(no subject)

Jul 02, 2017 21:37



Проводить лето в Москве довольно приятно, и почему раньше это казалось чем-то ужасающим? Ладно, наверно при +30 и выше это действительно с трудом выносимо (постойте, а как же кондиционеры), но этим летом тут довольно комфортно. Зимой сбежать из реальности хочется куда сильнее :)
Фотка с окраины бутовского леса, куда я ездила пострелять.

Дальше будут нестройные мысли о "степном волке" Германа Гессе. Очень ко времени и к месту мне сейчас эта книга (хотя предполагаю, что магия Гессе в том, что он всегда к месту).


Рубрика "рассуждения дилетанта". На первых страницах я слегка споткнулась о долгое вступление, роман оформлен как "книга в книге" и к нему дается довольно длинное предисловие. Я много раз встречала подобный прием, но современные авторы им практически не пользуются, следуя завету: "начинай сразу с действия". Действительно, зачем читателю долгие описания неизвестного ему еще персонажа?
Я не смогла для себя придумать убедительного решения этой загадки для общего случая, но в этой конкретной книге мне кажется ясны мотивы автора. Степной волк не самый приятный и положительный из персонажей (хотя не лишенный притягательности), его легко сгоряча осудить, навесить ярлык, каталогизировать и забыть. Чтобы этого не случилось, автор выдает ему адвоката и позволяет выступить с защитной речью еще до того, как прокурор зачитает список обвинений (судья явно подыгрывает обвиняемому).
Почему мне интересно было в этом разобраться? Во-первых, потому, что я люблю анализировать подобные вещи. А во-вторых, я как раз недавно задавалась ровно тем же самым вопросом: если у меня есть откровенно неприятный в некоторых аспектах главный герой, то как не дать читателю отмежеваться от него, заставить сочувствовать? Не исключаю, впрочем, что я нашла не настоящий ответ а просто тот, который искала. Такое тоже возможно.

Ну, и несколько вырванных из контекста цитат напоследок:
"С ним происходило то, что происходит со всеми: то, чего он искал и к чему стремился самыми глубокими порывами своего естества, - это выпадало ему на долю, но в слишком большом количестве, которое уже не идет людям на благо. Сначала это было его мечтой и счастьем, потом стало его горькой судьбой. Властолюбец погибает от власти, сребролюбец - от денег, раб - от рабства, искатель наслаждений - от наслаждений. Так и Степной волк погибал от своей независимости."

"На самом деле жизненная сила мещанства держится вовсе не на свойствах нормальных его представителей, а на свойствах необычайно большого числа аутсайдеров, которых оно, мещанство, вследствие расплывчатости и растяжимости своих идеалов, включает в себя. Внутри мещанства всегда живет множество сильных и диких натур."

"Кто жаждет быть волком, тот столь же забывчив, как мужчина, который поет: «Блаженство лишь детям дано!» Симпатичный, но сентиментальный мужчина, распевающий песню о блаженном дитяти, тоже хочет вернуться к природе, к невинности, к первоистокам, совсем забыв, что и дети отнюдь не блаженны, что они способны ко многим конфликтам, ко многим разладам, ко всяким страданьям.
Назад вообще нет пути - ни к волку, ни к ребенку. В начале вещей ни невинности, ни простоты нет."

И далее везде...

литература, Будничное

Previous post Next post
Up