28 февраля 1996 года, Ратифицирована Федеральным законом РФ от 30 марта 1998 года N 54-ФЗ, вступила в силу для Российской Федерации 5 мая 1998 года.
По поводу Конвенции - рекомендую ВНИМАТЕЛЬНО прочесть ст. 10 и ст. 11. И не только первый пункт, но и
второй. А всем, кто ссылается на ст. 31 Конституции РФ: Граждане Российской Федерации имеют право собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирование - советую ознакомиться
с комментариями к ней.
Содержание рассматриваемой статьи соответствует положениям международных договоров. Так, в ч. 1 ст. 20 Всеобщей декларации прав человека установлено, что «каждый человек имеет право на свободу мирных собраний и ассоциаций», а в ст. 21 Международного пакта о гражданских и политических правах «признается право на мирные собрания. Пользование этим правом не подлежит никаким ограничениям, кроме тех, которые налагаются в соответствии с законом и которые необходимы в демократическом обществе в интересах общественной безопасности, общественного порядка, охраны здоровья и нравственности населения или защиты прав и свобод других лиц». Статья 11 Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод содержит следующую норму: «Каждый человек имеет право на свободу мирных собраний и свободу ассоциации с другими, включая право создавать профсоюзы и вступать в них для защиты своих интересов».
А также необходимо внимательно изучить Статью 55 Конституции Российской Федерации, которая гласит: 1. Перечисление в Конституции Российской Федерации основных прав и свобод не должно толковаться как отрицание или умаление других общепризнанных прав и свобод человека и гражданина. 2. В Российской Федерации не должны издаваться законы, отменяющие или умаляющие права и свободы человека и гражданина. 3. Права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения
обороны страны и безопасности государства.
А теперь давайте разберем ситуацию по существу
В центре миллионного города происходят неразрешенные массовые акции, переходящие в нападения на сотрудников полиции и РОСГВАРДИИ. То есть - массовые беспорядки. Сотрудники правоохранительных органов, получившие определенную команду и используя имеющееся у них законное право, пытаются навести порядок, в том числе - с использованием силовых методов. Причем все их действия очень избирательны: не применяются водометы, слезоточивый газ, конная полиция (см. антиковидную демонстрацию в Нидерландах). Потом руководство МВД и РОСГВАРДИИ говорит нам, что при массовых беспорядках в Москве пострадало более 40 силовиков. А в результате на различном уровне начинает раздуваться вопрос о якобы непропорциональном применении сил?!
Впечатление такое, что наверху либо не понимают, либо сознательно идут на развал силовых полицейских подразделений.
На мой взгляд, нужно исходить из следующего: если акция является несанкционированной, то ее участники подлежат задержанию и привлечению к ответственности на основании действующего законодательства. Это должны четко понимать и сами участники акции. Любая попытка силового воздействия на полицию, включая бросок бумажным стаканчиком, снежком или еще чем - либо - является основанием для начала применения жестких мер по разгону, задержанию участников, применению специальных средств, включая слезоточивый газ, водометы и резиновые пули.
Только так до большинства людей, которые приходят на эти митинги, в том числе прикрываясь детьми, подростками дойдет, что если акция незаконна - то власти ее будут пресекать жестко, а сотрудники и бойцы правоохранительных органов будут абсолютно правы, применяя силу на улице или пресекая сопротивление в местах нахождения задержанных.
И в этой ситуации никаких претензий к силовикам быть не может, т.к. их действия были абсолютно соразмерны и даже мягки в сложившейся ситуации.
И только в том случае, если действия «силовиков» будут признаваться обоснованными, они будут выполнять четко и последовательно свою работу по защите общественной и национальной безопасности. Никому из них не хочется казаться виноватым. Тем более - виноватым без вины.
А вот о чем власти нужно задуматься, вместо неуклюжих демагогических шагов: почему такое количество людей из разных социальных групп выходят на акции протеста? Что не так в обществе? Ведь не «отравление» Навального и не «дворец» в Геленджике является причиной?
Мария Коледа