Провел в Ленинграде всю блокаду, ведя огонь по позициям германских войск и отражая налеты авиации.
Официально именовался легким крейсером проекта 26, по этому же проекту был построен второй корабль - черноморский «Ворошилов». По модернизированному проекту 26-бис были построены «Максим Горький» для Балтики, «Молотов» для Черноморского флота и «Калинин» с «Кагановичем» для Тихоокеанского.
В основе лежали переработанные проекты итальянских легких крейсеров серии Condottieri - Raimondo Montecuccolli и Eugenio di Savoia, купленные у итальянской компании Ansaldo. Крейсер от своего итальянского родственника отличался существенно - например, главный калибр вырос со 152 до 180 мм.
Полное водоизмещение корабля - около 9500 тонн. Максимальная скорость 37 узлов - крейсер получился очень шустрым.
Вооружение «Кирова» выгодно отличалось от стандартных шестидюймовок легких крейсеров того времени. Крейсер получил три трехорудийные башни с орудиями Б-1П калибра 180 мм, имевшими дальность стрельбы 37,5 км. Кроме того, были установлены шесть универсальных (способных вести огонь как по надводным, так и по воздушным целям) 100-мм орудий Б-34. Корабль получил одну из самых совершенных для своего времени систем управления огнем.
Зенитное вооружение составляли шесть 45-мм зенитных полуавтоматических пушек 21-К и четыре 12,7-мм пулемета.
Крейсер заложили в 1935 году, спустили на воду в ноябре 1936 года, а уже в сентябре 1938 года приняли в состав Балтийского флота. Корабль участвовал в советско-финской войне.
Великую Отечественную «Киров» встретил в Риге, позднее ушел в Таллин. В качестве флагмана отряда главных сил вице-адмирала В. Ф. Трибуца возглавлял Таллинский переход - трагический прорыв сил Балтфлота в Кронштадт в конце августа 1941 года под атаками немецкой авиации. В конце сентября, получив дополнительную зенитную артиллерию, ушел в Ленинград.
С этого момента и до снятия блокады крейсер своим главным калибром участвовал в обороне города на Неве. В апреле 1942 года крейсер был тяжело поврежден немецкой авиацией, предметно решившей уничтожить стоявшие в невском люду корабли (операция «Айсштосс»), однако после ремонта вернулся в строй.
В январе 1944 года крейсер сыграл немалую роль в поддержке советских войск, начавших Ленинградско-Новгородскую стратегическую операцию. 27 января зенитные орудия крейсера впервые за много лет стреляли холостыми: Ленинград скупо праздновал снятие блокады, длившейся 872 дня. Летом 1944 года «Киров» помогал северному фасу - его артиллерия взламывала финскую оборону на выборгском направлении.
В октябре 1945 года подорвался на невытраленой магнитной мине, после чего более года провел в ремонте. Выведен из боевого состава Балтфлота в 1958 году.
В 1961 году крейсер превратили в учебный корабль. Он прослужил до 1974 года, после чего, к сожалению, был разобран на металл. На Васильевском острове в Ленинграде был установлен памятник «Кирову» - две носовые башни главного калибра крейсера.
#блокада #Ленинград